Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №39
Внедрение электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность общеобразовательных учреждений
(методические рекомендации)
Авторы:
Е.Д. Ким – директор МБОУ СОШ №39,
Е.А. Перевозная – заместитель директора МБОУ СОШ №39.
г. Хабаровск
2013 г
1.Актуальность внедрения электронных дневников и журналов успеваемости Развитие информационных и коммуникационных технологий в условиях информационного общества, государственная политика модернизации открытости системы образования для широкой родительской общественности, переход на оказание услуг в электронном виде с 1 января 2014г. актуализирует ведение электронных журналов (ЭЖ) в системе общего образования.
Настоящий документ разработан в соответствии с поручением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации от 22 декабря 2010 года по вопросу: «О внедрении электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и мерах по методической и технической поддержке педагогов на местах» по разработке единых требований к системам ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде в общеобразовательных учреждениях. Письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 N АП-147/07 "О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде".
Ведение ЭЖ обеспечивает оказание услуг в электронном виде. В соответствие с законом РФ №210-ФЗ от 27.07.2010 и распоряжением Правительства РФ №1993-р от 19.12.2009 и № 1506-р от 07.09.2010 производится перевод услуг в электронный вид, который должен полностью завершиться к 01.01.2014г. 2. Общая характеристика . Интернет-проект «Дневник.ру» позволяет создать информационно-образовательную сеть для основных участников образовательного процесса. Он представляет собой современный и удобный инструмент взаимодействия учителей, родителей и учащихся. С помощью сервисов «Дневник.ру» пользователь, имеющий к нему доступ, может оперативно получить необходимую ему информацию, связанную с процессом обучения.
Интернет-проект «Дневник.ру» реализует следующие возможности:
- ведение электронных дневников;
- ведение электронного журнала;
- создание расписания уроков, административных отчётов;
- сетевое взаимодействие участников образовательного процесса.
Потенциальные пользователи электронного дневника, электронного журнала успеваемости – это родители, школьники, учителя. Для родителей электронный дневник дает возможность наладить эффективное взаимодействие с образовательным учреждением, в котором учится их ребенок. Он позволяет оперативно получать свежую и достоверную информацию об успеваемости своего ребёнка. При помощи электронного дневника родители смогут смотреть его оценки, контролировать посещаемость занятий. Для современных школьников система электронного дневника - это удобная форма просмотра расписания школьных предметов на всю неделю Дневник дает ученику возможность просматривать свою статистику и рейтинги по оценкам за определенные периоды времени. Он создает дополнительную мотивацию учащегося к повышению успеваемости и закреплению достигнутых успехов. Электронный дневник призван вызвать интерес у школьников к самому процессу обучения. Для учителей электронный дневник - это быстрый и удобный способ общения с родителями учеников, оперативный способ донесения информации ученикам и родителям.
3. Организация работы по внедрению электронных дневников и журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении Для успешного внедрения электронных дневников и журналов успеваемости в общеобразовательном учреждении необходимо осуществить определённые организационные мероприятия.
Направление
| Мероприятие
| Ответственный
| Нормативно-правовое обеспечение по внедрению электронных дневников, электронных журналов (приложение 1)
| Издание приказа о внедрении электронного дневника и журнала успеваемости (приложение 2).
| Руководитель ОУ
| Разработка плана работы, содержащий перечень необходимых и достаточных мероприятий по внедрению электронных дневников и журналов успеваемости с указанием этапов, сроков, предполагаемых результатов и ответственных лиц.
| Руководство ОУ
| Разработка локального акта: «Положение (инструкции) ведения электронных дневников и электронного журнала» (приложение 5).
| Руководство ОУ
| Разработка регламентов по предоставлению услуги электронного дневника и электронного журнала (приложение 3,4).
| Руководство ОУ
| Издание приказа по ОУ о возложении персональной ответственности за защиту персональных данных при ведении электронных дневников и журналов.
| Руководитель ОУ
| Издание приказа по ОУ о создании рабочей группы.
| Руководитель ОУ
|
Организационные мероприятия по внедрению электронных дневников и журналов успеваемости
| Знакомство с возможностями сервиса «Дневник.ру»
| Руководство школы, учителя-предметники, классные руководители
| Проведение педагогического совета на тему: «Переход на ведение журналов успеваемости в электронном виде».
|
Руководитель ОУ
| Проведение разъяснительной работы с педагогическим, ученическим коллективом, родительской общественностью.
| Руководство ОУ
| Обучение учителей –предметников, классных руководителей (при необходимости).
| Заместитель директора школы, ответственный за информатизацию
| Обеспечение необходимым количеством рабочих мест педагогов для свободного доступа к Интернет-проекту с качественным и бесперебойным подключением к сети Интернет.
| Руководство школы
| Оформление соглашения с родителями об обработке персональных данных учащихся (приложение 6).
| Руководитель ОУ
| Проведение регулярного мониторинга работы по внедрению электронных дневников и журналов успеваемости.
| Заместитель директора ответственный за информатизацию ОУ.
| Организация работы на сайте проекта «Дневник.ру»
| Изучение руководства пользователя.
| Руководство школы, учителя-предметники, классные руководители
| Актуализация баз данных педагогического персонала и обучающихся, перевод в следующий класс.
|
Администратор, классные руководители
| Настройка ОУ на сайте проекта.
Рекомендуемый порядок настройки
1. Учебные периоды
2. Предметы школы
3. Учебные планы
4. Классы и предметы
5. Планирование уроков
7. Журнал класса
8. Отчёты
| Формирование персональных приглашений (логины и пароли на вход) для участников образовательного процесса: учителя, ученики, родители
|
4. Комментарии:
1. При подготовке проектов документов и плана работ необходимо провести анализ готовности учреждения к внедрению электронного журнала:
уровень ИКТ - компетентности учителей;
техническое оснащение ОУ и возможность дополнительного оснащения;
расположение компьютеров в ОУ и организацию доступа к ним.
Каждое ОУ самостоятельно устанавливает сроки заполнения журналов, выставления оценок, период распечатывания, в соответствии с локальными актами школы и с требованиями Российского законодательства.
Вывод журналов на бумажный носитель осуществляется согласно инструкции. Заместитель директора по УВР предварительно тщательно проверяет качество заполнения всех страниц журнала.
Для более полного и правильного заполнения классного журнала рекомендуется разработать заполняемы формы (приложение 7, 8, 9).
Для хранения журналов на бумажном носителе в течении года заводятся папки, которые хранятся в кабинете заместителя директора.
В конце отчетного периода бумажные формы журналов нумеруются, прошиваются и скрепляются печатью с указанием количества страниц. На последнем листе заместитель директора делает запись «журнал проверен. Программа за _____ выполнена в полном объеме», заверяет своей подписью.
Проблему низкой ИКТ компетенции родителей, отсутствия интернета на домашних компьютерах может решить «Родительская школа» с возможностью консультирования по использованию ЭД учащегося на школьных компьютерах.
Не следует ограничиваться заполнением только ЭЖ и ЭД, сервис «Дневник.ру» дает возможность использовать ресурс в качестве социальной сети. Классный руководитель обязан освещать классные события, школьные мероприятия, публиковать воспитательные планы, отчеты о проделанной работе, вовлекая в данный процесс учащихся.
Заместитель директора по ВР отслеживает воспитательную, патриотическую работу классного руководителя, принимает отчеты через ресурс «Дневник.ру». А также освещает общешкольные мероприятия, поддерживает связь с родителями.
5. Заключение:
Таким образом, введение системы электронных дневников и журналов в деятельность школ создаст альтернативу бумажному классному журналу, облегчит движение информационных потоков в школе, поможет системе образования воспользоваться преимуществами современного мира и сэкономит время основных пользователей.
Имеющийся опыт показывает, что при внедрении системы возможны следующие проблемы и риски:
– неизбежная ломка привычек и стереотипов;
– незамотивированность, как со стороны учителей, так и со стороны родителей;
– высокие требования системы электронных дневников и журналов к ресурсам (скорости и стабильности работы Интернета);
– возможные взломы системы со стороны хакеров;
– отсутствие навыков пользования системой со стороны участников образовательного процесса.
Снизить степень рисков и решить часть проблем на уровне общеобразовательного учреждения может:
– проведение рекламы и PR-акций для продвижения электронных дневников и журналов;
– обеспечение каждого учителя возможностью доступа к необходимым техническим средствам для более удобного и быстрого общения с родителями;
– обеспечение участников образовательного процесса возможностью доступа к высокоскоростному интернету, для повышения оперативности обновления и получения данных;
– проведение обучающих курсов и семинаров по использованию системы электронных дневников и журналов для учителей и родителей;
– разработка надежной защиты системы электронных дневников и журналов от взлома и несанкционированного доступа с помощью конфиденциальности логинов и паролей;
– материальное стимулирование учителей.
|