Этап урока: ВЫЗОВ
|
Дидактическая структура урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Методические приёмы и формы деятельности
| Признаки решения дидактических задач
|
Активизация имеющихся знаний по вопросу работы над текстом
| Объяснение цели предстоящей работы:
- чтобы работа на уроке была результативной, нам следует вспомнить алгоритм, способствующий исследованию текста
| Учащиеся составляют алгоритм работы над текстом:
- определить тему, выделяя из текста ключевые слова и фразы;
- установить авторскую оценку, обращая внимание на оценочную лексику;
- выделить из ряда проблем, поставленных в тексте, основную проблему
| Составление алгоритма
| Умение систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.
|
Целевая установка
| Как вы думаете, почему не всегда удаётся чётко и верно установить проблему текста?
Как вы думаете, возможно научиться чётко и верно определять основную проблему текста?
| Учащиеся должны подойти к выводам:
- Проблем в тексте может быть несколько и поэтому бывает сложно выделить главную;
- Недастаточно хорошо исследуем текст.
- Основную проблему текста установить возможно.
| Проблемное изложение в форме беседы
| Умение самостоятельно выделять (определять) объект изучения.
|
Мотивация к дальнейшей деятельности.
| Сообщается тема урока.
На доске появляется слово «Лувр».
Учащимся предлагаются следующие вопросы :
-Что такое Лувр?
- Как, по вашему мнению, выглядит это место?
- Что там происходит каждый день?
- Какие люди посещают это место?
- Удачное ли название текста? Может так называться текст?
- Кратко запишите ожидаемое содержание (сюжет), рассказа, связанного с этим названием. Далее – записывайте мысли, подобранные однослассниками, которые вы считаете вашими, но которые не сразу пришли вам в голову.
Учащимся предлагается разноуровневые задания: составление ассоциативного ряда понятий, или предполагаемого сюжета, или синквейна по данному ключевому слову.
Учащимся предлагается рассмотреть фотографии Лувра и коридоров музея, сравнить свои представления с тем, что увидели на изображении
(Приложения 1-2)
| Учащиеся должны уточнить значение слова «Лувр» в толковом словаре, если возникнет необходимость(
Учащиеся записывают собственные мысли, мысли одноклассников, близкие и понятные, но которые не сразу пришли в голову ( задание выполняется на разных уровнях по выбору учащихся): составление ассоциативного ряда понятий или предполагаемого сюжета, или синквейна, сязанные со словом «Лувр»
(Предполагаемый синквейн):
Лувр
Художественный, величественный
Посещать, рассматривать, восхищаться.
Воспитывает духовность.
Кругозор.
Учащиеся сравнивают мысли и представления, возникшие с появлением в их сознании слова «Лувр» с изображением музея на фотографии
| Уточнение знаний в форме беседы
Разноуровневое задание -
«мозговой штурм» записывается в верхней части «бортового журнала»
Иллюстративно – демонстрационный приём
| Умение представлять новые идеи
Умение использовать межпредметную связь.
|
Этап урока: ОСМЫСЛЕНИЕ
|
Формирование новых способов и действий
| Сообщение цели и задач следующего этапа урока.
- Читая, смотря фильмы, следя за поведением людей, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнеёшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз.
- Какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете , что будет с героем , или те, в которых сюжет имеет «совсем неожиданный поворот»?
-Интересно ли отгадывать продолжение?
Сегодня у нас на уроке интересный отрывок из рассказа К.Паустовского. И мы постепенно будем отгадывать – что же будет дальше в рассказе. Кроме того, мы будем читать его по частям, «с остановками». Что даёт такое «неправильное» чтение? А может, как раз, такое чтение - самое правильное. Об этом поговорим в конце урока.
Чтобы закрепить наши впечатления и ожидания, заполним 1 и 2 графы таблицы по ходу чтения
| Учащиеся заполняют два первых столбика двусложной таблицы:
«Ожидаемое – неожидаемое » Учащиеся записывают собственные мысли, мысли одноклассников, близкие и понятные, но которые не сразу пришли в голову
| Ведение «бортового журнала» с элементами беседы
| Умение слышать чужое мнение
|
Применение понятий и способов действий
| Учащимся предлагается обратиться к тексту :
«…Лувр отапливался калориферами. Из врезанных в пол красивых медных решёток дует горячий ветер. Он чуть попахивает пылью. Если прийтив Лувр пораньше, тотчас после открытия, то вы увидите, как то тут, то там на этих решётках неподвижно стоят люди, главным образом старики и старухи. Это греются нищие. Величавые и зоркие луврские сторожа их не трогают. Они делают вид, что просто не замечают этих людей. Посетители тоже как будто ничего не замечают. Они только стараются поскорее пройти мимо безмолвных и неподвижных нищих»
Вопросы и задания учителя:
- Было ли для вас неожиданным начало рассказа?
