Урок информатики по программе А.В. Горячева в 3-м классе по теме "Аналогичная закономерность" Добровольская С.А. учитель начальных классов
Цели урока:
1. Образовательные –
отработать умение находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы;
закрепить умение располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной;
закрепить навыки работы в графическом редакторе Paint.
2. Развивающие –
способствовать развитию логического мышления и навыков решения нетиповых задач;
развивать у учащихся исследовательские умения на основе изученного материала, тренируя мышление по аналогии;
развивать художественный вкус, графические умения и творческое воображение.
3. Воспитательные –
воспитывать умение общаться, делать выводы и аргументировано отстаивать свои взгляды;
формировать интерес к предмету.
Задачи урока:
развивать умение находить закономерности в цепочках и таблицах, обобщать и делать выводы;
рассмотреть примеры составления закономерностей аналогичных заданной и отработать навыки их составления;
уметь применять теоретические знания для решения практических задач:
уровень 1: составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя его инструменты и дидактические задания;
уровень 2: (творческий) самостоятельное придумывание закономерностей.
Оборудование: ПК мультимедийный проектор, экран.
Программное обеспечение: Операционная система Windows XP, пакет программ Office 2003 (MS PowerPoint, MS Word, Paint).
Информационное обеспечение: презентация по ходу урока, дидактический материал, рабочие тетради А.В.Горячева “Информатика в играх и задачах. 3 класс”, часть 2.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока Действия учителя
| Действия учеников
| 1. Организационный момент. Объявление темы и постановка целей урока (презентация, слайды 1 -5)
| Слушают.
| 1. Актуализация опорных знаний (презентация, слайд 6)
| – Какую бы жизненную задачу ни взялся решать человек, первым делом он строит модель – иногда осознанно, а иногда и нет. Ведь бывает и так – вы напряжённо ищете выход из трудной ситуации, пытаясь нащупать, за что можно ухватиться. И вдруг приходит озарение… Что же произошло? Это сработало замечательное свойство нашего разума – умение безотчетно, словно по какому-то волшебству, уловить самое важное, найти выход из этой ситуации. – А сейчас покажите, как вы справляетесь с трудными заданиями на поиск закономерностей в тесте.
| Слушают.
| 1) Тест “Умеешь ли ты составлять закономерности?” (презентация, слайды 7-16)
| Отвечают на задания теста.
| 2) Проверка д/з из РТ (рабочей тетради) № 21, 22, 20.
| Отвечают на вопросы учителя.
| Дом. задание №21: (презентация, слайд 17)Найти закономерность расположения букв в цепочке и заполни пустые карточки: А, Я, Б, Ю, В, …, …, Ь, Д, Ы.
| – Буквы образуют последовательность типа “начало – конец”, т.е. 1-я буква алфавита – последняя буква; 2-я буква алфавите – предпоследняя; и т.д. Нужно вставить буквы “Э” т “Г”.
| По такому же правилу составь ряд чисел, начиная с числа 15, т.е. составь аналогичную закономерность для чисел: 15, 90, …
| – Последовательность чисел, составленная по такому правилу будет иметь вид: 15, 90, 16, 89, 17, 88, 18, 87, 19, 86.
| Дом. задание №22: (презентация, слайд 18) Найти закономерность расположения чисел в цепочке и заполни пустые карточки: 6, 8, 7, 9, 8, 10, 9, …, …, 12.
| – Последовательность чисел составлена по следующему правилу: каждое следующее число то увеличивается на 2, то уменьшается на 1 (+2, -1). Значит, пропущены числа: 11, 10.
| Придумай похожее правило для последовательности чисел, начинающейся с числа 2.
| – Можно составить последовательности (дети читают свои последовательности, составленные по правилу: увеличить на …, уменьшить на …): 1) 2, 7, 5, 10, 8, 13, 11, 16, 14, 19 > (+5; -2) 2) 2, 12, 8, 18, 14, 24, 20, 30, 26, 36 > (+1-, – 4)
| Дом задание №20: (презентация, слайд 19) Заполни пустые клетки таблицы с числами, которые не должны повторяться. Раскрась по такому же правилу цветными карандашами все окна в доме.
