Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 82.18 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.03.2014
Размер82.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок


Урок русского языка в 5 классе «Прямая речь»

по программе М.М. Разумовской

Тимофеева Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов №2 города Всеволожска Ленинградской области

Тип урока: Урок общеметодической направленности

Технологии:

Проблемного обучения,

развивающего обучения,

здоровьесбережения,

диагностики и самокоррекции,

коммуникационные,

поэтапного формирования умственных действий

Решаемые проблемы:

Какую синтаксическую конструкцию называют прямой речью?

Какова роль предложений с прямой речью?

Виды деятельности:

Формирование у учащихся деятельностных способностей,

способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного материала: коллективная и индивидуальная работа; исследовательская и творческая деятельность.
Планируемые результаты:

Предметные: Научиться оформлять на письме прямую речь

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов;

слушать и слышать друг друга;

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе исследования структуры предложений.

Личностные результаты: Формирование мировоззрения,

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской

деятельности (анализу), к творческой деятельности (конструированию),

формирование культуры речи,

формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности.

Оборудование: презентация, схемы предложений с прямой речью, таблица для каждого ученика с глаголами «говорения».

Ход урока

  1. Организационный момент. Слово учителя

Объявление темы урока.

- Сегодня у нас второй урок по теме «Прямая речь», записываем в тетрадях число, тему урока, открываем учебники на странице 189.

(Напоминание о том, что надо открыть учебник неслучайно: одна из задач учителя в 5 классе – научить ребят пользоваться учебником, извлекать из него необходимую информацию, находить ответы в случае любых затруднений).

  1. Формулировка целей урока. (Презентация, слайд 2)

- На слайде с одной стороны расположены микротемы нашего урока, с другой - слова, с помощью которых можно задавать вопросы. Как выдумаете, на какие вопросы мы должны сегодня получить ответы?

▪ Что? ▪ Прямая речь

▪ Какой? ▪ Строение предложения с прямой речью

▪ Каков? ▪ Знаки препинания в предложениях с прямой речью

▪ Как? ▪ Глаголы «говорения», «мысли», «чувства

▪ Зачем?

(Вопросы, сформулированные учениками:

Что такое прямая речь?

Каково строение предложений с прямой речью?

Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью?

Что такое глаголы «говорения?

Зачем нужна прямая речь?)

  1. Беседа по вопросам. Блок 1. Зачем нужна прямая речь?

- Есть вопросы, на которые вы уже сами можете дать ответ. Что такое прямая речь? (слайд 3).

(Прямая речь- это слова какого- либо лица, передаваемые без изменения).

- Интересный вопрос: зачем нужна прямая речь? Открываем слайд 4.

Задание. Сравните предложения. Что их объединяет? Чем они отличаются?




1. А.С. Пушкин писал об осени: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, люблю я пышное природы увяданье…»

2. А.С. Пушкин писал о том , что любит красоту осенней природы.
Найдите в первом предложении эпитеты. Удалось ли во втором предложении передать прелесть пушкинского текста?

( Ученики находят тропы «унылая пора», «прощальная краса», «пышное увяданье» и делают вывод: прямая речь нужна, чтобы передать красоту пушкинского текста.)

Открываем слайд 5.

Задание. Кому из литературных героев принадлежат эти слова?

Ах, ты мерзкое стекло!

Это врёшь ты мне назло,

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою…
Как речь помогает понять характер героини?

(Ребята сразу узнают злую мачеху из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…» и обращают внимание, что слова мачехи «мерзкое», «врёшь», «дурь» явно принадлежат человеку злому, грубому, завистливому.)

Открываем слайд 6.

Давайте сделаем вывод. Какую же роль играет прямая речь?

▪ Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа.

▪ Не забывайте, что и наша с вами речь может много рассказать о нас!

Открываем слайд 7. Вспомните этикетные слова.

Задание. Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

Здра… ствуйте

П…жалу…ста

Изв…ните

Спасиб…

До св…дания

Пр…стите

(Ученики объясняют орфограммы по принципу ЗСП: значение , строение, правописание. В таких словах, как « спасибо», «пожалуйста» опираются на этимологию ).

Блок 2. Строение предложений с прямой речью.

Открываем слайд 8. Каково строение предложений с прямой речью? Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

Слайд 9. В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь.
Слайд 10. Что поможет найти слова автора?

Перед началом урока каждый ученик получил таблицу с глаголами « говорения», «мысли», «чувства». Учитель объясняет, что глаголы из этой таблицы не только помогут находить слова автора, но и пригодятся в дальнейшем при написании сочинений и изложений.
Открываем слайд 11. Задание. Вставьте в данное предложение глагол «чувства».

Наша учительница… : «Ах, какие замечательные у меня ребята!»

- Где в предложении могут стоять слова автора? А прямая речь?

Слайд 12. Прямая речь может находиться до и после слов автора.
- Как пишется прямая речь?
Открываем слайд 13. Прямая речь заключается в кавычки и всегда пишется с большой буквы.

- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью?

Слайд 14. Знаки препинания в предложениях с прямой речью зависят от того, в каком порядке идут прямая речь и слова автора.
Открываем слайд 15. Тренажёр.- О чём нам могут рассказать эти схемы?

А: «П».

А: «П!»

А: «П?»
Открываем слайд 16. Тренажёр.- О чём нам могут рассказать эти схемы?

«П», -а.

«П!» - а.

«П?» -а.

(Ученики объясняют постановку знаков препинания в предложениях повествовательных, вопросительных, восклицательных.)

