Скачать 95.38 Kb.
|
Урок «Путешествие по математике» ( 5 класс) Тема: Площадь и объемы Цель урока: Ознакомить с соотношением единиц объема, учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми задачами на вычисление объемов и площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, совершенствовать вычислительные навыки. Ход урока: Сегодня вместе с Иваном-царевичем мы совершим увлекательное путешествие в страну «Геометрия» и выясним, как мы умеем вычислять площади поверхности, объемы геометрических тел, научимся переводить одни единицы объема в другие. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. Он очень любил путешествовать. Однажды в одном из увлекательных путешествий повстречал Иван-царевич Елену Прекрасную. Полюбили они друг друга и решили пожениться. Но злой Кощей Бессмертный узнал про это и похитил Елену Прекрасную, и увез ее в далекую сказочную страну «Геометрия». Иван-царевич решил выручить (освободить) Елену Прекрасную, но для этого ему понадобилось умное сообразительное войско, которое помогло бы в неизвестной для него стране «Геометрия». Вот он и решил испытать вас, воинов. I. Но сначала надо Ивану-царевичу выбрать генерала для войска. Для этого на доске задания для двух воинов, которых вы выдвинете на должность генерала от каждого из 2 отрядов. Он должен будет прийти на помощь любому воину !!!!. Давайте разделимся на 2 отряда по рядам. Задание 1: Вычислите объем и площадь поверхности данного прямоугольного параллелепипеда a =5 см b = 9 см c = 2 см a = 2 см b = 10 см c = 3 см . Решение: V = a•b•c = 5•9•2 = 90 (см3) S = 2•5•9+2•9•2+2•2•5 = 90+36+20 = 146 (см2) Решение: V = a•b•c = 2•10•3 = 60 (см3) S = 2•2•10+2•3•10+2•2•3=40+60+12=112 (см2) II. А вот сколько коней вам дадут в дорогу зависит от того, сколько примеров сделает Саша Мохов. Лесенка для Саши ___6 • 8___ ____30:6____| ____33____| ____22____| __28+15__| ___63-14___| ___45:9___| III. Пока воины выполняют эту работу, давайте посмотрим, кто лучше считает, какой отряд будет лучшим. Задание: (на доске) (Устный ответ) а) 4 × 16 + 11 : 15 × 12 ____: 20 3 б) 4 × 14 + 40 : 48 × 35 ______: 5 14 в) 19 × 3 - 9 : 12 × 25 ___ : 50 2 г) 2 × 26 - 7 : 3 × 6 ___ : 5 18 д) 32 × 3 : 48 × 15 × 3 ___ : 45 2 Проверка с помощью сигнальных карточек (Подсчет правильных ответов в каждом ряду за каждый пример) Каждому ответу соответствует своя буква: 3 – у, 14 – д, 2 – а, 18 – ч. (Удача) IV. А теперь проверим индивидуальные работы наших будущих генералов. Кто сделал быстрее и правильнее? V. И вот поехал Иван-царевич вместе с войском во главе с генералом выручать Елену Прекрасную. Вышли они к бурной реке, а там огромный камень закрыл дорогу на мост. На камне написано: 5 см, 8 дм3, 10 м, 6 га, 7 л, 21 а, 9 м2, 25 см3, 2 км Прочитайте записи и разделите их на группы, камень и перевернется. Прочитайте записи, которые относятся к теме «Объем» и запишите ее в тетрадь. VI. Работа по теме в тетради Первую преграду войско одолело: камень перевернулся. А дальше дорога привела войско к волшебной стене. Ворота в ней откроются, если вы выполните № 825 из учебника. Прочитать. В: Чему вы должны научиться, чтобы выполнить этот номер? О: Нужно знать перевод одних единиц объема в другие. В: А что нам нужно знать, чтобы выполнить этот перевод? О: Соотношения между линейными единицами. Единицы объема – кубические, значит линейные единицы мы должны возвести в куб. Давайте заполним таблицу: В: Сколько мм в 1 см? О: 1 см = 10 мм В: А в кубическом см? О: 103 мм3 1 см3 = 1000 мм3 1 дм = 10 см 1 дм3 = 1000 см3 1 м = 10 дм 1 м3 = 1000 дм3 1 м = 100 см 1 м3 = 1000000 см3 1 л = 1 дм3 = 1000 см3 Смотрите эту таблицу на форзаце учебника. Если вы решите №825, то откроется только калитка для людей. А Саша Мохов будет выполнять задание, чтобы кони прошли через