| Слушают задание.
| – В какую из пустых клеток нужно вписать число первым?
| – В ту клетку, которая одна пустая в строке или в столбце. Например, можно заполнить пустую клетку в первом столбце и вставить туда 4, т.к. числа не должны повторяться, затем во втором столбце – 3. Теперь выберем первую строчку и вставим туда недостающее число 3. Затем в третьем столбце – недостающее число 1, И, наконец, в четвертом столбце – число 2.
| – Какую закономерность в расположении чисел в таблице вы заметили? Где находятся повторяющиеся числа?
| – По диагонали: из левого верхнего угла в правый нижний угол – число 1. Над диагональю – число 2. Над ним – число 3. В правом верхнем углу – число 4. Под диагональю с числом 1 – число 4, под ним число – 2 и в левом нижнем углу – число 2.
| – Какого цвета окна в домах, если смотреть на них вечером, когда на улице темно?
| – Разноцветные, потому что в квартирах разного цвета лампы, абажуры, плафоны, шторы, …
| – В нашем доме на каждом этаже и в каждом подъезде окошки разного цвета: какое количество карандашей вам понадобилось, чтобы раскрасить окошки?
| – Четыре.
| – Здесь есть закономерность и нам нужно раскрасить окна в доме по правилуаналогичному тому, как расположены числа в таблице.
| – Пусть каждое число соответствует цвету окна в доме. Например: 1– желтый , 2 – синий , 3 – розовый , 4 – зеленый.
| 2. Решение задач по теме урока “Аналогичная закономерность” (презентация, слайд 20 – 21)
| – Итак, какая польза может быть от аналогии?
| – Аналогия может подсказать, как обращаться с предметом. – Аналогия может помочь решить какую-то задачу или проблему.
| – Сейчас мы с вами тоже будем искать решение в задачах, используя свойство аналогии.
| Слушают.
| Задание № 23 (презентация, слайд 22): Нарисуй и раскрась фигуры в пустых клетках таблицы (сначала определи форму, а затем цвет фигуры). По такому же правилу дорисуй объекты и раскрась занавески в пустых окнах дома.
| Слушают задание.
| – На какие задания похоже это задание из тех, что вы уже выполняли раньше?
| – На задание с печеньем и раскрашиванием окошек.
| – Можно выполнить это задание аналогичным образом?
| – Можно.
| – Обратите внимание на то, что здесь соблюдается “двойное правило”. Какое?
| – Сначала надо определить форму, а затем цвет фигуры.
| – По какому правилу раскрашены занавески на 12 окнах?
| – Здесь нам пригодилось правило, по которому раскрашены геометрические фигуры в таблице.
| – Какими должны быть занавески на остальных четырех окнах?
| – Их цвет должен совпадать с цветом треугольника, ромба, круга и квадрата.
| – А где нам пригодится правило, по которому расположены круги, ромбы, квадраты и треугольники в таблице?
| – Их форма поможет нам расположить объекты в окошках дома: девочку, кошку, вазу с цветами и банку с вареньем.
| Это задание вы сделаете дома.
| Отмечают в тетради.
| Задание № 25 (презентация, слайд 23 – 24): Дорисуй фигуры и впиши слова в пустые клетки.
| Слушают.
| – Попробуйте самостоятельно заполнить пустые клетки первой таблицы геометрическими фигурами. С какой клетки вы начнете работу?
| – С единственной пустой клетки в первом столбике. Это будет ромб, а внутри закрашенный квадрат.
| Учитель наблюдает за работой.
| Заполняют таблицу.
| – Какую закономерность в расположении фигур вы заметили? (проверка результатов)
| Дети отвечают.
| – А теперь давайте посмотрим на таблицу со словами. Какую закономерность в ней можно выделить?
