Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 119.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации25.03.2014
Размер119.42 Kb.
ТипРасшифровка
100-bal.ru > Информатика > Расшифровка
Тема: Как правильно понять исходный текст. «Расшифровка» информации текста.
Цель: обобщить знания о тексте, совершенствовать умения анализировать авторский текст, формировать умение аргументировано обосновывать свою позицию, совершенствовать коммуникативно-речевые умения создавать текст на основе авторского, развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся, совершенствовать правописные навыки.
Тип урока: повторение и систематизация изученного материала.

Оборудование: тетрадь, раздаточный материал, презентация.
Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. .Целеполагание.

-Я хочу начать наш урок с одной фразы, сказанной великим древнегреческим философом Аристотелем: « Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, из лица, к которому обращается» (1 слайд)

-Скажите, что это за три элемента, о которых утверждал Аристотель? (автор, тема, читатель)

-Верно. Автор сформулировал тему в тексте, читателю нужно правильно понять исходный текст.

-Вспомните, как правильно понять текст? (2 слайд)

текст

  1. О чем текст?

-Что мы увидим? (тему)

2.Какие вопросы рассматривает автор?

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего?

- На что нас это натолкнет? (на основную проблему в тексте)

4. Зачем автор написал текст? (ты определишь цель)

5. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

-Что мы сможем этим понять? (авторскую позицию)

-Итак, подумайте, какова цель нашего урока, чем мы будем сегодня заниматься? (работать с текстом, совершенствовать умения анализировать авторский текст и т.д.)

3. Закрепление изученного

1.)Работа с текстом
-Предлагаю вам послушать притчу и извлечь подтекстовую информацию. Вы знаете, что притчи заставляют нас задуматься о многом, и вы еще раз проверите свои способности внимательно вслушиваться в текст и извлекать смысл.

1 задание: закончите притчу

(Учитель зачитывает притчи («Истинное величие»)

- Что мог ответить мальчик?

2 задание: Прокомментируете притчу ( « Щедрое дерево»).О чем она? Чему нас учит? Проанализируйте поведение мальчика и яблони.

( Мальчик потерял свое счастье, растратил его в поисках другого. Оно было близко, но он не видел его. Только к концу жизни понял, в чем оно заключалось. А яблоня даже ни на минуту не сомневалась, отдавала себя по частям и была при этом счастлива)

-

Как называется качество человека, который всего себя отдает другим, при этом не просит ничего в замен? (щедрость). А человека? (благородным)
- Подведем итог. Что важно понять при работе с текстом, при его прочтении? (информацию)

-Совершенно верно. А для чего? ( понимание текста - это выход на проблему, авторскую позицию) И конечно, сдача единого государственного экзамена. Часть С.
2) Выпускники очень часто пугаются непонятных, сложных текстов. Один из таких текстов по словам выпускницы прошлых лет был на экзамене. Вот, что написано в чате ( 3 слайд): « Люди! У кого был текст Довлатова на сегодняшнем экзамене, отзовитесь! Я написала по нему одно, а моя подруга из другой школы - совершенно другое! Там такое навороченное содержание- ужас! И какой-то текст сам был бессвязный! В нем столько разных тем, что я толком не знала, о чем писать? Позицию автора вообще определить невозможно! Помогите разобраться!»
- Вот тот самый текст, вызвавший такое отчаяние бедной выпускницы.

( текст Сергея Довлатова)

Сергей Довлатов – замечательный, теперь всемирно известный писатель – умер в Нью - Йорке, в эмиграции, в 1990 году, за год до того, как его книги стали публиковаться на родине. (4 слайд, портрет)

Ниже помещен (в сокращении) отрывок из его повести. (зачитывается)
-Ну что, давайте мы с вами, пользуясь уже полученными знаниями о видах информации в тексте, попробуем его «увидеть» иначе, чем это сделала ученица.

