Скачать 106.03 Kb.
|
Развитие информационного образовательного пространства города Сорочинска. Опыт, проблемы, перспективы. Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на нашей сорочинской земле! Муниципальная образовательная система г. Сорочинска включает в себя:
В современных условиях важнейшими принципами становятся информатизация обучения и управления. Реализация этих принципов в информационном обеспечении развития муниципальной системы общего среднего образования носит проблемно-инновационный характер, что связано с обострением противоречий между:
Разрешение данных противоречий становится возможным, если проводить информатизацию системы образования на основе принципов гуманизации, призванной раскрепостить творческую инициативу педагогов, руководителей образовательных учреждений, усилить обоснованность принимаемых решений, повысить, в конечном счёте, качество образования. В этой связи развитие информационных коммуникаций должно опережать потребности образовательных учреждений. Организация сетей в образовательных учреждениях и их пропускная способность должны отвечать требованиям времени. Все школы муниципалитета оказались внутри одной информационной сети ещё в 2005 году, когда были объединены выделенной линией в единую локальную сеть и были подключены к сети Интернет. Тогда и встала задача педагогического освоения средств новых информационных и коммуникационных технологий. Сегодня управленцы и практические работники школ г. Сорочинска не рассматривают информатизацию образования как технологическую операцию, не связанную напрямую с изменением сути образовательного процесса. Оснащение школ средствами ИКТ происходит как решение проблем управленческой деятельности, содержания, методов и организационных форм учебной работы. Насколько и как вложения в информатизацию школ повышают результативность учебной работы учащихся, как меняется работа школы, Вы сможете увидеть сегодня. Всем школам муниципалитета были предоставлены равные стартовые возможности для развития информационных технологий:
На следующий учебный год запланировано приобретение для всех школ города программного комплекса автоматизации управления и организации деятельности образовательного учреждения – «1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ», обеспечивающего преемственность баз данных предыдущих версий, и содержащего большое количество вновь разработанных алгоритмов и механизмов, ориентированных на реализацию требований национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по организации и оценке качества деятельности образовательных учреждений, позволяющего производить выгрузку отчетов и базовых данных в систему «Региональный образовательный портал». Освоили школы не только работу с Google-почтой, но и совместную работу с сервисом облачного хранения данных Google Docs, вполне способным обеспечить в том числе и экономию средств на лицензионном программном обеспечении. Одно из ключевых преимуществ программы в том, что доступ к введённым данным может осуществляться с любого компьютера, подключенного к интернету (при этом доступ может быть защищён паролем). Работу над документом, созданным на работе, можно продолжить дома, можно разделить редактирование с коллегами, моментально опубликовать как Web-страницу и отправить электронной почтой. Это принципиально меняет взгляд на работу с текстом. Особенность сервиса в том, что над одним и тем же документом могут работать до 50 пользователей одновременно. Несомненно, Документы Google являются передовым решением и открывают новые возможности по автоматизации работы с документами. Все это позволило нам уже значительную часть мониторинговых файлов представить на сайте отдела образования в формате Google-документов, с открытой возможностью редактирования для отдельных категорий пользователей. Сейчас общеобразовательные учреждения осваивают еще одну технологию облачного хранения данных, основанную на синхронизации, - Dropbox, также позволяющую не только хранить данные на серверах в облаке, но и использовать их совместно с другими пользователями. Преимущества данной технологии не только в большем объеме дискового пространства, бесплатно предоставляемого пользователю. Достаточно установить программу, и получить в свое распоряжение обычные папки в вашей файловой системе. Теперь можно складывать нужное в папочку Dropbox. Такие же папки имеются в файловой системе на компьютерах администрации школ города, и при размещении нового файла в общих папках всплывает уведомление, а файл появляется прямо в проводнике. Очень удобен Dropbox для совместной работы над документами. Вы вносите в файл изменения, и они автоматически загружаются всем участникам. В результате объем информации о ходе протекания и результатах