| – В 1-м столбце – слова из 3 букв, во 2-м – из 4 букв, в 3-м – из 5 букв, в 4-м – из 6 букв; в 1-й строке слова на букву “м”, во 2-й – на букву “д”, в 3-й – на букву “с”, в 4-й – на букву “м”.
| – Впишите нужные слова в пустые клетки.
| Дети заполняют и затем прочитывают свои слова.
| – Теперь самостоятельно заполните пустые клетки второй таблицы геометрическими фигурами.
| Дети заполняют таблицу.
| – Давайте проверим, что у вас получилось?
| Дети отвечают.
| – Рассмотрите вторую таблицу со словами и заполните ее.
| Дети заполняют и читают свои слова.
| – Какая закономерность здесь получилась?
| – Во второй таблице: в 1-й строке названия птиц на буквы “с”, “л”, “к”, “г”, во 2-й – названия зверей на те же буквы, в 3-й – названия деревьев, в 4-й – цветов; причем в каждом столбце и в каждой строке нет двух слов на одну и ту же букву.
| – Чем похожи правила заполнения таблиц?
| – В первых двух таблицах соблюдаются две закономерности по общим признакам: первый признак – у элементов каждой строки одинаковая вписанная фигура и первая буква в словах; второй признак – у элементов каждого столбца – одинаковая внешняя фигура и количество букв в слове.
| – А в другой паре таблиц?
| – Во второй паре таблиц соблюдаются такие закономерности: первый признак – у элементов каждой строки одинаковая вписанная фигура и общее название объекта (птицы, животные, деревья, цветы); второй признак – в каждой строке нет двух слов на одну и ту же букву, а в каждом столбце не двух одинаковых внешних фигур.
| – Какую еще закономерность можно проследить?
| – Можно проследить “диагональную” закономерность из правого верхнего угла – в левый нижний: одинаковые внешние фигуры и названия на одинаковые буквы.
| Вывод учителя: В таблицах со словами и геометрическими фигурами двойная закономерность: по столбцам и по строкам.
| Дети слушают.
| 3. Практика работы на компьютере:
Составление последовательностей в графическом редакторе Paint, используя его инструменты и дидактические задания (презентация, слайды 25 – 27)
Учитель: А сейчас покажите, как вы умеете сами составлять закономерности на компьютере. Откройте графический редактор Paint. Рассмотрите задания в карточках.
Примерные задания для работы в Paint.
С помощью каких инструментов графического редактора можно выполнить это задание? (презентация, слайд 27). Расскажите, как можно пользоваться этими инструментами.
После обсуждения дети переходят к выполнению заданий: рисуют предложенную табличную закономерность, вставив пропущенный элемент.
Слабым ученикам даются более простые задания, а тем, кто справился быстрее других – предложить самому придумать закономерность для своих одноклассников.
4. Итог урока (презентация, слайд 28)
Объявление оценок.
Сегодня вы учились находить аналогичные правила и составлять по ним новые, свои цепочки и таблицы закономерностей с предметами, словами, работая с заданиями в рабочей тетради. Показали свои знания, отвечая на задания теста. А также закрепили этот материал, составляя в графическом редакторе Paint на компьютере закономерности. У вас была сложная задача на компьютере: найти “двойную” закономерность в предложенном учителем задании и изобразить ее в графическом редакторе, используя известные инструменты и приемы работы с ними. Причем вы должны были постараться нарисовать, по возможности ровно и аккуратно. По вашим работам и оценкам видно, что со всеми заданиями урока все успешно справились. Молодцы. А научиться еще лучше составлять аналогичные закономерности вам поможет домашнее задание.
Домашнее задание (презентация, слайд 29)
А.В.Горячев. Рабочая тетрадь, ч.2. “Информатика в играх и задачах. 3 класс”. № 23 (доделать), 24, 26, 28.
Литература
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс : Учебник в 2-х частях, часть 2. – М.: “БАЛЛАС”, 2008.
Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: “БАЛЛАС”, 2008.
|