Начнем по порядку. Первое, что должно привлечь ваше внимание? ( это маленькое предисловие к тексту) Прочитайте его еще раз.

Смотрите, как много в нем информации: (5 слайд)

  • Замечательный писатель

  • Всемирно известный писатель

  • Русский писатель

  • И вдруг – «умер в Нью-Йорке, в эмиграции»! ( Я думаю, вы заметили парадокс)

  • Умер в 1990 году, за год до того, как его книги стали публиковать на родине»,

  • Следовательно:

  • Эмигрировал он не по собственной воле

  • Вероятно, его художественное творчество стало причиной изгнания из страны

  • Лишь после первой перестройки книги С.Довлатова стали доступны российскому читателю.


Послушайте сообщение о жизни и творчестве С.Довлатова.(ученик)

  • Заметили, как можно много узнать об авторе текста, который вам предстоит анализировать?

  • - Скажите, теперь вы сможете объяснить: (6 слайд)

Почему письмо дошло чудом?

Почему француженка героическая?

- Предложите свои версии.

( 1. Женщину, согласившуюся тайно отвезти письмо писателю, вынужденному уехать из страны, могли арестовать.

  1. Видимо в этом письме было то, что могло вызвать негативную реакцию Комитета Государственной безопасности.

  2. Очевидно, прежние попытки связаться с Довлатовым заканчивались неудачно)

- Какую версию можно проверить? ( конечно 2, мы знаем содержание письма)

-Итак, ради чего это письмо было написано?

- Что могло заставить француженку жертвовать собственной свободой?

-Найдите предложение в тексте письма, в котором заключен основной смысл. Сложно?

-Прочтите письмо еще раз.(7 слайд)

«(6) Твоя эмиграция – не частное дело. (7) Иначе ты не писатель, а квартиросъемщик. (8)Ты вырвался, чтобы рассказать о нас и о своем прошлом. (9)Все остальное мелко.(10) Все остальное унижает достоинство писателя.

(11)Ты ехал не за джинсами и не за подержанной автомашиной. (12)Ты ехал – рассказывать. (13)Так помни же о нас…

(14)Говорят, вы стали американцами, свободными, раскованными, динамичными. (15)Почти такими же стремительными, как ваши автомобили.(16) Почти такими же содержательными, как ваши холодильники… (17)Мы смеемся над этими разговорами.(18) Смеемся и не верим. (19)Да какие же вы американцы?! (20)Не бывать тебе американцем.(21) И не уйти от своего прошлого. (22)Это кажется, что тебя окружают небоскребы. (23)Тебя окружает прошлое. (24)То есть мы. (25)Еще раз говорю – помни о нас…»
-Чего добивался автор послания, отправляя его в Америку?

(Верно. Ответ в 8 предложении, обращенном к писателю: « Ты вырвался, чтобы рассказать о нас и о своем прошлом» ( отрывок письма напечатать и выделить)

- Следовательно, Довлатов должен был выполнить эту просьбу, почти что требование. Обратите внимание на повторы слова « Помни»)
-Тогда о чем же он должен поведать миру, рассказывая о своем прошлом?

- Позитивной или негативной была его информация? ( негативной: ведь он из-за своего прошлого стал эмигрантом, изгнанником, следовательно вспоминая о России, о жизни в ней могли вызвать у писателя только отрицательные эмоции.)

_ Почему же тогда он много раздумывал над этим письмом и к каким выводам пришел?

- Давайте мы с вами его раздумья и выводы зачитаем и оформим вот так: ( 8 слайд) таблица



Раздумья

Выводы

(27) Есть свойство, по которому можно раз и навсегда отличить благородного человека.(28) Благородный человек воспринимает любое несчастье как расплату за собственные грехи. (29) Он винит себя, какое горе его ни постигло.

