Скачать 76.15 Kb.
|
ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Тематический урок русского языка в 8 классе (СЛАЙД 1) Цели: ( СЛАЙД 2)
4.Содействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности 5. Воспитывать эстетический вкус, любовь к родному языку и литературе. Оборудование: интерактивная доска, проектор Ход урока Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха. На сегодняшнем уроке мы повторим, обобщим сведения о вводных словах и предложениях и познакомимся со вставными конструкциями и знаками препинания при них. I. Озвучивание домашнего задания II. Орфографический повтор (слайд 3) 1. Тестовое задание. Найти лишнее, объяснить. Пропущенные буквы подчёркнуты.
Проверим:
Слайд 5: Повторение темы « Вводные слова»
- В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? 1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 1,3 Cлайд 6 (ключ). - Какой вывод напрашивается в результате этого анализа? - Как отличить, где вводные слова, а где члены предложения? - Вывод: Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения. Решим несколько пунктуационных задач: Графический диктант (на интерактивной доске) слайд 7 – по цепочке. Каждый ученик называет значение и структурный тип (сочетание слов — слово — предложение) вводных слов: 1) По мнению автора, «воспитывать в себе читательский вкус – высшая нравственная ценность человека». 2) Если бы соразмерно его рвению давали ему награды, он, к изумлению своему, может быть, попал бы в статские советники. 3) Книга, действительно, открывался самый лучший мир. 4) Елена умна, красива и, наконец, она очень начитанна. - Какую информацию нам дают эти предложения? - Что в них общего и чем отличаются? Учитель: Привычка ссылаться на источник высказывания – это элементарная этическая норма. Вводные слова, как сказал А.Кушнер, хотя и «замедляют речь», «мешают суть сберечь», важны, потому что делают речь логичной, выразительной. Неуместное же использование вводных слов ведёт к её засорению. Такую речь трудно и неприятно слушать. Она свидетельствует о низкой речевой культуре человека. Слова – сорняки, слова – паразиты заполняют паузы, когда человеку нечего сказать. П. Изучение нового материала. Знакомство с теоретическими сведениями. § 30. -Как отличить вводные слова или словосочетания от вставных конструкции? (для их разграничения существует функциональный критерий: вводные слова и предложения служат для выражения отношения говорящего (автора текста) к тому, что сообщается, при этом они могут указывать на достоверность сообщения, предположительность, повторяемость действий, источник информации, выражать эмоциональную оценку, отношение к способу оформления мыслей и др. Вставные же конструкции используются для передачи дополнительных замечаний, попутных комментариев, пояснений и уточнений, адресованных собеседнику (читателю). СЛАЙД 8 Ср.: К счастью или к несчастью, в нашей жизни появляется книга, рано ли поздно изменяющая нашу жизнь. Однажды, войдя в квартиру — у меня был от нее собственный ключ, — я услышал, что Елена Николаевна читает вслух Булгакова. Учитель: Составьте схемы этих предложений. Учитель: Мы познакомились с теоретическим материалом, данным в учебнике. В общем-то, правила несложные. Почему же в пунктуации при вставных конструкциях допускается большое количество ошибок? Каковы трудности при выделении вставных конструкций? - Сравните предложения и сделайте вывод. (слайд 9): Выразительное чтение, определение вставных конструкций, письменно:
Ответы уч-ся: Cкобки. Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки, наконец, обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком. Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания — тире или скобки. Слайд 10 (без скобок) Слайд 11 – проверка Если я заболею, к врачам обращаться не стану. Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду): постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду. Я. Смеляков Ш. Закрепление изученного.
Работа с текстами по вариантам I вариант В доме у нас царила аккуратность, отчего у меня выработалась стойкая неприязнь ко всякому «живописному беспорядку», «рабочему беспорядку» на письменном столе; я не верю, что за этим всегда стоит творчество и богатство мыслей. К книгам это имело самое прямое отношение: они не пачкались, не мялись, не загибались, не клались куда попало. Это был культ книги (причем не обязательно старой и редкой, об этом — далее). Поэтому книгу и не давали кому угодно. Это была семейная библиотека (сейчас охотно популяризируют опыт семейных библиотек, превращаемых в районные, поселковые, словом, — публичные, тут, конечно, возможны разные мнения). На меня, на отца производили тягостное впечатление случаи потребительского, небрежного отношения к книгам. О. Трубачев. Книга в моей жизни 1.Найдите вводные и вставные конструкции. Какова их смысловая роль в тексте? 2.Как они изменяют строение предложения? 3.Напишите сочинение-миниатюру о своем отношении к книгам, употребляя вводные слова словом, конечно и др. II вариант Люди всегда хотели больше знать. И не только больше, а лучше: знать и не ошибаться. Знание — это наука. А размышление о надежности знания — это уже философия. У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь. Круг чтения
Озвучивание «Карты мысли» Домашнее задание: § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац — предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста Дополнительный материал:
|