департамент образования города москвы
центральное окружное управление образования
департамента образования города москвы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Гимназия № 1540
«Утверждаю»
Директор гимназии _______________
М.В.Моисеева
Пояснительная записка к учебному плану основного общего и среднего (полного) общего образования на 2013/2014 учебный год
Общие положения Учебный план ГБОУ Гимназии N 1540 реализуется в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и разработан на основе следующих
нормативных документов:
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» ( в редакции приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889).
Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010 №03-412 « О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
Письмо Минобрнауки России от 04.03.2010 №03-412 « О методических рекомендациях по вопросам организации элективных курсов».
Приказ Департамента образования г. Москвы от 11.05.2010 № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана».
Приказ Департамента образования города Москвы от 04.05.2011 №327 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 11.05.2010 №958».
Приказ Департамента образования г. Москвы от 11.05.2010 № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки РФ № 74 от 01 февраля 2012 г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г.
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
Государственная программа города Москвы «Развитие столичного образования города Москвы на 2012- 2016гг ».
Устав ГБОУ Гимназии № 1540.
Программа развития гимназии.
Основанием для формирования данного учебного плана является свидетельство о государственной аккредитации от 17.04.2009 г., подтверждающее статус школы: «ГБОУ Гимназия».
Целью учебного плана школы является формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности и любви к Родине, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, формирование здорового образа жизни.
Задачами учебного плана школы является создание условий, которые способствуют умственному развитию личности, способности к самопознанию и осознанному личностно-профессиональному самоопределению, сохранению здоровья учащихся.
Содержательное наполнение учебного плана отвечает задачам, определенным Программой «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование». Федеральный компонент учебного плана школы построен на основе федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ и обеспечивает достижение учащимися обязательного минимума содержания образования.
Обязательным условием реализации Образовательной Программы Гимназии № 1540 является углубленная подготовка обучающихся по иностранным языкам как одно из условий формирования коммуникативной компетенции учащихся и становления культурного потенциала личности.
Ведущие идеи построения учебного плана школы:
•создание условий для достижения учащимися уровней образованности, соответствующих федеральному, региональному и компонентам ОУ стандарта образования;
•ориентация на развитие целостного мировоззрения;
•ориентация на достижение учениками социальной зрелости;
•повышение компетентности учащихся в области новых информационных технологий;
•обеспечение преемственности между ступенями и классами;
•сохранение здоровья детей;
•защита учащихся от некачественного обучения;
•создание условий для возможного изменения образовательного маршрута.
Предлагаемый учебный план обеспечен необходимыми кадрами специалистов соответствующей квалификации и адекватными программно-методическими комплексами.
Учебный план ГБОУ Гимназии № 1540 реализуется на двух ступенях обучения и включает программы основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающих углубленную подготовку по иностранным языкам (английскому языку и ивриту) со пятого по одиннадцатый классы и информационным технологиям с пятого по одиннадцатый классы.
Для 2-ой ступени обучения:
• 5-летний срок освоения образовательных программ основного общего образования для 5-9 классов;
• продолжительность учебного года - 5-9 классы - 34 учебные недели (не включая летний период итоговой аттестации).
Для 3-ей ступени обучения:
• 2-летний срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования на основе различных сочетаний базовых и профильных предметов для 10-11 классов;
• продолжительность учебного года – 10-11 классы - 34 учебные недели (не включая летний период итоговой аттестации и проведение учебных сборов по основам военной службы).
Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемых через урочную и внеурочную деятельность, определяется в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и составляет при 5-ти дневной неделе, не более:
5-аб классы – 29 часов;
6-аб классы – 30 часов;
7-абв классы – 32 часов;
8-абв, 9-абв классы – 33 часов;
10-11 классы – 34 часов.
Продолжительность урока (академический час) во 5-11 классах составляет 45 минут (п. 10.9. СанПин 2.4.2.2821-10).
Объем домашних заданий (по всем предметам) не превышает (в астрономических часах): в 5 классах – 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часов, в 9-11 классах – до 3,5 часов (п.10.30. СанПин 2.4.2.2821-10).
В школе работают группа продленного дня для учащихся 5-6 классов.
В соответствии с Уставом образовательного учреждения учебный год делится на четверти в 5 – 9 классах и на полугодия в 10 – 11 классах. Учащиеся школы получают итоговые оценки по окончании каждой четверти (5- 9 классы), полугодия (10 – 11 классы).
Решением педагогического Совета школы принято положение о прохождении промежуточной аттестации учащимися 5-8 и 10 классов.
Для каждой ступени обучения приводится перечень учебных предметов, отражающий требования федерального государственного образовательного стандарта и специфики образовательного учреждения. Предлагаемый документ соответствует нормативным документам, сохраняет преемственность на всех ступенях, отвечает всем требованиям, предъявляемым к содержанию образования.
Максимальная (суммарная) нагрузка обучающихся соответствует нормативам применительно к 5-ти дневному режиму работы общеобразовательных учреждений РФ.
Класс делится на 2 группы при изучении следующих предметов:
английский язык – 5-11 классы;
иврит – 5-10 классы;
технология – 5- 8 классы;
информатика – 5-11 классы;
физическая культура – 7б, 11а классы (девочки и мальчики).
Деление на группы возможно при наполняемости классов 25 и более человек.
Часы компонента ОУ используются на изучение:
- второго иностранного языка (иврита) в 5 - 9 классах – 2 часа;
- английского языка в 9 классах – 1 час.
Предусматривается увеличение финансирование на совместную работу двух преподавателей при проведении занятий по учебным предметам в 5-8 классах с использованием современных информационных технологий (интегрирование курса информатики в учебные предметы).
Учебный план соотносится с программой развития образовательного учреждения, целью которой является обеспечение устойчивого развития инновационных процессов в гимназии. Программа развития направлена на развитие следующих показателей:
уровень образованности и качество образовательных достижений учащихся;
уровень профессиональной квалификации персонала (администрации, педагогов, специалистов службы сопровождения);
качество образовательной среды, ее инновационность и эффективность;
качество материальных ресурсов, эффективность их использования для обеспечения современных требований к организации образовательного процесса, комфортности образовательной среды, условий сохранения здоровья и безопасности;
качество расходования бюджетных и привлечения внебюджетных средств.
Основные ожидаемые результаты реализации программы:
повышение уровня обученности учащихся;
развитие ключевых компетентностей учащихся в сфере образовательной, коммуникативной, общественно-политической деятельности;
формирование коммуникативной компетентности, т. е. способности взаимодействия с окружающими людьми, умения работать в команде, знакомства с различными социальными ролями.
повышение готовности учащихся к осознанному выбору программ профессионального образования и обучению в вузе;
повышение профессиональной компетентности педагогов;
улучшение материально-технической оснащенности условий обучения, воспитания и развития учащихся;
создание материальной базы поддержки одаренных учащихся, обучения детей с особыми образовательными потребностями, инновационной, качественной работы специалистов ОУ;
развитие информационно-насыщенной среды гимназии, повышение эффективности ее использования для достижения качественно новых результатов образования.
Использование ИКТ в образовательном процессе направлено на формирование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Информационная компетентность проявляется в степени освоения учащимися технологических ресурсов, ресурсов сети Интернет, степени владения информационными технологиями, а также в способности учащегося самостоятельно искать, выбирать, организовывать, представлять, передавать информацию, проектировать объекты и процессы, представлять результаты работы с информацией с использованием современных средств информатизации.
Основное общее образование. Вторая ступень.
Учебный план ГБОУ Гимназии № 1540 для V-IX классов направлен на реализацию следующих задач:
- создание условий для достижения учащимися уровней образованности, соответствующих федеральному, региональному и школьному компонентам стандарта образования;
- создание условий для формирования ключевых компетентностей, позволяющих учащимся сделать осознанный выбор дальнейшего образовательного маршрута.
Учебный план рассчитан на преподавание в условиях традиционной классно-урочной системы, при этом в классах основной школы русский язык, литература, английский язык, иврит, математика, физика, химия преподается по технологии уровневой дифференциации (с одновременным разделением учебных потоков). Промежуточная аттестация школьников осуществляется в рамках зачетной системы на основании единых критериев. Переход учащихся из уровня в уровень осуществляется по заявлению родителей или самих обучающихся с учетом мнения преподавателей.
Часы на второй иностранный язык (иврит) и дополнительные часы, необходимые для углубленного изучения английского языка (1 час в 9-х классах), взяты из компонента ОУ.
Обязательными предметами для обучения в основной школе являются: русский язык, литература, английский язык, второй иностранный язык (иврит), математика (для 5 – 6 классов), алгебра и геометрия (для 7 – 9 классов), история, обществознание (с 6 класса), география (с 6 класса), биология (с 6 класса), природоведение (для 5 классов), физика (с 7 класса), химия (с 8 класса), технология (для 5 – 8 классов), информационные технологии (для 5 – 6 классов), информатика и ИКТ (для 7 – 9 классов), физическая культура, изо (5 - 6 классы).
Предметы федерального компонента изучаются в полном объеме.
Предмет «ОБЖ» интегрируется в содержание курсов технологии 5-7 классов, физкультуры 5-9 классов, химии 8-9 классов, в 8-х классах преподается как отдельная дисциплина.
Предмет «Теория вероятностей и статистика» интегрируется в содержание курсов информатики 7 и 8 классов, алгебры 9 класса.
Предмет «Музыка» изучается на уро
Основным содержанием учебно-методической работы школы является разработка курса «Технология 5-8», интегрирующего изучение основ технологий (технологических процессов, механизмов и систем, проектирования и конструирования) и овладение базовыми информационными технологиями. В 2013/2014 учебном году по этому экспериментальному курсу занимаются 5-6 классы по 1 часу в неделю, 7 классы – по 2 часа в неделю. В 8 классе преподавание ведется по экспериментальной программе, предполагающей изучение темы «Цифровые основы современных технологий» (34 часа).
Для учащихся 8 класса, начавших свое обучение в Гимназии №1540 в 2013/2014 учебном году, организован дополнительный ускоренный курс основ технологий, реализующий базовые концепции интегрированного курса «Технология 5-7». Другие учащиеся 8 класса могут изучать предметы, углубляющие и расширяющие содержание отдельных модулей базового курса.
Продолжая традиции, в Гимназии во всех классах ведется преподавание «Информатики». В 5 классе предмет «Информационные технологии», в 7 классе комбинированный предмет «Искусство, музыка, ИКТ» содержит элементы компьютерной графики и алгоритмики, элементы компьютерного дизайна. Обучащиеся 8 - 9 классов продолжают изучать единый предмет «Информатика и ИКТ» по экспериментальной программе (авторы – Юдина А.Г., Чехлова А.В.). При этом изучение информатики и информационных технологий планируется в рамках единого предмета «Информатика и ИКТ» в тесной увязке с изучением предмета «Технология». В 6 и 7 классах информатика интегрируется в другие учебные предметы: технология, искусство, математика, физика, история, русский язык, литература.
Предмет «Искусство» имеет разное наполнение в разных параллелях:
- ИЗО – по 1 часу в неделю в 5 – 6 классах;
- музыка и английский язык – по 1 часу в 5 - 6 классах;
- музыка и ИКТ – по 2 часа в 7 классах и по 1 часу в 8 классах.
В гимназии нет спортивного зала. Уроки физкультуры проводятся на территории СОШ №228 и Детского парка №1. Поэтому 2 часа физической культуры сдаиваются и проводятся в физкультурных залах указанных спортивных учреждений, один час отводится на изучение истории спорта, технике безопасности при занятиях различными видами спорта, настольные игры. Учащиеся 9-х классов третий час проводят по индивидуальному плану занятий: в бассейне «Олимпийский», в секции пейнтболла Детского парка №1 в присутствии наших учителей физкультуры.
Структура дополнительного образования расширяет возможности данного учебного плана и предлагает учащимся во второй половине учебного дня разнообразные кружки :
«Технология и мы»
«Основы сценического мастерства и эстрадного пения»
«Традиции еврейского народа»
«Английский в нашей жизни»
«Решение задач повышенной сложности»
«Практическая стилистика русского языка»
«Компьютерный дизайн»
«Студия цифрового видео»
«Робототехника»
«Лаборатория компьютерного мастера»
«Изо - студия»
«Журналистика»
«Вокальное пение»
«Школа вожатых»
Среднее полное общее образование. Третья ступень. Учебный план школы разработан на основании Федерального базисного учебного плана. Учебный план гимназии для 10-11 классов реализует модель профильного обучения. Эта модель предполагает стандартизацию двух уровней преподавания основных учебных предметов: базисного и профильного, и включение в компонент образовательного учреждения проектно-исследовательской деятельности и элективных курсов (элективов), которые учащийся должен выбрать в соответствии с индивидуальным профилем образования.
Ведущие идеи построения учебного плана для 10-11 классов:
- удовлетворение образовательных потребностей родителей и учащихся на основе построения личностно-ориентированного педагогического процесса;
- профилизация учащихся с целью подготовки к продолжению образования или профессиональной деятельности;
- обеспечение уровня образования, соответствующего современным стандартам;
- обеспечение непрерывности учебно-воспитательного процесса.
Обязательными предметами для обучения в старшей школе являются: русский язык, литература, английский язык, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика и ИКТ, история, обществознание, география, биология, физика, химия, ОБЖ, физическая культура.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в Гимназии организованы профильные классы на третьей ступени обучения: филологический, социально-экономический и информационно-технологический. Наполняемость профильных классов от 15 человек. За счет малой наполняемости в 10-ом классе группы филологического и социально-экономического профилей объединены в один класс с разделением на группы при изучении профильных предметов. В 11а классе соединены группы трех профилей: филологического, социально-экономического, информационно-технологического.
В филологическом профиле первый иностранный (английский) язык изучается в объеме 12 часов за 2 года. В качестве второго иностранного языка изучается иврит в объеме 4 недельных часов за два года обучения. Расширено содержание курса русского языка.