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд 17. Продолжение рассказа по заданному началу. Упражнение 533.

Упражнение было задано на дом, чтобы у ребят было время поразмышлять над философским содержанием притчи. Возможно, даже посоветоваться с родителями, ведь речь идёт об очень важных вопросах: каким нужно быть в этом мире и почему.

Слайд 18. Выразительное чтение притчи.

Источник

В жаркий полдень три путника сошлись на краю дороги у чистого прохладного ключа. Здесь был водоём с надписью: «Будь похожим на этот источник!»

Путники стали толковать о том, что это значит. Первый путник сказал: «Надо быть таким же полезным, как вода в источнике, доставлять людям столько радости, сколько доставляет этот родник в жаркий день».

Допишите, что сказали другие путники.
Слайд 19. Конкурс на лучшее продолжение притчи.

Лучшие варианты ответов: «Надо быть таким же чистым красивым, чтобы люди любовались, глядя на тебя»; «Нужно доставлять людям только радость, ведь она делает людей добрыми»;

«Будь мудрым и заботливым, как этот родник ,приходи людям на помощь».
Слайд 20.

5. Тренажёр. Составляем схемы предложений с прямой речью (знаки препинания при прямой речи не расставлены).

Ребятам предлагается текст, разделённый на 2 части. Учитель просит прочитать текст и предположить, что будет дальше.

  1. Дорогие мама и папа я думаю, что сегодня вам лучше не смотреть мой дневник грустным голосом произнёс Вовка.

  2. Мама побледнела и тихо прошептала Пожалуй, я пойду принесу валерьянку.

  3. Лучше принеси мой ремень сердито проворчал папа.

  4. А бабушка решительно заявила Давай дневник сюда! Я ничего не боюсь! Я в молодости с парашютом прыгала!

А как вы думаете, что будет дальше?

Как правило, ребята предлагают самые мрачные варианты развития событий.

После того, как составлены схемы предложений, открываем слайд 21.

Продолжение следует…

  1. Вот это да! Да здесь же целых 5 пятёрок! восхищённо воскликнула бабушка.

  2. После долгого молчания удивлённый папа пробормотал Предупреждать же надо.

  3. Так я же предупредил растерянно ответил Вовка.

Открываем слайд 22. Проверяем себя. Схемы предложений.

На доске ученик рисует схемы предложений:

  1. «П», - а.

  2. А: «П».

  3. «П», - а.

  4. А: «П!»

5. «П!» - а.

6. А: «П».

7. «П», - а.

Проверка.
Открываем слайд 23.

Задание. Расставьте пропущенные знаки препинания.

  1. Лев Толстой заметил Слово это поступок

  2. Хочешь узнать человека – заговори с ним советовал древний мудрец Аристотель.

Как связаны эти изречения с темой нашего урока?

Ребята говорят о том, что по речи человека можно судить о его воспитанности, уровне культуры. А мы сегодня говорим о чужой речи, которая передаётся без изменений.

  1. Работа с текстом. Упражнение 529

Открываем слайд 24,25

Выразительное подготовленное чтение текста.
Семь дочек.

Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю.

Дочки стали говорить, как они скучали.

Первая сказала: «Я, мамочка скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу». «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт воды», - проговорила вторая. «Родная, я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке», - сказала третья дочь. «Мне было без тебя, как пчёлке без цветка», - щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы», - промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья», - прошептала шестая.

А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды - помыть ноги.

(По В. Сухомлинскому)
Беседа по тексту.

  1. Скажите, о чём этот текст?

(О том, как дочери встретили маму)

  1. Что объединяет всех дочерей?

(Они все очень скучали по маме)

  1. Чем седьмая дочка отличается от шести своих сестёр?

(Все они говорят, как любят маму, а седьмая дочка заботится о маме).

Открываем слайд 26. Задание. Какое из мудрых изречений соответствует идее нашей истории?

  1. Какое слово скажешь, такое и в ответ услышишь.

Гомер

  1. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Русская пословица

  1. Если что-то можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

Эзоп

Ученики выбирают изречение Эзопа, объясняют свой выбор так: седьмая дочка не говорит, она делает, и симпатия автора явно на её стороне.

6.Срезовая работа.

Открываем слайд 27. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам.

А: «П».

А: «П?»

«П»,- а.

«П?» - а.

«П!» - а.


















  1. 1. А дядя Фёдор у Шарика спрашивает А тебе что для счастья нужно

  2. 2. А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин предложил дядя Фёдор .

  3. 3. Кто там опять спрашивает галчонок .

  4. 4. Лапы, хвост и усы –вот мои документы кричит кот.

  5. 5. Кот подумал и сказал Песни я и сам петь могу, только от них пользы нету.

Открываем слайд 28.

Проверяю себя

А: «П». А: «П?» «П», - а. «П?» - а. «П!» - а.

5 1 2 3 4


. А дядя Фёдор у Шарика спрашивает: « А тебе что для счастья нужно?»

2. « А давай мы дадим тебе фамилию Матроскин», - предложил дядя Фёдор .

3. « Кто там?» - опять спрашивает галчонок .

4. «Лапы, хвост и усы – вот мои документы!» - кричит кот.

5. Кот подумал и сказал: «Песни я и сам петь могу, только от них пользы нету».

7. Слайд 29 . Домашнее задание . (по выбору)

Упражнение 527

или

упражнение 530

или

упражнение 532.

  1. Итог урока. Рефлексия .

На какие вопросы получили сегодня ответы?

Чему научились?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск