Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 4
_____________/О.Н.Авдеева/ Управление общего образования администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
(МОУ "СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области")
Программа информатизации
МОУ СОШ № 4 г.Ртищево Саратовской области
на 2013 – 2015 учебные годы
I. Паспорт программы информатизации МОУ СОШ № 4
Наименование разработки
| Информатизация образовательного учреждения
| Основной разработчик
| Муниципальное общеобразовательное учреждение. «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Ртищево Саратовской области»
| Сроки реализации программы
| 3 года
| Основные направления деятельности по реализации программы информатизации школы
| 1. Приоритетные направления деятельности учителя.
2. Приоритетные направления деятельности ученика.
3. Приоритетные направления деятельности администрации.
4. Приоритетные направления деятельности родителя.
5. Расширение единого информационного пространства школы.
| Механизм реализации программы
| Программа реализуется через работу методических объединений, работу учителей-предметников, систему научно-методической, исследовательской работы; непрерывное образование и самообразование учителей, взаимодействие всех участников образовательного процесса.
|
II. Введение. В XXI веке важную роль в мировой экономике играют информационные технологии. Без новых информационных технологий невозможно представить современную школу.
В связи с этим одно из основных направлений реализации национального проекта «Образование» - информатизация, переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и компьютерных технологий в образовательных учреждениях.
Настоящая программа определяет пути развития информатизации школы и действия по ее реализации.
Создание единой информационной и образовательной среды школы, включающей совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном и управленческом процессах новые информационные технологии, собирать, хранить и обрабатывать данные системы образования.
Обозначенные проблемы определяют цели и задачи реализации программы информатизации.
Цели:
Объединить различные направления работы школы средствами информатизации.
Сформировать и развивать информационную культуру учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать информационные ресурсы и технологии в реалиях школы.
Повысить качество образования через активное внедрение информационных технологий.
Задачи:
Создать условия для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий.
Максимально использовать преимущества ИКТ для повышения качества образования учащихся.
Участвовать в создании и развитии информационного пространства района путем взаимодействия всех участников образовательного процесса через развитие сайта ОУ, социальных сервисов и услуг сети Интернет.
Включить в образовательный процесс современные методики с использованием ИКТ.
Участвовать в выставках, конкурсах работ учащихся с использованием ИКТ.
Совершенствовать материально-техническую базу школы;
Внедрять и распространять опыт работы учителей, учащихся и родителей в области ИКТ в образовательный процесс для обеспечения его интерактивности.
Расширение созданного информационного пространства школы.
Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса.
Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся.
Более широкое внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность школы.
Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
Формирование условий для широкого освоения программных продуктов по созданию цифровых образовательных ресурсов
Организация и проведение мероприятий в дистанционном режиме.
Развитие сайта школы
Организация сетевого взаимодействия.
Развитие международных контактов.
Компьютерное оснащение школы На начало 2013-2014 учебного года в школе имеется 62 компьютера, из них 19 ноутбуков, 1 моноблок. Количество компьютеров, объёдинённых в локальную сеть, 37.
На один компьютер, используемых в учебном процессе, приходится 12% учащихся.
Принтер -5, сканер – 2, ксерокс -2, мультимедийный проектор – 3, интерактивная доска-2, видео-2, аудио-5, модем – 1, телевизор -13,Web-камера
Компьютерным оборудованием оснащены – 27 кабинетов: №№ 102, 106, 107,111, 113, 201, 202, 203, 208, 209, 212, 213, 214, 216, 301, 302, 304,305,306, 307, 308, 309, 311, 312, 313, 314,315, 316; библиотека, В учебных классах находятся в наличии личные медиатеки, аудио и видео -материалы, книжный фонд.
Все педагоги, работающие в школе, имеют удостоверение об окончании курсов по использованию ПК. Педагоги, работающие в составе МНЛ по направлению « Проектно-исследовательская деятельность как средство формирования и развития ключевых ко компетентностей учащихся», прошли обучение на дистанционных курсах по теме «Проектно -исследовательская деятельность с использованием новых информационных технологий». Направления развития информатизации. Программа информатизации МОУ СОШ № 4 рассчитана на 3 года и включает в себя 5 основных направлений:
Расширение единого информационного пространства школы.
Автоматизация организационно-распорядительной деятельности школы.
Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса.
Обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся.
Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство школы.
Программа направлена на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования.
Реализация данной программы позволит эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.
Программа включает организацию деятельности, направленную на теоретическую и практическую подготовку учителей на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий.
Программой предусмотрено на всех этапах работы создание информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями, компьютерное тестирование и использование мультимедийной техники на школьных и районных мероприятиях, создание компьютерных картотек образовательных программ.
.
Приоритетные направления деятельности участников образовательного процесса. Приоритетные направления деятельности учителя.
Осознание Интернет-технологии как части общей информационной культуры учителя.
Использование информационных ресурсов сети Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке.
Использование Интернет-ресурсов в цикле гуманитарных, естественно-математических предметов и в курсе информатики.
Дистанционное образование, повышение квалификации.
Создание Интернет -уроков, интегрированных уроков.
Уроки на основе готовых программных продуктов.
Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование ресурсной базы медиатеки.
Создание банка данных развития школьников, базы портфолио.
Работа на личных сайтах; электронное портфолио учителя.
Работа с электронными дневниками.
Приоритетные направления деятельности ученика.
Интернет –технологии -часть общей информационной культуры ученика.
Компьютерные технологии для подготовки к уроку.
Использование информационных ресурсов сети Интернет в ходе самообразования.
Тренировочное тестирование по программе ГИА и ЕГЭ.
Дистанционное обучение.
Интернет -технологии в организации дополнительного образования детей.
Внеклассная деятельность: организация кружковой и факультативной деятельности на основе компьютерной технологии.
Дистанционные конкурсы.
Дистанционные обучающие олимпиады.
Обсуждение актуальных проблем на Интернет -форуме школьного сайта.
Приоритетные направления деятельности администрации.
Наращивание материально-технической базы информатизации.
Автоматизация организационно-распорядительной деятельности.
Ведение мониторинга качества обучения.
Электронный документооборот.
Проведение семинаров-практикумов по внедрению информационных технологий в образовательный процесс.
Компьютеризация школьной медиатеки.
Электронная база педагогических кадров.
Электронная база по учащимся.
Поддержание сайта школы, создание Веб-страниц отдельных школьных проектов.
Размещение на сайте школы документов образовательного учреждения.
Введение электронных журналов и электронных дневников.
Приоритетные направления деятельности родителя.
Получение информации о расписании учебных занятий, о проводимых школьных мероприятиях и их результатах через сайт школы.
Интернет общение с руководством школы и учителями на форуме сайта.
Просмотр электронного дневника своего ребенка через школьный сайт.
Интернет-знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса.
Приоритетные направления деятельности по расширению единого информационного пространства школы.
Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администраторы, преподаватели, ученики и их родители (администрация в сфере управления, а преподаватели в области повышения эффективности процесса обучения). Практически все участники образовательного процесса объединены между собой соответствующими информационными потоками.
Формирование единого информационного пространства на первом этапе сводится к созданию общей информационной базы данных - компьютерного отображения информационного поля МОУ СОШ № 4, объединяющего информационные потоки, и организации постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса. Общая база данных школы как ядро единого информационного пространства должна содержать следующую информацию и предоставлять возможность ее обновления:
Общая информация о школе.
Кадровые данные о преподавателях.
Личные данные об учащихся.
Учебный план.
Штатное расписание.
Данные о материально-технической базе.
Социальный паспорт школы.
Данные научно-методической службы школы.
Статистические данные по итогам года с целью получения администраторами и преподавателями необходимых им данных об учениках и работе коллектива.
Ожидаемые результаты. Эффективность реализации Программы информатизации МОУ СОШ № 4 оценивается по следующим критериям: 1. Расширение единого информационного образовательного пространства школы.
Показатели:
уровень автоматизации организационно-распорядительной деятельности школы;
наличие единой локальной сети школы;
уровень освоения технологии сетевого общения в режиме он-лайн;
наличие на школьном сайте Интернет -форума;
наличие на сайте школы Веб -страниц отдельных школьных проектов.
2. Повышение уровня информационной культуры как составляющей профессионального мастерства учителя.
Показатели:
удельный вес педагогов, использующих ИКТ;
удельный вес уроков, проведенных с использованием Интернет-ресурсов;
увеличение базы цифровых образовательных ресурсов.
3. Повышение информационной культуры обучающихся.
Показатели:
удельный вес числа учащихся, использующих информационные технологии;
удельный вес числа учащихся, получивших образовательные услуги методом дистанционного обучения;
результативность участия в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
4. Качественное улучшение материально-технической базы школы.
Показатели
Укомплектование классов компьютерным оборудованием ( компьютер, интерактивная доска);
АРМ администрации и учителей.
Выполнение Программы информатизации школы позволит вывести образовательный процесс на более высокий уровень, что в конечном итоге приведет к повышению качества образования.
Система мероприятий по реализации основных направлений Программы. Разработка и реализация Программы информатизации МОБУ СОШ № 4
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| 1.
| Проведение организационной работы в коллективе по реализации данной Программы.
| 2013
| администрация
| 2.
| Определения актуальных тем для информационного пространства школы.
| 2013
| зам. директора по ИР
| 3.
| Корректировка Программы информатизации.
| 2013-2015
| администрация
| 4.
| Внесение изменений в Программу информатизации.
| 2013-2015
| администрация, руководители ШМО
| 5.
| Мониторинг по ИКТ - компетентности учащихся, педагогов.
| постоянно
| зам. д-ра по УВР, учитель информатики
| 6.
| Пополнение материально-технической базы информатизации.
| 2012-2014
| директор
|
Ожидаемые результаты:
создание единой информационной и образовательной среды школы;
использование программ для развития информационно-управленческой системы;
новый уровень профессионального развития педагогов и учащихся;
эффективно работающая медиатека;
повышение качества образования;
улучшение материально-технической базы.
Организация повышения ИКТ компетентности работников школы
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| 1.
| Проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, « круглых столов».
| 2013-2015
| Зам.директора по ИР
| 2.
| Повышение уровня компьютерной грамотности педагогических кадров школы через самообразование.
| ежегодно
| зам. директора по ИР
| 3.
| Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.
| ежегодно
| зам. директора по ИР
| 4.
| Пополнение информационного банка из опыта работы с новыми информационными технологиями.
| 2012-2014
| Зам.дир. по УВР
| 5.
| Разработка индикаторов эффективности использования ИКТ технологий в учебном процессе.
| 2013
| администрация
| 6..
| Внесение изменений в нормативные документы, регламентирующие требования к профессиональной ИКТ компетентности педагогических кадров.
| сентябрь 2013
| администрация
|
Ожидаемые результаты.
повышение ИКТ компетентности учеников за счет повышения доступности аппаратных и программных средств на уроках и во внеурочное время;
повышении ИКТ компетентности учителей;
улучшение качества образования средствами использования современных учебных материалов.
Автоматизация управления информационным пространством школы.
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| 1.
| Применение новых информационных технологий для управления качеством образования.
| 2013-2015
| администрация
| 2.
| Компьютерный мониторинг качества образования.
| 2013-2015
| Зам.директора по ИР
| 3.
| Обновление базы данных по педагогическим кадрам.
| 2013-2015
| Зам.директора по ИР
| 4.
| Ведение карт повышения квалификации учителей.
| 2013-2015
| Зам.директора по ИР
| 5.
| Создание единой школьной локальной сети (объединение в единую локальную сеть всех кабинетов школы).
| 2013-2015
| Администрация школы
| 6.
| Установка АРМ учителей.
| ежегодно
| Администрация школы
|
Ожидаемые результаты:
увеличение образовательных ресурсов средствами оперативного и полного сбора информации об учебном процессе, эффективной ее обработки, открытости этой информации для коллег и родителей;
повышении эффективности учебного процесса за счет поддержания технических средств в исправном состоянии и оперативной ликвидации неисправностей.
Создание информационных ресурсов системы образования.
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| 1.
| Пополнение банка данных образовательных услуг компьютерной сети Интернет.
| 2013-2015
| Зам.директора . по УВР
| 2.
| Пополнение Интернет-ресурсов школьной библиотеки.
| 2013-2015
| зав. библиотекой
| 3.
| Применение компьютерного тестирования учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
| 2013-2015
| руководители ШМО, учителя-предметники
| 4.
| Использование компьютеризации и Интернет-ресурсов при проведении уроков.
| 2013-2015
| учителя-предметники
| 5.
| Использование компьютерного класса для проведения интегрированных уроков, кружковой работы.
| 2013-2015
| учителя-предметники
| 6.
| Создание и использование мультимедийной продукции в образовательном процессе.
| 2013-2015
| учителя-предметники
| 7.
| Использование метода проектов образовательном процессе.
| 2013-2015
| учителя-предметники
| 8.
| Участие в конкурсах, семинарах, конференциях с использованием информационных технологий.
| 2013-2015
| Администрация
|
Ожидаемые результаты:
переход на качественно иной уровень использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе;
повышение уровня информационной культуры учащихся и педагогов;
активное использование наглядности средствами ИКТ в преподавании предметов;
усиление доли компьютерного тестирования в учебном процессе, организация проектной деятельности школьников, создание ресурсов для подготовки докладов, рефератов по отдельным темам;
рост интереса школьников к изучению ИКТ и применению различных цифровых аппаратных средств в учебном процессе;
повышение общего уровня качества образования в учебном процессе;
формирование межпредметных связей между ИТ и другими предметами школьного курса на основе использования единого школьного банка цифровых учебных ресурсов.
Организация работы по обновлению сайта школы.
№ п/п
| Мероприятия
| Сроки
| Ответственный
| 1.
| Обновление, пополнение сайта школы.
| постоянно
| Зам.директора по УВР
| 3.
| Подбор информации для сайта.
| постоянно
| администрация, учителя-предметники
| 3.
| Разработка дизайна сайта.
| постоянно
| Зам.директора по УВР
|
Ожидаемые результаты:
обеспечение свободного доступа педагогической, ученической и родительской общественности к информационным ресурсам школы.
|