Для информационно-технологического профиля выбрана специализация - программирование. Профильными предметами являются математики (12 недельных часов за 2 года обучения) и информатика и ИКТ (8 часов за 2 года обучения). Расширено содержание курсов физики (6 часов в неделю за 2 года обучения). Преподавание информатики и ИКТ включает в себя профильные спецкурсы по программированию на языке Си, системное программирование, видеотехнологии, Web-технологии.
Для социально-экономического выбрана специализация – экономика и предпринимательство. Расширено содержание курсов математики (12 недельных часов за 2 года обучения), географии (3 недельных часа в 10 классе, в 11 классе – спецкурс по географии), обществознание (2 часа в 10 классе, 3 часа в 11 классе). Курс экономики преподается из рассчета 126 учебных часов за два года.
Предмет «Химия» в 2013/2014 учебном году изучается учащимися 11-х классов из рассчета 34 часа, а учащимися 10-х классов - из рассчета 68 часов.
Предмет «Биология» изучается учащимися 11-х классов в 2013/2014 учебном году из рассчета 34 часа, а учащимися 10-х классов будет изучаться в 2014/2015 учебном году из рассчета 68 часов.
В 10-11 классе учебным планом предусмотрено изучение ОБЖ как самостоятельного предмета в объеме 68 часов. При этом в 10 классе планируется проведение полевых сборов (выездной практики) как дополнительного к учебному плану мероприятия.
Учащиеся 10 - 11-х классов 2 часа занимаются в физкультурных залах в указанных выше спортивных учреждений. Третий час проходит по индивидуальному плану занятий: в бассейне «Олимпийский», в группе ЛФК, в секции пейнтболла Детского парка №1 в присутствии наших учителей физкультуры.
Часы школьного компонента используются на увеличение количества часов по профильным предметам в профильных классах, на организацию проектно-исследовательской деятельности, элективных, индивидуальных и групповых занятий и занятий по выбору учащихся в рамках основной учебной сетки часов.
Список предлагаемых элективных курсов для 10 – 11 классов:
Название курса
| Класс
| К-во часов в год
| Практикум по решению задач по математике
| 10
| 34
| Практикум по решению задач по математике в процессе подготовки к ЕГЭ
| 11
| 34
| Искусство письменной и устной речи
| 11
| 34
| Английский язык в системе Европейского языкового стандарта.
| 10
| 34
| Лингвистическая подготовка к участию в олимпиадах и творческих конкурсах по английскому языку
| 11
| 34
| Практикум по современному ивриту
| 10
| 34
| Изучение актуальных вопросов истории России с древнейших времен до конца XIX века при подготовке учащихся к ЕГЭ.
| 11
| 34
| Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ
| 11
| 34
| Биология. Дополнительные главы
| 10
| 34
| Практикум по решению химических задач
| 10
| 34
| Практикум по решению физических задач
| 10
| 34
| Практикум по решению сложных задач в курсе информатики
| 11
| 34
|
Структура дополнительного образования расширяет возможности данного учебного плана и предлагает учащимся во второй половине учебного дня разнообразные кружки: «Алгоритмические методы проектирования»
« Основы сценического мастерства и эстрадного пения»
«Практическая стилистика русского языка»
«Школа вожатых»
«Студия цифрового видео»
«Робототехника».
Выполнение данного учебного плана позволяет реализовывать цели
образовательной программы, удовлетворять социальный заказ обучающихся и родителей, достигать базового и повышенного уровня образовательной подготовки школьников, вести профильную подготовку.
При таком распределении часов учебного плана полностью учитывается предельно-допустимая нагрузка обучающихся школы, работающей в режиме пятидневной учебной недели. Перегрузки обучающихся нет, часы школьного компонента, выделенные на проведение индивидуальных и групповых занятий, элективных курсов в профильных группах, проводятся во второй половине дня согласно расписанию.
Учебный план гимназии позволяет реализовать задачи, стоящие перед школой в 2013-2014 учебном году, реализации образовательной программы ГБОУ Гимназии № 1540:
- организация личностно-ориентированной развивающей среды с использованием возможностей базового компонента и компонента образовательного учреждения;
- включение учащихся в урочную и внеурочную проектную деятельность, позволяющую детям приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности;
- выявление ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими направлениями послешкольного образования;
- информационная подготовленность обучающихся в 9 классах в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
- усиление работы по организации преемственности между ступенями обучения.
Логическое построение учебного плана способствует продолжению работы по развитию творческих способностей учащихся, созданию психолого-педагогических условий развития личности каждого ребёнка как индивидуальности, независимо от его «стартовых» возможностей развития.
Учебный план обеспечивает взаимодействие и единство содержания образовательных программ, являющегося обязательным на каждой ступени обучения, преемственности в содержании образовательных программ между ступенями обучения, соблюдение нормативов предельно допустимой нагрузки учащихся.
|