(30) Если изменила любимая, благородный человек говорит: «Я был невнимателен и груб.(31)Подавлял ее индивидуальность. (32) Не замечал ее проблем.(33)Оскорблял ее чувства.(34) Я сам толкнул ее на этот шаг». (35) Если друг оказался предателем, благородный человек говорит: «Я раздражал его своим мнимым превосходством.(36) Высмеивал его недостатки.(37) Задевал его амбиции.(38)Я сам вынудил его к предательству…»

(39) А если произошло что-то самое дикое и нелепое?(40) Если родина отвергла нашу любовь?(41) Унизила и замучила нас? (42) Предала наши интересы?

(43) Тогда благородный человек говорит: « Матерей не выбирают.(44) Это моя единственная родина.(45) Я люблю Америку, восхищаюсь Америкой, благодарен Америке, но родина моя далеко.(46) Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших сыновей!(47) Где уж ей быть доброй, веселой и ласковой?!»


- Теперь вам понятно, почему следуют рассуждения о благородном человеке?

- В чем же смысл рассуждения автора о благородстве? (Никогда благородный человек не бросит камень в свое прошлое, в свою Родину, какими бы они ни были)

- Согласитесь, это достойно уважения!. Как не вспомнить удивительную пословицу: добро добром оплатишь- молодец, на зло добром ответишь- ты мудрец! Добавим: благородный мудрец.

- Живя в свободной Америке, приютившей писателя и давшей возможность творить, можно все великодушно прощать Родине. –Найдите предложения, в которых писатель все прощает Родине и зачитайте их.

(слайд 9)

(48) Березы, оказываются, растут повсюду.(49)Но разве от этого легче?(50) Родина – это мы сами.(51)Наши первые игрушки.(52)перешитые курточки старших братьев.(53) Бутерброды, завернутые в газету.(54) девочки в строгих коричневых юбках.(55)Экзамены, шпаргалки…(56)Нелепые, ужасные стихи…(57) Армейская махорка…(58) Косо перечеркнутые строки…(59) Рукописи, милиция…(60) Все, что с нами было, - родина!. И все, что было, - остается навсегда…

- Сколько душевной боли и тоски по России в этих коротеньких предложениях. И разве может быть иначе.

- Скажите, о чем этот текст? О замечательной жизни в Америке, как написал один ученик, которому достался этот текст на экзамене. Или об ужасной жизни в России, как утверждал второй? (Нет, он об истинном благородстве человека, любящего свою Родину, и том, что ничего не может заменить ее)

-Что помогло понять это? (внимательное вычитывание смысла)

- Как вы думаете, сможете теперь самостоятельно также поработать над текстом?

-Я предлагаю сначала прочитать его, затем фрагменты сочинений. Попробуйте определить - разгадали ли авторы этих работ текстовую информацию.

4. Самостоятельная работа

Текст

  1. Анализ текста

1 группа - По заданию№1

- Как вы думаете, разгадали авторы сочинений, выявили проблему, обозначенную автором? (нет)

-Я вижу ваши удивленные глаза, что в сочинениях есть явные ошибки. Конечно, я с вами согласна. Ребята не поняли иронии В. Войновича, а это привело к неверной трактовке авторской позиции.

2 группа – По заданию №2

- Обратите внимание на следующие детали: (10 слайд)

(1) « замечательный в своем роде»

(2) «он с гордостью себя называл»

(3) « Ничем не примечательный с виду человек, обладал испепеляющей страстью – выправить… так, чтобы читать ее было совсем невозможно»

Продолжите…до 8 предложения ( предложения 4, 6, 7, 8)

(11 слайд)

(4) С утра до позднего вечера, не замечая ни дождя, ни солнца, ни время суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением…

(6) Он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.

(7)Нацелив на вёрстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался…, и ястребом кидался, если попадалось хоть одно живое.

