1. Общие положения
Внутриучилищный контроль представляет собой систему проверки, учета и анализа состояния образовательного процесса и выступает в качестве важной формы руководства инженерно-педагогическим коллективом.
2. Задачи и условия организации внутриучилищного контроля за образовательным процессом
Руководство образовательным процессом в училище и совершенствованием качества знаний, умений и навыков обучающихся осуществляется при постоянном контроле, который выполняет такие задачи:
Изучение состояния и результатов учебного процесса;
Воздействие на образовательный процесс с целью его совершенствования;
Оказание помощи преподавателям и мастерам производственного обучения;
Выявление лучшего опыта работы, обобщение и распространение его в педагогическом коллективе;
Организация работы преподавателей и мастеров по совершенствованию образовательного процесса.
Чтобы все эти задачи могли быть успешно выполнены, внутриучилищный контроль за образовательным процессом должен отвечать целому ряду условий и требований, главными из которых являются следующие:
Целенаправленность (точный выбор цели и направленность на решение главных задач училища);
Всесторонность (охват всех сторон деятельности педагогических работников, выявление успехов, недостатков, установление их причин);
Объективность (выявление реальной картины и точная оценка состояния вопроса);
Систематичность (планомерное и последовательное изучение состояния образовательного процесса, продуманная система проверки выполнения решений, принятых по результатам контроля);
Действенность и эффективность контроля, своевременное реагирование на критику;
Гласность, для осуществления которой проводятся собрания, совещания, педагогические советы, издаются приказы и др.
Соблюдение указанных выше условий и требований к организации внутриучилищного контроля позволяет эффективно воздействовать на всю работу училища, обучать и воспитывать педагогические кадры, приучать их к исполнительности, организованности, дисциплинированности. Руководитель училища и его заместители вскрывают причины недостатков в работе мастеров и преподавателей, намечают с ними конкретные пути и средства улучшения учебной работы, помогают в совершенствовании педагогического мастерства, способствуют внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий.
Постоянный контроль со стороны руководителя училища и его заместителей способствует расширению кругозора педагогических работников, росту их педагогического мастерства и общей культуры, развитию интеллектуальных и нравственных качеств, повышению уровня их развития. И наконец, контроль способствует упорядочению учебной работы, реализации конкретных мер по совершенствованию образовательного процесса, принятых по результатам контроля.
Таким образом, внутриучилищный контроль выполняет информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую и организационную роль. Он осуществляется при посещении уроков и анализе выполнения учебных планов и программ, состояния учебно-планирующей документации, отчетов и статистических данных. В целях контроля проводятся собеседования с работниками училища, наблюдения за их работой, проверяются тетради и контрольные работы учащихся. Важно также проверять знания и соблюдение правил безопасности работы, эффективность использования учебно-наглядных пособий, оборудования, технических средств обучения.
3. Планирование внутриучилищного контроля
Вопросы контроля образовательного процесса включаются в план работы училища на новый учебный год как один из его разделов. На основе годового плана составляются графики контроля на полугодие. При планировании внутриучилищного контроля необходимо предусматривать следующее:
Систему проверки всех сторон образовательного процесса, уделяя особое внимание качеству проведения уроков, организации внеурочной воспитательной работы с обучающимися, уровню их знаний, умений и навыков, состоянию их дисциплинированности, работе с родителями;
Планомерный охват учебных групп профессионального училища, учебно-производственных мастерских, мест прохождения практики на предприятиях района;
Координацию действий и единство требований со стороны руководства училища, проверку исполнения предложений по итогам предыдущих проверок, решений, ранее принятых по результатам контроля;
Распределение участков контроля между руководителями училища в соответствии с их должностью, специальностью и практическим опытов;
Мероприятия по итогам контроля.
При определении вопросов тематического контроля необходимо учитывать общую методическую тему, разрабатываемую коллективом училища. Это позволяет изучить и проанализировать систему работы преподавателей и мастеров над единой темой, а затем обобщить результаты. Кроме того, посещать следует такие уроки, на которых изучаются вопросы, актуальные для коллектива в определенный период времени.
При проверке уроков одного преподавателя или мастера (персональный контроль) руководитель училища и его заместители могут ставить цель всесторонне ознакомиться с его работой. Для этого намечается посещение нескольких уроков. Под постоянным контролем находится работа начинающих преподавателей и мастеров.
Для проверки уроков опытных педагогов целесообразно намечать трудные темы, чтобы лучше видеть мастерство преподавателя. В таких случаях уроки для проверки отбирают руководитель училища и его заместители вместе с преподавателями и методистом на основе программ и перспективно-тематических планов. Количество посещаемых уроков у отдельных преподавателей в течение года может быть различным в зависимости от уровня их подготовленности, а также от степени изученности работы преподавателя руководителями училища.
Наряду с посещением уроков отдельных преподавателей и мастеров может проверяться работа преподавателей по определенному предмету или мастеров по одной профессии (предметно-обобщающий контроль). Выбор уроков для такой проверки определяется состоянием преподавания отдельных предметов в училище и задачами, вытекающими из анализа этого состояния, например: поднять уровень преподавания, обобщить опыт работы преподавателей данного предмета и т.д.
В течение года в училище может проходить проверка работы преподавателей в отдельной учебной группе (классно-обобщающий контроль). В группах первого курса при этом изучается состояние преподавания и уровня подготовки обучающихся. Выпускные группы подвергаются проверке, с тем, чтобы вовремя исправить те или иные отклонения в ходе учебного процесса. Проверка может проводиться, если состояние учебной работы в группе или представляет интерес для педагогического коллектива, или вызывает тревогу, требует вмешательства с целью исправления положения (например, в группе резко снизилась успеваемость, участились случаи нарушения дисциплины).
При планировании внутриучилищного контроля необходимо учитывать время, затрачиваемое руководителем училища и его заместителями не только на посещение уроков, но и на подготовку к посещению и на последующий анализ проведенных занятий.
4. Контроль и анализ теоретического обучения
Руководитель училища и его заместители осуществляют постоянный контроль за выполнением всеми преподавателями учебных планов и программ. Во время таких проверок изучаются журналы теоретического обучения и посещения уроков. Они проводятся систематически и предусматриваются в месячных планах работы училища. Проверка журналов теоретического обучения позволяет получить представление о системе работы преподавателя, о текущей успеваемости обучающихся, о качестве знаний по изученным темам. Руководитель училища и его заместители обращают внимание на полноту и ясность записей пройденного на каждом уроке учебного материала, содержания домашних заданий, на периодичность самостоятельных и контрольных работ, на накопляемость оценок и посещаемость занятий обучающимися. Итоги контроля журналов теоретического обучения могут обсуждаться на заседаниях методических комиссий. В отдельных случаях по результатам проверки журналов издается приказ.
Наиболее важной частью работы руководителя училища и его заместителей по контролю за учебным процессом являются посещение и анализ уроков. Контроль урока требует от них большой предварительной подготовки. Проверяющему нужно иметь ясное представление об уровне педагогической подготовки преподавателя, его опыте, стиле и результатах предыдущей работы. Необходимо четко определить цель посещения урока: всесторонний общий анализ работы преподавателя или изучение какого-либо одного вопроса, например организации самостоятельной работы, применение технических средств обучения, осуществления межпредметных связей на уроке и т.д. Затем следует познакомиться с содержанием программы и учебника по конкретному предмету, с записями в журнале учета успеваемости и планом урока. На этой основе намечаются программа наблюдений и анализ урока.
5. Работа по результатам контроля уроков
Посетив урок, необходимо обстоятельно его разобрать в беседе с преподавателем. Сначала нужно выслушать преподавателя, узнать какую цель он ставил перед уроком и достиг ли ее, как он оценивает знания обучающихся, полученные на уроке, какие видит недостатки в содержании и организации работы, какие трудности ему пришлось преодолеть. После этого проверяющий высказывает свое мнение об уроке, его содержании, о целесообразности использованных методов обучения и организации работы обучающихся. Проверяющий дает мотивированную оценку урока и вносит рекомендации по улучшению работы, распределению опыта.