ворота. Генерал может помочь Саше. №825 (I В. – а, в; II В – б, г) (двоих к доске) а) 5 дм3635см3 = 5635см3 2 дм380см3 = 2080см3 б) 6м3580дм3 = 6580дм3 7м315дм3 = 7015дм3 в) 3270дм3 = 3м3270дм3 12540000см3 = 12540дм3 = 12м3540дм3 Карточка для Саши Мохова: а) Выразить в см3: 6 дм3, 15 дм3 б) Выразить в дм3: 3 м3, 12 м3, 4м325дм3 Решили это задание, ворота и открылись. От волшебной стены дорога вела в лес. Шли они, шли и увидели избушку Бабы Яги. Она давно враждовала с Кощеем Бессмертным и согласилась помочь Ивану-царевичу справиться с Кощеем. Воины должны решить задачу №827 и взять ларец, в котором заключается его смерть. №827 В: - О чем говорится в этой задаче? - Какую форму имеет аквариум? - Назовите три его измерения. - Что нужно вычислить, чтобы узнать, сколько воды входит в аквариум? - Какое есть дополнительное условие? - Как вы это понимаете? - Как узнать нужную нам высоту? - Составьте план решения задачи. Решение:
Раскрыл Иван-царевич ларец. Вынул из него иглу с кощеевой смертью и переломил ее. Покончено с Кощеем Бессмертным – освободилась Елена Прекрасная. Но Елена решила, что это проделки Кощея, а не настоящее освобождение и решила она испытать вас, воинов, и задала тест. Закрепление: Тест по вариантам Тест №1
а) 40 мм3 б) 400 мм3 в) 4000 мм3
а) 500 см3 б) 5000 см3 в) 50000 см3
а) 12 б) 8 в) 6
а) 24 см3 б) 20 см3 в) 14 см3
а) 24 см2 б) 52 см см2 в) 26 см см2 Тест №2
а) 5000 см3 б) 5000 см3 в) 50 см3
а) 70000 см3 б) 7000000 см3 в) 7000 см3
а) 12 б) 8 в) 6
а) 25 см3 б) 30 см3 в) 20 см3
а) 30 см3 б) 31 см3 в) 62 см3 ответы: I 1-в 2-б 3-а 4-а 5-б II 1-а 2-б 3-в 4-б 5-в Поставьте себе бал, на который вы, думаете, сделали тест. А теперь проверим. Поменялись тетрадями. Кто получил «5»; «4»; «3»; «2». Проверила Елена Прекрасная, что вы настоящие воины и в тот же день сыграли свадьбу. Хорошо справилось войско с препятствиями страны «Геометрия». Знают воины премудрости этой страны, не боятся никаких заданий, есть у них знания, а что подзабыли – повторят дома. Решил наградить по-царски Иван-царевич воинов, помогавших ему в преодолении препятствий. Подводится итог. Вот и сказке конец, а значит и конец нашему путешествию по сказочной стране «Геометрия». Спасибо воинам за то, что помогли Ивану-царевичу в незнакомой для него стране. А чтобы вы не забыли все, что узнали, запишите домашнее задание: №844, №846 (в, г), 843. Самоанализ урока математики в 5 классе учителя Чубак Н.В. Характеристика класса Класс, в котором проводился урок достаточно сложный по поведению. В нем есть ребята, которые быстро решают, умеют мыслить, анализировать, искать пути решения. А есть ребята, у которых хорошие вычислительные навыки, но они с трудом решают задачи, т.е. на выполнение их им нужно больше времени. Если бы Иудин Иван и Козырьков Игорь регулярно выполняли хорошо домашнее задание, то они также могли учиться на «4». Качество знаний по математике в этом классе 67% (т.е. 8 из 12 имеют «4» или «5»). Место урока в курсе Вообще, геометрический материал в 5 классе очень тяжело воспринимается детьми. В качестве главных причин можно указать невысокий уровень пространственного воображения и пространственного мышления учащихся, а также слабое развитие логического мышления. Формирование этих структур происходит не сразу, не в одночасье. В школьном курсе появятся предметы, которые в той или иной мере требуют пространственных представлений и могут считаться факторами, способствующими становлению пространственного мышления ученика: география в 6 классе, физика в 7, черчение 7-8 классе, геометрия в 7 классе, стереометрия в 10 классе. Одним из трудных разделов математики в 5 классе является раздел, посвященный изучению прямоугольных параллелепипедов. Ученик должен усвоить много формул и единиц объема, и их взаимоотношения между собой. К данному уроку дети умеют переводить из одних квадратных единиц в другие, используя зависимость между линейными единицами. Этот урок один из последних по теме «Площади и объемы». Они должны уметь находить площадь и периметр прямоугольника и квадрата, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда и куба. А на прошлом уроке познакомились с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба. Анализ цели урока Целью урока было научить переводить из одних единиц объема в другие, опираясь на знания, полученные на предыдущих уроках по переводу квадратных единиц. Эти знания необходимы в дальнейшем при решении различных текстовых задач как в математике, так и в геометрии, черчении, физике. Анализ структуры урока
Цель: - подготовить к восприятию, обеспечение нормальной обстановки для работы и психологического настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.
Одной из основных и первоначальных задач при обучении математики является выработка у ребят навыка хорошего счета. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в старших классах. Я стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался как интересная игра. Чтобы активизировать внимание учащихся, развивать память, сформировать у них познавательный интерес, зашифровала каждый ответ устного счета и применила сигнальные карточки.
Цель урока: ознакомить с соотношением единиц объема. Задачи: учить переводить одни единицы объема в другие, продолжить работу над текстовыми задачами на вычисление объемов и площадей поверхности прямоугольного параллелепипеда, совершенствовать вычислительные навыки. Применение методов проблемного обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся в процессе обучения, учить мыслить логически, научно, творчески, формировать такие чувства, как удовлетворенность от учебной работы, положительное отношение к математике. В ходе урока объяснение нового материала опиралось на знания, полученные на предыдущих уроках. Важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем деятельности учащихся. Поэтому на уроке применялись различные виды контроля: это и контроль с помощью сигнальных карточек за устным счетом, и итоговый тест в конце урока. Следующая за этим проверка теста дала возможность быстро и эффективно проверить и оценить работу каждого ученика и проверить первичное усвоение темы. Подведение итогов Каждый ученик получил оценку, а некоторые и не одну. Анализ методов. На уроке были применены следующие методы: эвристическая беседа, частично-поисковый и проблемные методы. Развитию мыслительной деятельности способствовала и самостоятельная работа. Весь урок построен в виде урока игры, урока путешествия. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, что отмечали еще в 1910 году в предисловии к «Забавной арифметике» Н.Н. Аменицкий и И.П.Сахаров: «Человек разумный есть в первую очередь «человек играющий», а потому обучать даже самым серьезным вещам следует по возможности играя». Реализация игровых приемов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Структура урока соответствовала как главной цели урока, так и другим развивающим, обучающим и воспитывающим. Темп урока соответствовал обычному ходу. Особое внимание уделялось Мохову Александру. Поскольку в нашей школе обучается 19 детей с особыми образовательными потребностями, то это влияет на специфику работы с детьми на уроке. Сегодня я старалась создать адаптивную среду для всех учащихся, в том числе и для ученика, обучающегося по программе 7-го вида. Ему были даны примеры для устного счета и задания на перевод одних кубических единиц в другие. Все учащиеся усвоили новую тему урока. Это проявилось в решении теста на заключительной стадии урока, поставила оценки, а так же прокомментировала домашнее задание. |