(8) тут он выправлял слово «дом» на «здание» или «строение»

-Посмотрите предложения 3 и 7, если бы ребята внимательно прочитали, они бы поняли содержание.
- Скажите, а что он делает со словами: «золото черное, белое голубое» На какое слово меняет ?( обыкновенное) А с выражением «бабье лето»? ( женское лето) Верно именно женское завопил фенолог. Найдите глаголы, подтверждающие его поведение. ( бегал из угла в угол, заламывал руки)

Инсценировка ( показать, как работал редактор)

_ А что бы вы написали о Ермолкине?

Напишите по одному предложению.

Вот предположительно такие варианты: (12 слайд)

  • Этот человек лишен чувства языка,

  • Это явно сатирический образ,

  • Этот горе-редактор убивает живую речь, как ястреб убивает добычу,

  • Свое мнение он считает единственно правильным,

  • Он доводит правку текста до абсурда

  • Ермолкин вообще не знает живой речи: «золото обыкновенное», «женское лето»

  • Его тупое усердие лишь подчеркивает отсутствие ума, кругозора,

  • Как могли доверить такому бездарному человеку выпускать газету

6.Итог урока

-Молодцы. Теперь я уверено могу отдать вам текст «Научим французов хорошим манерам» на самостоятельную работу. Внимательно прочитайте его и проведите тщательный информационный поиск.

-Что же нового сегодня вы взяли для себя? Чему научились?

-Я уверена, когда вы будете правильно находить информацию в тексте, вы сможете определять без ошибок проблему текста.


Текст

(1)Это письмо дошло чудом. (2)Вывезла его из Союза одна героическая француженка… (3)Вот это письмо. (4) Я пропускаю несколько абзацев личного характера.(5) И дальше:

«(6) Твоя эмиграция – не частное дело. (7) Иначе ты не писатель, а квартиросъемщик. (8)Ты вырвался, чтобы рассказать о нас и о своем прошлом. (9)Все остальное мелко.(10) Все остальное унижает достоинство писателя.

(11)Ты ехал не за джинсами и не за подержанной автомашиной. (12)Ты ехал – рассказывать. (13)Так помни же о нас…

(14)Говорят, вы стали американцами, свободными, раскованными, динамичными. (15)Почти такими же стремительными, как ваши автомобили.(16) Почти такими же содержательными, как ваши холодильники… (17)Мы смеемся над этими разговорами.(18) Смеемся и не верим. (19)Да какие же вы американцы?! (20)Не бывать тебе американцем.(21) И не уйти от своего прошлого. (22)Это кажется, что тебя окружают небоскребы. (23)Тебя окружает прошлое. (24)То есть мы. (25)Еще раз говорю – помни о нас…»

(26) Я много раздумывал над этим письмом.

(27) Есть свойство, по которому можно раз и навсегда отличить благородного человека.(28) Благородный человек воспринимает любое несчастье как расплату за собственные грехи. (29)Он винит лишь себя, какое бы горе его ни постигло.

(30) Если изменила любимая, благородный человек говорит: «Я был невнимателен и груб.(31)Подавлял ее индивидуальность. (32) Не замечал ее проблем.(33)Оскорблял ее чувства.(34) Я сам толкнул ее на этот шаг».

(35) Если друг оказался предателем, благородный человек говорит: «Я раздражал его своим мнимым превосходством.(36) Высмеивал его недостатки.(37) Задевал его амбиции.(38)Я сам вынудил его к предательству…»

(39) А если произошло что-то самое дикое и нелепое?(40) Если родина отвергла нашу любовь?(41) Унизила и замучила нас? (42) Предала наши интересы?

(43) Тогда благородный человек говорит: « Матерей не выбирают.(44) Это моя единственная родина.(45) Я люблю Америку, восхищаюсь Америкой, благодарен Америке, но родина моя далеко.(46) Потерявшая, загубившая и отвергнувшая лучших сыновей!(47) Где уж ей быть доброй, веселой и ласковой?!»