- Что именно оказалось неожиданным?
Запишите свои мысли в нужную колонку
Можно обратить внимание учащихся на то, как рационально использует К.Паустовский художественное пространство текста: «калорифер и замёрзшие нищие». Сразу в первой части текста задаётся общая тональность повествования. Звукопись «ГРЕЮЩИЕСЯ НИЩИЕ»передаёт дрожь этих обездоленных людей.
| Учащиеся следят.
Каждый ученик сначала записывает своё мнение, потом читает вслух. Ребята подчёркивают то, что отметили не только они. Но и товарищи, и дополняют свои записи, если при чтении прозвучало что-то новое, но созвучное их мыслям.
-Неожиданным стало то, в начале текста нет описания выставочных залов, картин и пр. Необычно и то, что в этом величественном здании находятся нищие. Неожиданным является и настроение отрывка (тревога за нищих)
Ожиданным - являются строгие сторожа, посетители
| Ведение «бортового журнала» с элементами беседы
Работа с выразительными средствами речи
| Умение графически отслеживать материал.
|
Применение понятий и способов действий
| Мы помним название текста «Лувр».
Ваш прогноз – каково содержание следующего абзаца?
Читаем дальше.
«Особенно мне запомнилась маленькая старушка с дрожащим испитым лицом, в давно потерявшей чёрный цвет, порыжевшей от времени, лоснящейся тальме.
Луврская старушка виновато улыбалась и время от времени начинала озабоченно рыться в потёртой сумочке, хотя было совершенно ясно, что в неё нет ничего, кроме старого рваного платочка.
Старушка вытирала этим платочком слезящиеся глаза. В них было столько стыдливого горя, что, должно быть, у многих посетителей Лувра сжималось сердце.
Ноги у старушки заметно дрожали. Но она боялась сойти с калориферной решётки, чтобы её тотчас же не занял другой »
- Вы ожидали что разговор продолжится о нищих? Вернёмся к таблице и запишем - что здесь ожидаемое и что неожиданное.
| - Конечно, мы ждём появления главного героя текста.
Дети записывают «ожидаемые и неожидаемое» а таблицу
| Ведение «Бортового журнала» с элементами беседы
| Умение графически отслеживать материал.
|
Применение понятий и способов действий
| - Ребята, Паустовский заинтриговал вас? Что вы хотите прочитать дальше? Запишите.
- Давайте посмотрим , как выглядит взаимодействие двух неравных по социальному статусу людей.
Прочитаем следующий отрывок:
«Пожилая художница стояла невдалеке за мольбертом и писала копию с картины Боттичелли. Художница решительно подошла к стене, где стояли стулья с бархатными сиденьями, перенесла один тяжёлый стул к калориферу и строго сказала старушке:
- Садись!
- Мерси, мерси, - пробормотала старушка, неуверенно села и вдруг низко нагнулась – так низко, что издали казалось, будто она касается своих колен.»
Из этого фрагмента ясно, что ситуация, изображённая в тексте, говорит о том, что художница решительно, нисколько не сомневаясь в своих действиях, достаточно привычным движением подала старушке стул с бархатным сиденьем и приказала сесть, как бы заранее зная, что та может отказаться.
- Почему старушка нагнулась так низко, что издали казалось, «будто она касается своих колен»?
| -О поведении героев в этой непростой ситуации.
Дети записывают «ожидаемоеое и неожидаемое».
Ей было стыдно находиться в таком положении. Может быть, она плакала.
| Читательский прогноз
| Умение отслеживать материал
|
Применение понятий и способов действий
| - Каким вы видите финал рассказа?. Попробуйте предсказать его завершение.
Обратимся к последнему отрывку:
«Болезненная красивая женщина с мальчиком лет восьми шла впереди меня. Она наклонилась к мальчику и что – то ему сказала. Мальчик подбежал к жудожнице. Поклонился ей в спину, шаркнул ногой и звонко сказал:
- Мерси, мадам!
Художница, не оборачиваясь, кивнула. Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно, это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда мы со вздохом говорим, что «гора свалилась с плеч…»
Неожиданный поворот: новый герой Паустовского- мальчик.
- За что он сказал художнице спасибо?
-Что означают слова «гора свалилась с плеч…»?
| Запись «ожидаемого и неожидаемого».
Вероятно, в этих словах и таится главная проблема текста.
| Читательский прогноз
| Умение отслеживать материал
|
Мотивация к дальнейшей деятельности
| Ученикам предлагается обратить внимание на фотографию с изображением нищих ( Приложение ) и установить авторскую позицию по отношению к ним в тексте, выделяя оценочную лексику
| «Безмолвные и неподвижные нищие», «маленькая старушка с дрожащим испитым лицом», «виновато улыбалась», «вытирала рваным платочком слезящиеся глаза», «ноги у старушки дрожали», «низко нагнулась»- вероятно, заплакала.
| Самостоятельная работа с текстом
| Умение отслеживать материал
|
Этап урока: РЕФЛЕКСИЯ
|
Показать предметную важность изучаемого материала
| Фрагмент
-Помогло ли лучше понять текст «чтение с остановками»?
- Если помогло, то в чём?
- Был ли полезен такой приём как «читательский прогноз»?
- Взгляд Паустовского на человека оптиместичен или пессиместичен?
Перечитаем рассказ целиком, т.к. мы вполне могли что – то не заметить.
| Учашиеся отвечают на поставленные учителем вопросы
|
| Умение устанавливать причинно-следственные связи между блоками информации
|
Побуждение интереса к получению необходимой информации
| - Есть ли в рассказе сквозные (проходяшие через весь рассказ) мотивы, образы, детали, слова?
| - Мотив милосердия, доброты как со стороны К.Паустовского, так и со стороны его героев. Мотив, перешедший от пожилой женщины к молодой матери, а от матери к её маленькому сыну. Следовательно, у милосердия есть будущее.
- О милосердии
| Осмысление
| Умение представлять необходимые идеи
|
Сопоставление рассмотренного материала с собственными предположениями
| Напомнить ученикам о том, что основная проблема прослеживается на протяжении всего текста. Для этого следует заполнить последнюю графу таблицы лексикой, которая подсказывает читателям внутреннее состоянии героев.
- Рассмотрите, пожалуйста, ваши записи в таблице.
- Вас ничего не удивляет?
- Мы видим, что все герои текста неравнодушны к нищим, но почему же только художница смогла хоть чем – то помочь старушке?
- Как автор советует вести себя в подобных ситуациях?
| «Величавые и зоркие луврские сторожа» нищих «не трогают", следовательно, жалеют.
«Посетители как будто ничего не замечают.. .стараются пройти мимо», «сжимается сердце»- их тревожит состояние людей, оказавшихся на краю жизни
«Художница решительно» усадила старушку на бархатный стул.
«Болезненная красивая женщина …что-то сказала» своему сыну.
Мальчик поблагодарил художницу… «Он совершил…великодушный поступок»
- Такой маленький текст вмещает так много информации
- Вероятно, она проникла в проблемы нищих, а может быть ей приходилось даже писать с них картины..
- «Решительно» и смело.
| Возвращение к вызову
| Умение отслеживать материал
|
Обобщить собственные мыслительные операции
| Ученикам предлагается составить синквейн с ключевым словом «милосердие»
| Милосердие
Великодушные, отзывчивые.
Понимать, сопереживать, действовать.
Милосердие живёт в человеке.
Помощь
| Составление синквейна
| Умение представить собственные идеи
|
Сопоставить собственные мыслительные операции
| Учитель предлагает сравнить две фотографии: изображение великолепного Лувра с изображением несчастных нищих и соотнести с ними составленные в начале и в конце урока синквейны
| Изображение первой фотографии говорит о первичном «прогнозе» содержания текста под названием «Лувр», а изображение второй фотографии – о содержании текста после его прочтения. А темой данного текста, как мы выяснили во время исследования, является тема милосердия
| Сопоставление изображений и понятий
| Умение давать аргументирован-
ный ответ
|
Целостно обобщить полученную на уроке информацию
| - О чём же этот текст?
- Какова его основная мысль?
Предлагается ребятам определить проблему текста на основе исследования
| - Данный текст о милосердии.
- Автор оптимистично надеется на то, что представители искусства, находящиеся в «храме искусств» своим «решительным» примером помогут и стражникам, и посетителям, и детям проявить милосердие, не задумываясь, как они при этом будут выглядеть
- Проблемой данного текста можно считать то, что, к сожалению, не все люди смеют, могут, желают проявить милосердие к ближнему, оказавшемуся на краю жизни.
| Возвращение к ВЫЗОВУ
| Умение целостно обобщить информацию
|