образовательного процесса стал даже выше, чем уровень достаточного понимания этой информации. Получил распространение в школах и отделе образования сетевой телефон для локальной сети NetSpeakerphone. NetSpeakerphone делает возможной не только проведение конференций и отправку текстовых сообщений с графическими смайликами, причем даже на машины, на которых программа не запущена, но и отправку файлов. Для общения вне локальной сети по-прежнему используется голосовая почта Skype, позволяющая осуществлять бесплатные звонки, видеозвонки и обмен мгновенными сообщениями между абонентами. Интересная функция «Показать рабочий стол» используется при проведении дистанционного консультирования. Но какими бы техническими ресурсами ни укомплектовывали образовательные учреждения, без живого творческого подхода к образованию не обойтись. Технические приспособления являются инструментом педагога и должны использоваться с максимальной отдачей. Особую значимость в процессе информатизации имеет квалификация педагогов. Поэтому эта работа должна находиться под постоянным контролем органа управления образованием и руководителей образовательных учреждений. Есть в Сорочинске директора школ - энтузиасты информационных технологий. Они находят средства на приобретение компьютеров, интерактивных досок и другого оборудования. Подбираются сильные учителя, которые начинают внедрять информационные ресурсы, за ними подтягиваются коллеги. Однако, несмотря на подготовку и переподготовку педагогических кадров по использованию информационных коммуникационных технологий, применение информационных технологий в образовании пока не стало внутренней потребностью каждого педагога и администратора образовательного учреждения. Такое состояние обусловлено рядом причин:
Для активизации работы педагогов в этом году впервые педагогам и учащимся была предоставлена возможность принять участие в дистанционных конкурсах на городском уровне. Эксперимент получился удачным: конкурс педагогов «ШКОЛЬНЫЙ МУЛЬТИМЕДИА УРОК», направленный на поддержку инновационной деятельности учителей в использовании мультимедиа технологий в образовательном процессе, пополнил хорошо структурированный открытый банк качественных разработок медиа- и мультимедиа уроков. Экспертиза конкурсных материалов проводилась лучшими педагогами городских школ и методистами также дистанционно, с помощью Google-документов. Педагоги получили возможность использовать лучшие уроки коллег (методические копилки ЦОРов имеются не только в локальной сети каждой школы, но и в городской сети; ведется наполнение копилок на школьных сайтах), что позволит учителям существенно повысить собственную эффективность, улучшить качество учебных материалов и занятий и реализовать собственный педагогический потенциал. В соответствии с принципом партисипативности управления, в процесс принятия решений, связанных с развитием образовательных учреждений, должны быть вовлечены не только структуры управления, но и все субъекты образовательного процесса – учителя, учащиеся, родители. Родители учащихся 85% школ благодаря Электронным Дневникам получили возможность оперативно следить за успеваемостью ребенка. Анализируя эффективность использования ИКТ, можно уверенно говорить, что в городе накапливается опыт обеспечения управления образованием на основе информационных технологий. В педагогическом обществе сформировалось представление об информатизации как о системообразующем факторе модернизации образования города Сорочинска. Повысилась эффективность процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии учреждения, состоянии финансово-хозяйственной деятельности и учебно-воспитательного процесса. Члены администрации и педагоги освободились от малопродуктивного рутинного труда по сбору и обработке информации о состоянии образовательного учреждения. Существенно сократилось время реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроль исполнения). Основной результат для системы образования города - повышение эффективности управления - обеспечивается образовательными учреждениями за счет:
Развитие информационного образовательного пространства в определённой степени изменило видение подавляющего большинства учителей на организацию учебных занятий, подводя их к более широкому использованию ИКТ и ЦОРов в своей учебной и воспитательной деятельности. Но есть педагоги, которые остались при своем мнении, воспринимают компьютер и Электронный Журнал как ещё одну серьёзную нагрузку, не понимают полезность для качества учебно-воспитательной работы и необходимость дублирования в электронном виде бумажных тематических планов и классных журналов. Проблем и задач много, и чем раньше мы решим эти проблемы, тем быстрее будет развиваться наше образование. |