Скачать 223.55 Kb.
|
Воспитание – великое дело – им решается участь человека. Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и давать направление сердцу и уму, - а для этого разве не нужно… характера и науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам. В. Г. Белинский. Уважаемые коллеги! Темой нашего семинара является воспитание в процессе обучения. Как разделить обучение и воспитание? Можно ли воспитывать на любом уроке? Как контролировать воспитательный процесс? Что выбрать в качестве критериев и показателей успешности выполнения воспитательной цели урока? Ответы на эти вопросы искали всегда. В педагогике всегда существовала проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? На современном этапе в связи со сменой ценностно-смысловой парадигмы образования эта проблема становится более острой. Поэтому начать хотелось бы с образования как социального явления. Это система, для которой характерно наличие инвариантных качеств. К числу таких качеств относятся: гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б. Г. Гершунский). Следует подчеркнуть, что система образования противоречива и диалектична. С одной стороны, она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути, если хотите, консервативной. С другой, она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовить молодых людей к жизни. Гуманистическая, личностно-ориентированная направленность современного образования усиливает такие его характеристики, как гибкость и динамичность. Образование как социальная система превращается в дифференцированную и открытую для изменений сферу образовательных услуг. В идеале не система образования навязывается человеку, ограничивая его свободу выбора, а человек сознательно выбирает индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими образовательными потребностями и способностями. Следует отметить, что соотношение понятий "образование" и "воспитание" является предметом дискуссий на протяжении длительного периода времени. На наш взгляд, споры, возникающие вокруг этого вопроса, непродуктивны. Все дело в том, в каком контексте и смысле они используются. Часто встречающееся в литературе употребление слов "образование" и "воспитание" как обозначающих противоположные стороны педагогического процесса не является корректным. Образование как целенаправленный процесс социализации в любом случае включает в себя и воспитание. А направленность образования как педагогического процесса зависит от способов ее осуществления, а это уже прерогатива воспитания и обучения. Именно совокупность принципов, методов и форм обучения и воспитания определяет, будет ли образование (педагогический процесс) гуманистически или технократически направленным, демократическим или авторитарным, осуществляющим гражданские или политические цели. Следовательно, воспитание - это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение - специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного плана, так и организационно-технического. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Оно также ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры и др.). Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач. Именно педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:
В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания. Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:
В целом каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени, существующей общественной формации, социальных отношений и многого другого. В целях и задачах воспитания просматривается идеал человека данной исторической эпохи и стремление к его достижению. Главным для каждой воспитательной системы является ориентация на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе. Воспитание и обучение обусловливают качественную характеристику образования - результаты педагогического процесса, отражающие степень реализации целей образования. Результаты образования определяются степенью присвоения ценностей, рождающихся в педагогическом процессе, которые так важны для экономического, нравственного, интеллектуального состояния всех "потребителей" продукции образовательной сферы - и государства, и общества, и каждого человека. В свою очередь, результаты образования как педагогического процесса связаны со стратегиями развития образования, ориентированными на перспективу. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 расположена в Советском районе города Челябинска. Школа находится в окружении следующих важных объектов социального влияния: завод им. Колющенко, гаражно-строительный кооператив от завода им. Колющенко, железнодорожный вокзал, автовокзал. В целом, эти объекты негативно влияют на формирование социальной среды нашего образовательного учреждения. Данные обстоятельства во многом определяют специфику микрорайона не только как “крайнего”, но и как одного из самых криминогенных в Челябинске. Промышленная направленность, отсутствие учреждений культуры с традициями, пестрый и сложный социально-демографический состав населения, соседство с вокзалом и постоянная возможность наблюдать картины «вокзальной» жизни – все это создает определенный негативный фон для функционирования школы, порождает значительные сложности в учебно-воспитательной работе, как бы подчиняет себе школу, принижает ее роль как важнейшего института формирования личности. Социальный состав семей, проживающих на территории микроучастка школы, можно представить следующими категориями:
По уровню образования преобладают родители со средним, средне-специальным образованием (62%), около 30% родителей – рабочие, более 50% - служащие. Возможности данной (преобладающей) категории родителей в развитии и воспитании своих детей ограниченны. Кроме школы в микрорайоне нет комплекса досуговых организаций для детей и подростков: клубов, секций, кружков по интересам, театров, кинотеатров, скверов. Школа стала социально-досуговым центром для детей и их родителей. У школы было два варианта развития: либо примириться с ролью, определяемой исторически сложившимся окружением, и развиваться отдельно от среды, либо изменить ее, постепенно перестраивая самое себя. Мы выбрали второй путь. Все достижения педагогического процесса стали возможными благодаря сложившейся системе обучения и воспитания в школе. Эта задача была осуществлена посредством участия школы на протяжении 10 лет (1993-2003) в экспериментальной работе по созданию модели школы художественно-эстетического направления через:
По завершении этой работы из экспериментальной она перешла в функционирование и сегодня является художественно-эстетическое обучение и воспитание является в школе приоритетным. Инновационная деятельность и сегодня позволяет разнообразить формы обучения и решать главные задачи образования - формирование высокой мотивации к обучению, получение навыков самостоятельного образования и успешную дальнейшую социализацию. Результаты обучения и воспитания наших учащихся служат этому ярким подтверждением. Однако для достижения высокого эффекта воспитания и обучения школе пришлось внести значительные коррективы не только в содержание образования, но и в сам образовательный процесс. С 2003г по 2007г мы являлись муниципальной экспериментальной площадкой по введению профильного обучения на старшей ступени образования. Профильное обучение с этого года реализуется в режиме функционирования. Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов:
Введение эксперимента мы начали с изучения ситуации в целом по школе по определенным параметрам, выделенным В.С. Лазаревым, был использован опросник «Комплексной оценки ситуации в школе», разработанный А. Гавраланом, кандидатом пед.наук, зав. кафедрой педагогики и психологии Владимирского ИУУ. В результате обработки полученных данных, по выделенным критериям ситуация сложившаяся в школе характеризуется следующим образом: В части «управления образовательным и воспитательными процессами»:
В части «информационной обеспеченности образовательного процесс»:
Наиболее интересные сведения содержались в блоках «Цели обучения и воспитания» и «Микроклимат», которые продемонстрировали готовность к инновационной работе и понимание коллектива педагогов и учащихся совместных целей деятельности. При этом что около 40% педагогов заявили о необходимости повышения квалификации, причем по индивидуальным программам. Следующий эксперимент, в который вошла школа в 2007г. связан с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Мы убеждены, что решение любых проблем в обучении и воспитании возможно лишь при активном движении вперед, при использовании в своей работе новейших форм обучения в области образования, в том числе и внедрение дистанционных форм получения образования школьниками. Все эти положения нашли отражение в Программе развития школы на 2006-2008г. В результате реализации программы у учащихся будут сформированы коммуникативные и предметные компетенции, с помощью которых производится успешное социальное, личностное и профессиональное самоопределение. Это позволит обеспечить: 1) повышение уровня развития основных ключевых компетенций школьников; 2)освоение обучающимися новых информационных и коммуникационных технологий; 3) улучшение социальной ориентации учащихся и достижение равенства в получении образования: 4)профилирование школьного образования; увеличение спектра образовательных услуг по предпрофильной подготовке; 5) расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами учащихся и их родителей; 6) повышение профессиональной компетентности педагогических кадров; Достижения педагогического процесса стали возможными, благодаря сложившейся воспитательной системе школы. С 2003 г. воспитательная система школы вступила в режим функционирования, завершающую стадию процесса ее формирования. Воспитательная система школы состоит из взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленным целям и задачам; дополнительного образования; деятельности органов ученического самоуправления; традиций, обычаев школьного коллектива. Целью воспитания в школе является создание условий для самореализации психологического, социального, интеллектуального, творческого потенциала каждого воспитанника и формирования его социальных компетенций, достижение которой строится на реализации комплексно- целевых программ:
Главным критерием эффективности функционирование воспитательной системы в школе стало развитие и самовыражение личности воспитанников и педагогов. По данным социологических опросов можно говорить о мягком фоне психологической и эмоциональной атмосферы школьной среды, о преобладании таких ценностных ориентацией как «самореализация через раскрытие своих способностей и талантов», «познание самого себя и осознание окружающего мира», «Жизненные ценности: здоровье близких, семья, любовь и лишь потом материальное благополучие», «радость познания», «возможность приобщения к духовным ценностям». Среди проблем, выявленных данным опросом, отметим снижение таких позиций, как «почет, слава, уважение», практически отсутствие интереса к позиции «власть над людьми», «готовность служить Отечеству», «готовность жить для других». Эти данные характеризуют те взаимоотношения человека с государством, которые сложились на современном этапе. Ежегодное подведение итогов деятельности всей школы, как образовательной, так и воспитательной, происходит на собрании всего педагогического, ученического и родительского коллектива в театре оперы и балета. Это масштабное мероприятие демонстрирует, насколько реализован социальный заказ, сформированный на основе социальных опросов. Этот заказ формулируют, в первую очередь, родители. Анализируя анкеты родителей, можно выделить требования, которые они предъявляют к выпускнику и школе. Родители считают, что выпускник должен:
Учителя определяют для себя требования к тому уровню образования, который они обеспечивают следующим образом:
По мнению учащихся, школа должна обеспечивать:
Школа – общественно-государственное учреждение и должна выполнять требования, заложенные в Законе РФ «Об образовании» и других нормативных актах. Прежде всего достижение реальной индивидуализации содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей творческие интересы и способности детской личности; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального этнокультурного компонента. Именно эти позиции являются приоритетными во внутришкольном контроле реализации образовательного процесса. Внутришкольный контроль — главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы, осуществляемых в порядке руководства, наблюдений за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов в области образования РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы. В соответствии с организационно-управленческой структурой школы (о чем мы уже говорили) контролирующие полномочия распределены между администрацией школы и заведующими предметными кафедрами, которых в школе шесть:
А для сбора, обработки информации в школе имеется кафедра информационно-аналитического сопровождения образовательного процесса (ИАО). Планирование мероприятий ВШК на год происходит на заседании НМС школы на основе аналитических материалов за прошедший учебный год. Задачи ВШК: 1. Диагностировать состояние учебно-воспитательного процесса, выявлять отклонения от запрограммированного результата в работе педагогического коллектива и отдельных его членов, создавать обстановку заинтересованности, совместного творчества: учитель – ученик, руководитель – учитель. 2. Формировать у учащихся ответственного отношения к обучению. 3.Обеспечить единство учебной и внеучебной деятельности учителя через сеть элективов, кружков, индивидуальных занятий и дополнительного образования. Сбор информация для анализа состояния учебно-воспитательной работы в школе производится на основе инструментария, разработанного НМС школы с использованием методических материалов по проведению педагогического мониторинга В.А. Бухвалова (Центр «Педагогический поиск», М.;2000). Данный инструментарий оформлен в виде методического пособия для педагогических работников «Оценка и анализ учебно-воспитательного процесса в школе». В нем собраны материалы для выполнения этой работы на основе параметров и критериев, составленных для основных профессиональных функций учителя. Это позволяет оценить не только методические особенности учебно-воспитательного процесса, но и уровень профессионального мастерства учителей. Мы выделили несколько важных, на наш взгляд, дидактических моментов, способов и приемов, которые представили в этом пособии. Пособие поможет не только специалистам, в профессиональные функции которых входит проведение педагогического контроля и экспертизы эффективности работы отдельных структурных элементов школы, но и педагогам для повышения профессиональной квалификации. НМС школы утверждены, в качестве основных параметров мониторинга, следующие 16 позиций:
Каждый критерий имеет шесть уровней оценки: недопустимый, критический, удовлетворительный, хороший, высокий, оптимальный, которые в конечном счете и служат показателем уровня организации, функционирования и развития учебно-воспитательного процесса отдельного учителя, кафедры и школы в целом. Обработанные данные, представленные в виде диаграмм, позволяют наглядно продемонстрировать как успехи в решении задач, так и наличие проблем в организации учебно-воспитательного процесса отдельного учителя, кафедры и школы в целом, на основании которых принимается управленческое решение. Вот как это выглядит. Возьмем мониторинг одной из самых успешных кафедр, русского языка и литературы, два выпуска уч-ся которой показали высокие результаты и в ЕГЭ (100% качества по профильным предметам), и поступления в вузы по выбранным специальностям (100%), и Мониторинг учителя: После группировки выявленных затруднений кафедра формирует группы педагогов для организации занятий: индивидуальных консультаций, семинаров, взаимопосещения уроков и определяет темы для самообразования, повышения квалификации, которые фиксируются в персонифицированной программе повышения квалификации учителя.
Мониторинг по кафедрам и МО: Управленческие решения, принимаются на уровне кафедр и МО и школы. За последние 3 года, на основании полученных данных выявленные проблемы вынесены были на рассмотрение педагогического совета по следующим темам:
В план работы школы включены практические семинары по следующим темам:
В рамках заключенного договора о совместной деятельности ГУО ЧИППКРО в соответствии с нашим заказом организовал проведение курсов повышения квалификации на базе школы для тех педагогов, у кого были выявлены профессиональные затруднения. Педагоги, имеющие одинаковые проблемы, были объединены в группы. Таких групп оказалось три. Для них ГУО ЧИППКРО разработал программы, включающие следующие вопросы:
Всего на этих курсах повысили свой профессиональный уровень 21 человек. Кроме того, преподаватели МО иностранного языка, где из 8 учителей 3 молодых специалиста, в этом году были направлены для прохождения курсов в ЧГПУ по проблеме: «Развитие речевой и языковой компетенции по английскому языку». Таким образом, на протяжении нескольких лет ведется оценка, анализ и корректировка учебно-воспитательного процесса в школе. Картина общей ситуации по школе по выделенным параметрам достаточно ровная, т.е. преобладает хороший уровень организации учебно-воспитательного процесса. 3. О сформированности у учащихся ответственного отношения к обучению говорят следующие критерии:
4. Показателем сформированности единого пространства основного и дополнительного образования служат данные:
Другим не менее важным показателем успешности нашей работы в этом направлении мы считаем признание ведущей роли педагогических работников школы в профессиональном сообществе района: более 50% состава районной экспертной комиссии по проведению аттестации педагогических работников составляют педагоги школы. Показателем высокого уровня профессионализма учителей школы является участие 12 педагогов в проверке работ ЕГЭ в составе областной предметной комиссии, участие в работе медальных комиссий района и города, разработка и издание учебных пособий по химии Заслуженным учителем РФ Косовой О.Ю.. Эти учебные пособия востребованы не только в Челябинске, Челябинской области, но и школами Российской Федерации, о чем говорит второе издание «Справочных материалов, контрольно-тренировочных упражнений, расчетных задач» для подготовки к ЕГЭ. Ряд учителей принимал участие в подготовке электронных учебников по предметам, в т. ч. по химии, истории, физике, географии. Из 10-и районных методических объединений 6 возглавляют учителя школы, под руководством которых систематически проводятся семинары, практикумы, консультации направленные на повышение профессиональной компетенции педагогов района. Так на базе школы за 2006-2007 уч. год прошло несколько семинаров , районного, городского, областного и Всероссийского уровней. В сентябре 2006г. проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития химического образования», где была проведена презентация школы. Косова О.Ю., зав. кафедрой химии и биологии выступила с докладом «Роль кафедры химии и биологии в организации учебно-воспитательной работы в условиях профильного и предпрофильного обучения», Гуренко Н. Ю учитель химии высшей категории, Михайлова Н. Ю. учитель биологии высшей категории показали занятие элективного курса на тему «Биологическая роль железа», проведен круглый стол: «Использование ИКТ технологий в процессе обучения». В декабре 2006г. в школе прошел областной семинар «Содержание и организация профильного обучения в средней школе». Для учителей русского языка и литературы и администрации школ Челябинской области прошла презентация инновационной деятельности школы, зам. директора Палагина С.Е. выступила с докладом «Роль кафедры филологии в развитии профильного и предпрофильного образования старшеклассников». Педагогами Шкутой А.Б., учителем высшей категории, Климовой Т.Б., учителем высшей категории, Давтян Т.А., учителем высшей категории, Меркуловой Г.П., учителем высшей категории представлен ряд открытых уроков с последующим обсуждением на круглом столе и выступлением Т.В.Соловьевой, доцента кафедры общественно-гуманитарных дисциплин ЧИППКРО. В феврале 2007г. школа принимала учителей географии Челябинской области на областном семинаре «Урок ХХI века», учителем высшей категории Елфимовым Ю.А. был дан урок с использованием современных педагогических технологий: модульной, интерактивное обучение, ИКТ-технологии, групповые формы работы. В этом же месяце проведен городской семинар для учителей химии и биологии «Технология проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках профильной и предпрофильной подготовки», где состоялась презентация методического пособия для учащихся 10-11 классов «Рабочая тетрадь: Биологическая роль железа», разработанного педагогами высшей категории Михайловой Н.Ю., Гуренко Н.Ю. В марте 2007г. был представлен опыт работы школы по организации летней практики для профильных 10-11 классов в рамках сотрудничества с ВУЗам города для слушателей областных курсов повышения квалификации ЧИППКРО для организаторов летней оздоровительной кампании |