Проект учебного занятия по физической культуре для учащихся 4 класса
Раздел «Спортивные игры. Баскетбол»
Учитель: Жильева Наталья Николаевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Вологды
Рецензент: Гугова Лариса Сергеевна, преподаватель лаборатории развития начального общего образования ГОУ СПО ВО «Вологодский педагогический колледж»
Предмет: физическая культура
Тема учебного занятия: «Обучение технике броска мяча в кольцо одной рукой с места»
Цель и ожидаемый результат: создание пошагового алгоритма выполнения двигательного навыка – броска мяча в кольцо.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование и инвентарь: мяч баскетбольный по числу учащихся (30 шт.), мультимедийный комплекс (ноутбук, экран, проектор, наглядный материал.
Содержание и технология урока:
Этапы
урока;
задачи
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
| Вводно-мотивацион-ный
(3 мин) Сообщение темы урока, постановка учебных задач
| Сообщение темы урока:
- Обучение технике броска в кольцо одной рукой с места.
- С какой техникой броска вы уже знакомы? - Какую учебную задачу обозначим на сегодняшнем уроке?
- Какую последовательность действий определим для достижения данной цели?
| Построение и приветствие.
- Владеем техникой броска в кольцо двумя руками. - Создать пошаговый алгоритм выполнения двигательного
навыка – броска мяча в кольцо. - подготовить необходимые группы мышц;
- разучить последовательность движений в фазах броска;
- рассмотреть ошибки при бросках мяча в кольцо.
| Регулятивные
(целеполагание как постановка учебной задачи)
Регулятивные (планирование)
| Подгото-вительный
(10 мин) Развитие силы верхнего плечевого пояса, координации-онных способнос-тей
| - С чего начинаем осуществление плана? Учителю следует:
- следить за осанкой;
- следить за равномерным бегом;
- следить за правильностью и точностью выполнения остановки.
Игра «Салки мячом» (Повторение стойки баскетболиста, остановки, исходного положения перед броском).
- Какие правила следует соблюдать в игре?
Общеразвивающие упражнения с баскетбольными мячами.
- Какие действия контроля будете осуществлять в ходе выполнения данных упражнений?
| - Начать надо с упражнений для разминки мышц плечевого пояса. Выполнение действий:
Ходьба.
Бег в равномерном темпе.
Приставной шаг правым
боком и левым.
Переход на ходьбу.
Восстановление дыхания.
- В игре нельзя пятнать того, кто правильно принимает стойку баскетболиста.
Выполнение действий:
Удержание мяча на лбу.
Подбить мяч плечом, не поднимая рук.
Перебрасывание мяча перед собой с одной руки на другую движением кисти.
Вращение мяча вокруг коленей в полу- присяде;
- шаг левой вращение вокруг левой ноги;
- шаг правой, вращение вокруг п. ноги.
И.П. - В положение наклона вперёд, одна рука на мяче, мяч на полу. Прокатить мяч вперёд , сделать вращательное движение согнутой рукой перекинуть из-за спины поймать мяч.
И.П. - Упор лёжа
– ноги на мяче
– руки на мяче
И.П.-Удерживая мяч у плеча, подбросить мяч вверх сделать несколько хлопков, поймать мяч в И.П.
И.П.- тоже. Подбросить мяч вверх быстро выполнить упор присев, встать, поймать мяч в И.П..
-Увеличить расстояние между руками, передавать мяч над головой.
- Мяч удерживать на кисти.
- Прокатить мяч вперёд, и быстро сделать вращательное движение кистью назад.
- Стараться удержать равновесие.
- Мяч выталкиваем ногами
- При ловле мяча приседаем
| Познавательные
(логические)
Коммуникативные
Регулятивные
(контроль, самоконтроль)
| Основная часть
(25 мин) Обучение технике броска в кольцо
| - Какой второй пункт плана наших действий?
Создание представления о броске (приложение №1);
последовательность и структура движений в фазах броска:
подготовительная фаза;
основная фаза;
завершающая фаза (приложение №2).
Подводящие упражнения с мячом.
- По иллюстрации на экране составьте алгоритм выполнения броска мяча в кольцо. - Сравните свой алгоритм с вариантом, представленным на мультимедийной установке.
- Работая в группах по данному алгоритму, обратите внимание на основные требования при броске (приложение №3)
| - Разучить последовательность движений в фазах броска Перекатывание мяча с ладошки на тыльную сторону кисти.
Имитация броска в кольцо без мяча.
Бросок с подкручиванием мяча указательным пальцем, стоя
Тоже сидя.
Тоже лёжа на спине.
Выполнение броска над собой
Бросок партнёру другая рука за спиной
Обучающиеся создают алгоритм действия:
1шаг - Принять правильное И.П.
2шаг – Прицелиться.
3шаг – Подседание и опускание локтя.
4шаг - Разгибание ног и выпрямление руки в локтевом суставе.
5шаг - Активно согнуть вперёд лучезапястный сустав при выпуске мяча придать ему вращение за счёт указательного пальца.