(48) Березы, оказываются, растут повсюду.(49)Но разве от этого легче?(50) Родина – это мы сами.(51)Наши первые игрушки.(52)перешитые курточки старших братьев.(53) Бутерброды, завернутые в газету.(54) девочки в строгих коричневых юбках.(55)Экзамены, шпаргалки…(56)Нелепые, ужасные стихи…(57) Армейская махорка…(58) Косо перечеркнутые строки…(59) Рукописи, милиция…

(60) Все, что с нами было, - родина!. И все, что было, - остается навсегда…

( С.Довлатов)

Сергей Довлатов – замечательный, теперь всемирно известный писатель – умер в Нью-Йорке, в эмиграции, в 1990 году, за год до того, как его книги стали публиковать на родине.
Текст № 2

(1)Борис Евгеньевич Ермолкин был замечательный в своем роде редактор.

(2)Это был старый газетный волк, как он с гордостью себя называл.

(3)Ничем не примечательный с виду человек, обладал Ермолкин испепеляющей страстью – любую статью или заметку выправить от начала до конца так, чтобы читать ее было совсем невозможно.

(4)С утра до позднего вечера, , не замечая ни дождя, ни солнца, ни время суток, ни смены времен года, забыв о собственной семье, проводил он время в своем кабинете за чтением вёрстки.

(5) Ермолкину приносили серые листы, шершавые от вдавленного в них шрифта.( 6) Эти листы и в руки-то взять было противно, а

он вцеплялся в них, дрожа от нетерпения, расстилал на столе, и начиналось священнодействие.

(7)Нацелив на вёрстку острый карандаш, Ермолкин пристально вглядывался в напечатанные слова и ястребом кидался, если попадалось хоть одно живое.

(8) Все обыкновенные слова казались ему недостойными важной темы, и он тут же выправлял слово «дом» на «здание» или «строение»

(9) Не было у него в газете ни крестьян, ни лошадей, ни верблюдов, а были труженики полей, конское поголовье и корабли пустыни.(10) Люди не говорили, а заявляли, не спрашивали, а обращали свой вопрос…

(11) Особое место занимало у него в словаре слово «золото». (12) Золотом называлось все, что хотите.(13) Уголь и нефть – «черное золото». (14) Хлопок – «белое золото».(15) Газ – «голубое золото». (16)Говорят, однажды ему попало заметка о старателях, добытчиках золота.

(17) Он вернул заметку секретарю с вопросом, какое именно золото имеется в виду. (18)Тот ответил: «Обыкновенное»

(19)Так потом и было написано в газете: добытчики золота обыкновенного.

(20)Как-то я был свидетелем его разговора с ответственными за раздел «Заметки фенолога».

(21)Фенолог бегал из угла в угол и заламывал руки.

- (22)Борис Евгеньевич, взывал он к редактору. – (23) Я вас очень прошу, не правьте мою заметку, она такая маленькая! –(24) Ишь чего захотел, - ответил редактор, помешивая ложечкой остывший чай. –(25) Как не править, когда вы пишите: «Наступила пора бабьего лета»(26) У нас женщины – труженицы, а вы их оскорбительно называете бабами.

- (27)Я не их, я лето называю бабьим, так говорят в народе.

- (28)Все слова, что в народе говорят, да в газету? – редактор покачал головой.

- (29)Но ведь не писать же «женское лето», - сказал фенолог.-

- (30)Именно женское.

- (31)Борис Евгеньевич, - завопил фенолог, - вы меня убиваете. (32)Спросите у любого человека, хоть бы у той посетительницы…(33) Девушка, - обратился он к одной посетительнице,- вы вот я вижу, из народа. (34)У вас такое время, когда осенью тепло, когда солнышко светит, как называют?

- (35)Кто как хочет, так и называет,- сказала девушка уклончиво. (36)Ей не хотелось идти против редактора.

- (37)Вот видите, - оживился редактор. –(38) А у нас газета.(39) Мы не можем называть, кто как хочет…

(По В. Войновичу)





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск