Скачать 48.86 Kb.
|
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Байлукова Наталья Анатольевна (natalia681@rambler.ru) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 111 г. Минеральные Воды Ставропольского края (МБОУ СОШ № 111) Аннотация. В статье рассказывается об организации дистанционного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, о возможностях специальной учебной среды «i-Школы», видах дистанционных уроков, достоинствах и недостатках дистанционного обучения. В настоящее время стремительными темпами развиваются новые компьютерные технологии и Интернет, а вместе с ними развиваются и новые способы обучения, одной из таких технологий является дистанционное обучение. Дистанционное обучение - это процесс получения знаний на расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди которых играет Интернет. Именно с развитием всемирной паутины связывают широкое распространение дистанционного образования в качестве серьезной альтернативы традиционным формам обучения. Кроме того, дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. На помощь таким детям также пришло дистанционное обучение, которое в настоящее время развивается и в Ставропольском крае. Координирует эту работу Центр дистанционного обучения детей-инвалидов, который был создан в Ставрополе в июне 2009 года в рамках Программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. С 2013 года реализация мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» продолжена в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Участником проекта является также и Минераловодский район, в том числе МБОУ СОШ № 111. Детям-инвалидам предложено получать образование в дистанционной форме, через сеть Интернет. Каждый ребенок-инвалид получил в безвозмездное временное пользование на дом компьютерное рабочее место с необходимым набором устройств и комплектов учебного оборудования, ему бесплатно обеспечен высокоскоростной безлимитный выход в сеть Интернет, доступ в образовательную оболочку системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение осуществляют сетевые преподаватели, которые владеют не только методикой и технологией организации образовательного процесса в очной и дистанционной формах, но и знаниями особенностей психофизического развития детей-инвалидов. Уроки проводятся в специальной учебной среде – «i-классе» Центра образования «Технологии обучения» (http://iclass.home-edu.ru), которая позволяет: использовать учебные и методические материалы, разработанные педагогами РФ, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель - ученик», вести коллективную проектную работу, осуществлять взаимодействие участников курса с использованием программ iChat и Skype, применять разнообразные методы обучения: проблемное изложение, эвристический, проектный. Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учебным предметам. Отрезок времени может быть равным одному академическому или астрономическому часу или может быть равный университетской паре уроков. Дистанционный урок может проводиться как с одним учеником, так и с группой учащихся. При этом в обоих случаях, во время урока могут присутствовать два педагога: дистанционный учитель, ведущий урок, и локальный координатор, помогающий ученикам в случае затруднения применения информационных технологий. Дистанционные уроки бывают следующих видов: учебный кейс; урок, размещенный на сайте; видеоурок; урок с использованием чат-технологий; урок с использованием форума; урок с использованием видеоконференцсвязи и др. Пример разработки дистанционного занятия по окружающему миру в 3 классе на тему «Разнообразие растений» размещён на личном сайте по ссылке http://goo.gl/B3OJE. Данный урок с использованием дистанционных образовательных технологий, который стал победителем краевого конкурса «Дистанционный урок – 2012», включает маршрутный лист, учебный материал, презентацию, практическую работу, тест. Естественно, существуют достоинства и недостатки дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. К достоинствам можно отнести:
Но существуют и очевидные недостатки:
Возможности дистанционного обучения практически безграничны, виртуальная среда действительно помогает преодолевать условные границы и преграды. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – не просто одна из тенденций современного информационного общества, это уникальная и порой единственная возможность для таких детей адаптироваться и в последующем получить востребованную профессию. Использованные источники:
|