Дети выполняют:
Бросок в кольцо с малого расстояния.
2. Бросок мяча после отскока.
Учащиеся сами анализируют: почему мяч не попал в кольцо, если не знают прибегают к помощи одноклассников, отмечают ошибки на листах.
| Регулятивные (удержание цели)
Познавательные (общеучебные)
Регулятивные
(контроль, самоконтроль)
Познавательные (логические) Коммуникативные
Регулятивные (самооценка)
| Заключи-тельная часть. Рефлексия.
(5 мин)
Формирова-ние оценочных умений.
|
- По оценочным листам назовите, какие ошибки встречались чаще всего?
- Какие задачи поставим на перспективу?
| Построение.
Дети называют общие ошибки при бросках в кольцо: 1. Неумение сосредоточить внимание на цели. 2. Слишком сильное вращение мяча. 3. Не правильно выполнено И.П. 4. Бросок выполнен слишком быстро и резко. 5. Рука не выпрямляется в локтевом суставе.
6. Отсутствие сопровождения мяча второй рукой. 7. Броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией. 8. Отсутствие работы ног.
9. Отсутствие обратного вращения мяча — мяч не скатывается с кончика указательного пальца.
|
Регулятивные (коррекция)
| Домашнее задание
(2 мин)
| Задание по выбору обучающихся
| Собрать информацию о местной команде по баскетболу среди женщин;
Найти информацию из истории возникновения игры в баскетбол
| Общеучебные
(информационные)
|
Краткий анализ урока
При проектировании урока педагог учитывает возрастные особенности младших школьников, специфику учебного предмета «физкультура», уровень сформированности действий (предметных и метапредметных) обучающихся и необходимую помощь со стороны педагога в их осуществлении. Структура спроектированного урока выдержана в логике учебной деятельности: мотивационно-целевой компонент, операциональный, контрольно-оценочный.
В проекте урока удачно представлено формирование регулятивных универсальных учебных действий (принятие и удержание цели, постановка учебных задач, планирование деятельности, действия контроля, коррекции, оценки). Верно подобраны приёмы работы, способствующие формированию познавательных и коммуникативных УУД, а также умений работать с разными источниками информации. Приложение №1
Создание представления о броске
В отличие от бросков двумя руками в и. п. игрок всегда выставляет вперед одноименную с бросающей рукой ногу. Голеностопный, коленный, тазобедренный, плечевой, локтевой и лучезапястный суставы располагают в одной вертикальной плоскости с мячом.
Последовательность и структура движений в фазах броска
Основная функция в достижении результативности броска отводится бросающей руке. Высота поднимания ее локтя варьируется у разных игроков и относится к индивидуальным особенностям, т.е. не влияет на точность броскового движения. Важно, чтобы разгибательное движение было мягким, плавным и совершалось для всех суставов бросающей руки в одной вертикальной плоскости, а мяч направлялся в корзину через указательный палец. Другая
рука лишь поддерживает мяч, не принимая непосредственного участия. Приложение №2
Последовательность и структура движений в фазах броска
Подготовительная фаза начинается одновременным сгибанием ног в коленных и голеностопных суставах (ноги «заряжаются») и локоть опускается. Игрок находится в положении, когда указательный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стопа находятся в одной вертикальной плоскости с корзиной. Взгляд концентрируется на верхней, ближней к игроку точке дуги кольца при «чистом» броске или на соответствующей точке маленького квадрата щита при броске с отскоком. Мяч лежит на кисти бросающей руки, максимально «взятой» на себя, и поддерживается другой рукой сбоку.
Для основной фазы характерным является согласованное разгибание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах обеих
ног, плечевом и локтевом суставах бросающей руки. Мяч удерживается двумя руками до их почти полного выпрямления в локтевых суставах, после чего поддерживающая рука отводится в сторону
(кисть направлена в сторону бросающей руки). Туловище и голова сохраняют вертикальное положение. Заканчивается бросковое движение активным сгибанием вперед в лучезапястном суставе рабочей руки — хлестом кисти. Выпуск мяча осуществляется при полном выпрямлении нижних конечностей и бросающей руки. Направляющее движение мячу задается преимущественно указательным пальцем (большой и средний пальцы не дают свалиться мячу в сторону). Усилие приходится на нижнюю часть мяча, что придает
ему обратное вращательное движение вокруг поперечной оси.
В завершающей фазе выполнения приема бросающая рука сопровождает полет мяча к корзине: выпрямленная рука образовывает с ухом угол около 60°, рабочая кисть расслабленно «брошена вниз» — согнута в лучезапястном суставе; игрок «тянется» за мячом, поднимаясь на носки, а затем приходит в стойку готовности. Приложение №3
Основные требования при броске следующие: 1) выполняй бросок быстро; 2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу;
3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину; 4) выпускай мяч через указательный палец; 5) сопровождай бросок рукой и кистью; 6) постоянно удерживай взгляд на цели; 7) полностью сосредотачивайся на бросок; 8) следи за мягкостью и непринужденностью броска; 9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.
|