Тщательный анализ уроков теоретического обучения позволяет руководителю выявить методы работы преподавателей, степень усвоения обучающимися знаний, умений и навыков. Преподавателю нужно дать конкретные указания по улучшению работы, а не ограничиваться общими пожеланиями. Выводы и предложения по результатам посещения урока проверяющие записывают в журнал анализа работы преподавателя. Выполнение преподавателем рекомендаций по итогам контроля также необходимо проверять. Эту проверку руководитель училища и его заместители училища осуществляют в ходе бесед с преподавателем, при повторном посещении уроков, а также при изучении журналов учета теоретического обучения и планов работы преподавателей.
Посещения руководителями нескольких уроков одного преподавателя позволяют выяснить, как он владеет материалом, как проводит уроки разных типов, какие методы и формы использует на уроке, т. е. увидеть систему его работы.
6. Контроль и анализ производственного обучения и производственной практики учащихся Важной функцией руководителя училища и его заместителей является контроль за состоянием производственного обучения, за качеством знаний, умений, навыков, усвоенных обучающимися, а также оказание конкретной помощи мастерам производственного обучения в совершенствовании их работы. Прежде всего, руководитель училища и его заместители училища периодически проверяют заполнение журналов производственного обучения. Особое внимание обращается на выполнение учебных планов и программ, на соответствие выполненных работ перечню учебно-производственных работ, на выполнение обучающимися норм выработки, на накопляемость оценок и учет посещаемости, а также на отработку каждым обучающимся всех тем программы. Наряду с этим следует проверить систематичность инструктажей по правилам безопасности труда и учета этих знаний у обучающихся.
Готовясь к посещению урока производственного обучения, руководитель училища и его заместители определяют цель посещения, уточняют тему и цель урока, знакомятся с программой производственного обучения, учебной и методической литературой по теме занятия. Главным критерием оценки урока производственного обучения является качество знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися на уроке.
После посещения занятия руководитель должен продумать и сформулировать выводы из своих наблюдений, а затем разобрать ход и результаты занятия с мастером производственного обучения. При этом целесообразно вначале в начале предоставить мастеру возможность высказать свое мнение о качестве и результатах занятия, о его упущениях. После этого руководитель дает оценку занятия и работы мастера, отмечает достоинства и недостатки урока, объясняет причины последних, аргументирует свои выводы и предложения, указывает способы улучшения производственного обучения учащихся. Результаты посещения уроков фиксируются в отдельных журналах, заведенных на каждого мастера производственного обучения. Полезно, чтобы о результатах анализа посещенных уроков информировались все мастера училища.
7. Условия организации воспитательной работы
Управление воспитательным процессом в училище строится с учетом определенной регламентированной учебной деятельности обучающихся и включает в себя такие компоненты: определение целей и задач воспитания обучающихся; планирование воспитательной работы; выполнение намеченных планов; корректировку воспитательного воздействия на основе текущей информации о его эффективности; учет и анализ проведенной воспитательной работы, оценку соответствия результатов воспитания первоначально поставленным целям.
Все эти компоненты рассматриваются как последовательные этапы управленческой деятельности по воспитанию обучающихся. В организации воспитательной работы следует исходить из того, что воспитание осуществляется всей системой педагогического воздействия на обучающихся. Руководитель училища и его заместители обеспечивают согласованность действий и требований всех педагогов и органов управления коллективом в воспитании учащихся, что является важнейшим условием организации управления учебно-воспитательной работы в училище.
8. Оценка результативности воспитательной работы
Одной из важнейших функций управления воспитательной работой является анализ ее качества. Анализировать и оценивать эффективность воспитательной работы следует с учетом тех изменений, которые происходят в сознании и поведении обучающихся, т.е. в уровне их воспитанности за определенный период.
Основные критерии, свидетельствующие о воспитанности обучающихся:
Умение отстаивать и защищать свои выводы;
Готовность к выполнению своего гражданского и воинского долга;
Участие в общественной жизни;
Добросовестный труд.
|