Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по УМК «Гармония» Тема урока: Органы чувств – верные помощники в познании мира
Тип: урок открытия нового знания.
Вид: урок-исследование
Цели урока: узнать, какие органы чувств есть у человека, и какую информацию об окружающем мире с их помощью он получает.
Задачи:
Открыть и осознать богатство возможностей в познании мира собственных органов чувств.
Продолжать учиться работать с рисунком как с источником информации.
Развивать навыки исследовательской деятельности; мышление, внимание, речь.
Воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.
Планируемые результаты: научить детей различать, охарактеризовать органы чувств, ставить опыты, учить рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Оборудование:
геометрический материал одинакового размера, но различных цветов; геометрический материал разной формы и величины; книга, журналы, репродукции картин; игрушка; пробирки с ароматическими веществами: духами, цедрой лимона и просто с водой без ароматизаторов; стаканы с солёной, сладкой и простой водой; мешочек, помидор, апельсин, клубок, яблоко, рукавички.
На доске плакат с изображением фигуры человека; рисунки отдельных частей: носик, глазки, рот, уши; табличка со знаком вопроса, рисунки органов чувств (орган зрения, орган вкуса, орган обоняния, орган слуха, орган осязания).
Ход урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые универсальные учебные действия
| Организационный момент
| Приветствие.
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и поделитесь своим хорошим настроением.
| Дети смотрят друг на друга, улыбаются.
| Личностные:
готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.
| Постановка учебной задачи
| 1.Актуализация.
На доске плакат с изображением человека, но без лица.
-Сегодня на урок к нам пришла девочка, но мне кажется она какая-то странная. Что в ней странного?
-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? (После ответов детей, учитель выставляет на доску рисунок глаз, носа, ушей, рта, рук)
| Рассматривают изображение человека и приходят к выводу, что у девочки нет лица, нет ушей, нет глаз, носа, рта.
| Познавательные:
умение извлекать информацию из рисунка.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.
| 2.Постановка проблемы.
- Ребята, что у всех этих частей организма общего?
- Можем ли мы назвать их одним словом?
-Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Прикрепляется на доску знак вопроса)
|
Отвечают на вопросы, которые выводят на определение проблемы «Какие помощники помогают нам узнать окружающий нас мир?»
| Познавательные: способность правильно сформулировать проблему.
Регулятивные: определение цели и составление плана действий.
| «Открытие» детьми нового знания
| - А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Вспомните, кто такие исследователи?
-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.
|
Отвечают на вопросы.
С помощью рисунка человечка без органов чувств учащиеся приходят к выводу, что такой человечек познать мир не сможет! Дети создают план «помощи» странному человечку…
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
| Исследование органа зрения
| -Ребята, закройте глаза. (Достает игрушку)
-С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня в руках?
-Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
-Продолжаем наше исследование.
1.Что общего и в чём различие предметов? (Конверт с геометрическим материалом одинакового размера, но различных цветов)
2. Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы. (Конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера.)
3.Рассмотри книги, журналы, может быть успеете почитать. (Книга, журналы, репродукции картин)
- Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод: что ещё мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?
-При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение. Глаза - это неотъемлемая часть организма- т.е. орган. Глаза- это орган зрения.
|
Разбиваются на пары и выполняют задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.
Дети вместе с учителем формируют выводы:
Глазами мы видим цвет, различаем формы и величину предметов. С помощью глаз мы можем читать книги, журналы, видеть красивые картины.
| Познавательные:
умение вычленять нужную информацию из общей информации.
Коммуникативные:
умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
Личностные:
умение сотрудничать.
Регулятивные:
умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.
Познавательные: умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы;
умение делать выводы.
| Зарядка для глаз
Упражнение 1
Крепко закрыть глаза на 3-5 сек.
Открыть глаза на 3-5 сек (делать 6-8 раз).
Упражнение 2
Быстрое моргание 1-2 мин.
| Исследование органа слуха
| -Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу: 5, 8. В нашем классе тишина.
-Что вы почувствовали? Какой вывод можем сделать?
-Речь людей, пение птиц, шум ветра-всё это звуки окружающей нас природы. Какой орган позволяет нам это почувствовать?
Уши - это орган слуха (наклеиваю рисунок ушей на изображение человека)
| Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.
(Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны, чтобы слышать.)
| Познавательные:
умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания,
делать выводы.
Коммуникативные:
умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
| Физминутка
(массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)
| Исследование органа обоняния
| (Учащимся выдаются
пробирки с ароматическими веществами и с простой водой)
-Закройте носы и попытайтесь определить, что в какой пробирке находится. Можно посмотреть, послушать. Что вы почувствовали?
-Откройте носики, понюхайте. (Показываю, как правильно нюхать незнакомые вещества)
-Без какого органа невозможно выполнить это задание? Какой орган поможет нам почувствовать запах? ( С помощью носа мы чувствуем запах)
Проведем второй опыт.
-Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет?
(закрывают глаза, даю понюхать апельсиновую дольку, лук, духи)
-Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.
- Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. (наклеиваю рисунок носа на изображение человека)
| Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.
| Познавательные:
умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы.
Коммуникативные:
умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
Познавательные: умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы.
| Физминутка
(дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха)
| 3.4. Исследование органа вкуса.
| (Раздаю 3 стакана с водой - солёной, сладкой, простой)
-Посмотрите, послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?
-Значит, нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?
-Научное определение: язык - орган вкуса. Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха. (Наклеиваю рисунок губ на лицо человека)
|
Дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, соленая, простая.
| Познавательные:
умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы.
Коммуникативные:
умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
| Физминутка
(вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)
| 3.5.Исследование органа осязания
| Игра «Узнай, что в мешочке».
-Попробуйте определить наощупь какой – нибудь предмет в мешочке.
- Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет?
-А теперь снимите рукавички и попробуйте определить предмет.
- Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего?
-Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет.
-На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета, их поверхность. Кожа- это орган осязания.
-Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники?
Теперь дадим их общее название - ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
| Выполняют практические задания, целью которых является определение органа чувств, который помогает выполнить задание. Учащиеся надевают рукавички и пытаются определить предмет - помидор, клубок, апельсин, яблоко. Дети отгадывают предмет и достают его из мешка.
Отвечают на вопросы.
| Познавательные:
умение вычленять нужную информацию из общей информации, выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы.
Коммуникативные:
умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.
| Физкультминутка «Пальчиковая гимнастика»
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папа,
Этот пальчик-мама,
Этот пальчик-я,
Вот и вся моя семья.
| 4.Закрепление
| 1.Работа по учебнику (стр.62-63)
2. Тест. Соедини стрелочкой картинки предметов и органы чувств, которые помогут их распознать.
Взаимопроверка.
| Выполняют задания в учебнике и на карточках, работая с рисунками как с источниками информации.
| Познавательные: Умение извлекать информацию и делать логические выводы. Умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.
| 5.Итог урока. Рефлексия
| -Что нового мы узнали?
-Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? Давайте мы их назовем одним словом.
Выводы:
-Органы чувств - наши верные помощники.
-Они помогают узнать, что происходит в окружающем мире.
-Они показывают нам разные признаки и свойства.
Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов
| Учащиеся делают выводы и доказывают примерами, какое значение имеет каждый орган чувств в организме человека
| Познавательные:
умение на основе анализа объектов делать выводы
Регулятивные:
умение оценивать результат.
| |