Скачать 0.94 Mb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - Примерной программы по предмету «Технология» составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 - Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта - Учебника Технология. Технология ведения дома: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.В.Синица, В.Д.Симоненко - М.: Вентана - Граф ,2012. - Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897) - Закона № 273 «Об образовании РФ» - Примерной программы по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения); - Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. - Образовательного (учебного) плана МБОУ Лесоперевалочной СОШ - № 2 на 2013-2014 учебный год. Примерная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Примерная программа по курсу «Технология» содействует сохранению единого образовательного пространства России. Она представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению авторского учебного курса с учетом позиции и творческого потенциала педагога, индивидуальных способностей, интересов и потребностей учащихся, материальной базы образовательных учреждений, местных социально-экономических условий, национальных традиций характера рынка труда. Цели и задачи образовательной области «Технология» в 5 классе. Цели изучения предмета Основной (стратегической) целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Тактическими задачами изучения учебного предмета «Технология» в 5 классе являются:
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным линиям:
Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технология исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома). Основными дидактическими средствами обучения технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Планируемые результаты по окончании курса технологии в 5 классе основной школы
Методы и формы решения поставленных задач. Рабочая программа по технологии в 5 классе подразумевает использование таких организационных форм проведения уроков, как:
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторные, практические работы, выполнение проектов. Логические связи данного предмета с остальными предметами образовательного плана. При изучении учебного курса «Технология» в 5 классе используются связи данной дисциплины с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, такими как: биология, география, история, физика, изобразительное искусство, математика, экология. Это можно проследить по следующим темам:
- Продукты разные нужны, блюда разные важны. Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Где и как мы едим - Технология приготовления бутербродов, горячих напитков и блюд из яиц. Режим питания - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
- Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства.
- Культура поведения за столом. - Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. - Бытовая швейная машина (на слайдах) - История создания изделий из лоскута.
- Производство натуральных растительных волокон. Полотняное переплетение. Основные характеристики ткани. - Бытовая швейная машина (на слайдах) - Влажно – тепловая обработка ткани (на слайдах)
- Декоративно-прикладное искусство. Основы композиции - Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. - Творческая работа «Выполнение эскиза интерьера кухни»
- Изготовление выкройки шаблонов. - практическая работа «Построение чертежа фартука в масштабе ».
- Первичная и тепловая обработка овощей. Блюда из овощей. - Эстетика и экология жилища
- Изготовление выкроек из бумаги Сроки реализации программы: 2013-2014 учебный год Место курса учебном плане. Учебный план на этапе основного общего образования включает в себя 238 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 – 7 классах – 68 часов из расчета 2 часа в неделю. В 8 классе – 34 часа из расчета 1 час в неделю. Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует планирование, предложенное в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Технология. Технологии ведения дома 5- 9 классы» (М.: Просвещение, 2011). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5-х классах из расчёта 2 ч в неделю (всего 68 ч.). Согласно учебному плану МБОУ Лесоперевалочная СОШ-№2 изучение предмета технология в 5 - х классах из расчёта 2 ч в неделю (всего 68 ч.). Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. Программа ориентирована на использование учебника Н.В. Синица, В.Д.Симоненко «Технология. Технологии ведения дома» 5 класс, Вентана-Граф, 2012 г. Приоритетными виды общеучебной деятельности:
Инструментарий для оценивания результатов:
Система оценки достижений учащихся:
Форма промежуточной и итоговой аттестации: аттестация (оценка) за I, II, III, IV четверти и год. Общая характеристика предмета. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды. Технология изучается по направлению: Технологии ведения дома. Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ. Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся. В процессе обучения технологии учащиеся: познакомятся:
овладеют:
Универсальные учебные действия при изучении предмета «Технология» УУД являются обязательным компонентом содержания любого учебного предмета (см. раздел Основной образовательной программы ) В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные УУД: - действие смыслообразования (интерес, мотивация); - действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»); - формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру; - формирование интереса к себе и окружающему миру (когда ребёнок задаёт вопросы); - эмоциональное осознание себя и окружающего мира; - формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру; - формирования желания выполнять учебные действия; - использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. В сфере личностных УУД будут сформированы: - внутренняя позиция школьника; - личностная мотивация учебной деятельности; - ориентация на моральные нормы и их выполнение. Познавательные УУД: Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Универсальные логические действия: - имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания; - способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.); - составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). В сфере развития познавательных УУД ученики научатся: - использовать знако-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования; - овладеют широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю); - формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.); - формирование умения работать в парах и малых группах; - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов). В сфере коммуникативных УУД ученики смогут: - учитывать позицию собеседника (партнера); - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; - адекватно передавать информацию; - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Регулятивные УУД: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий. В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. В рабочую программу внесены следующие изменения: Процесс изучения курса « Технология» в 5 классе начинается с занятия, посвященного общим вопросам техники безопасности и охраны труда.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Результатом прохождения каждой темы является мини – проект. Краткая характеристика каждого раздела с указанием общих и частных моментов
Национальные, региональные и этнокультурные особенности содержания образования. «Быт и культура хакасского народа» изучается при прохождении раздела «Технологии домашнего хозяйства». «Хакасская национальная пища. Талган – пищевая ценнсоть.» изучается при прохождении раздела «Физиология питания». «Чаи из трав у хакасского народа» изучается при прохождении раздела «Бутерброды и горячие напитки» «Суп угре. Талган.» изучается при прохождении раздела «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий» «Национальная одежда. Сигедек (безрукавка)» изучается при прохождении раздела «Технология изготовления швейных изделий». «Хакасский орнамент. Пого» изучается при прохождении раздела «Художественные ремёсла». Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» позволяет написать проекты по темам «Кисет», «»Дамская сумочка», «Пого», «Жилище хакасского народа», «Национальна пища». |