Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 54.56 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.04.2014
Размер54.56 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок



Дельмухаметова Л.И.

г. Калининград

учитель биологии МОУ СОШ №11


ТРКМ и ТРИЗ НА УРОКЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ.

РАЗРАБОТКА УРОКА по теме: «Воздух»

Задачи урока:

Образовательные: выяснить, что такое воздух и изучить его свойства; научиться перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически.

Развивающие: развивать умение самостоятельно формулировать гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять наблюдения.

Воспитательные: формировать культуру общения, культуру умственного труда, бережное отношение к природе.

На уроке у учащихся формируются следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Технологии: урок разработан на основе ТРКМ. На данном уроке реализуется схема вызов-осмысление-рефлексия. Основной приём – кластер. На стадии размышления (рефлексии) учащиеся решают творческую задачу (ТРИЗ) в режиме «мозгового штурма».

Оборудование и материалы: воздушные шары, свечи, спички, клубень картофеля, стеклянная трубка, спица, газета, длинная линейка.
Ход урока

  1. На стадии вызова учащимся предлагается вспомнить, что они знают о воздухе. Учащиеся в тетрадях, а учитель на доске, составляют кластер, записывая известную детям информацию о воздухе ручкой (мелом) определенного цвета.

  2. На Стадии осмысления. Учитель анализирует ответы и обращает внимание учащихся на то, что они описывают свойства воздуха, но не говорят, что такое воздух. Чтобы ответить на данный вопрос необходимо открыть учебник на странице 74 и прочитать текст параграфа (Плешаков А.А., Сонин И.И. Природоведение. М.: Дрофа, 2005 г). Учащиеся работают с текстом, после чего делают вывод о том, что воздух это смесь газов с определенным процентным содержанием кислорода, азота, углекислого газа и знакомится с понятием «атмосфера». Новая информация заносится в тетрадь.

Далее учитель предлагает учащимся познакомиться с неизвестными им свойствами воздуха, анализируя демонстрационные эксперименты. Свои наблюдения учащиеся оформляют в виде таблицы.

Что делали

Что наблюдали

Вывод










Опыт №1.

«ВОЗДУШНЫЙ ПРЕСС»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, каково давление воздуха.

МАТЕРИАЛЫ: длинная линейка, стол, газетный лист.

ПРОЦЕСС: Положите линейку на край стол так, чтобы половина ее свисала со стола.

  • В четыре раза сложите газетный лист.

  • Положите сложенную газету на находящийся на столе конец линейки.

  • Пальцем стукните по свисающему концу линейки.

  • Смотрите, как ведет себя линейка и накрывающая ее конец газета.

  • Разверните газетный лист и накройте им лежащую на столе часть линейки.

  • Посмотрите, что случится с линейкой и газетой.

ИТОГИ: Развернутую газету труднее поднять, чем свернутую.

ПОЧЕМУ? Вес свернутого и развернутого листа один и тот же, но развернутому листу мешает подняться давление воздуха. Столб воздуха высотой более 150 км прижимает газету к столу. Этот воздушный столб давит на все предметы. Чем больше их площадь, тем большее давление они испытывают. Таким образом, когда мы развернули лист, то его площадь увеличилась в 16 раз, и во столько же раз возросло давление воздушного столба.

После анализа эксперимента учащиеся записывают вывод в тетрадь: воздух давит на все тела.
Опыт №2.

«ТЕСНАЯ БУТЫЛКА»

ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Попытаться надуть шарик в бутылке.

МАТЕРИАЛЫ: бутылка из-под газировки, воздушный шарик.

ПРОЦЕСС:

• Возьмитесь за конец шарика и протолкните его в бутылку.

• Растяните отверстие шарика по горлышку бутылки.

• Попытайтесь надуть шарик.

ИТОГИ: Шарик только слегка расширяется.

ПОЧЕМУ? Бутылка наполнена воздухом, Когда мы надуваем шарик, молекулы воздуха в бутылке сближаются, но ненамного. Воздух мешает шарику и не дает ему надуться.

Примечание: один ученик надувает воздушный шар, а другой надувает воздушный шар в бутылке.

Дети записывают вывод в тетрадь: воздух занимает место (объем).
Опыт №3.

«ПРОЦЕСС»:

  • Взять стеклянную трубку.

  • Концы трубки воткнуть в клубень картофеля поочередно. Концы трубки будут закрыты кусочками картофеля.

  • Металлическим стержнем проталкиваем один из кусочков внутрь трубки. Второй кусочек картофеля при этом вылетает.

ПОЧЕМУ? Воздух сжимается, когда мы проталкиваем кусочек картофеля внутрь трубки, и выдавливает второй кусочек картофеля.

В тетрадь записывается вывод: воздух сжимается.
Опыт №4.

Учитель предлагает ребятам выяснить, как движется теплый и холодный воздух. Перед опытом обсуждается температура воздуха в классе и в коридоре.

ПРОЦЕСС:

  • Зажженную свечу ставим на порог класса.

  • Поднимаем свечу.

ИТОГИ: В первом случае пламя отклоняется в сторону классной комнаты, во втором – в сторону коридора.

ПОЧЕМУ? Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз.

ВЫВОД: воздух перемешивается. Вывод записывается в тетрадь.


  1. Стадия размышления (рефлексии). На этой стадии учащиеся, проанализировав записи в тетради, возвращаются к составлению кластера. Новую информацию записывают ручкой другого цвета. Учитель оформляет кластер на доске со слов детей.

В конце урока кластер, составленный учащимися, выглядит приблизительно так:


Холодный

Влажный


Смесь газов



Давит на все тела






Чистый

Занимает место

Сжимается


Тёплый

Грязный

Образует атмосферу

Перемешивается




После составления кластера ребятам предлагается творческая задача.
Задача.

  1. Когда коротышки из цветочного города поднялись на воздушном шаре на большую высоту, то им стало так холодно, что покраснели носы и щёки. Все стучали ногами и хлопали руками, чтобы хоть немножко согреться. Больше всех мёрз Растеряйка, который забыл дома шапку. От страшного холода у него под носом выросла большая сосулька.

Вопрос: Если тёплый воздух поднимается вверх, то почему же коротышки так замёрзли?

.
Домашнее задание:


  • Учебник: Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. М.: Дрофа, 2005г - стр.74.

  • Ответьте на вопрос: чистый ли воздух в Чкаловске и как в этом убедиться.

  • Составить синквейн на тему «Воздух».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск