Зачетный урок по теме: «Давление. Плавание тел».
Тема урока: «Давление. Плавание тел»
(форма проведения игра-соревнование)
Цели и задачи:
Повторить, обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Давление. Плавание тел»;
Развить представления учащихся о способах определения давления, применении явлений, связанных с давлением тел;
Усвоить и закрепить навыки работы с законами Паскаля и Архимеда; отработать умение находить выталкивающую силу в любых ситуациях;
Научиться самостоятельно готовить и проводить физический эксперимент;
Повторить основные физические величины и единицы их измерения;
Развить навыки применения полученных знаний в новых ситуациях;
Развить и закрепить знания учащихся об условиях плавания тел и обобщить эти знания на процессы воздухоплавания;
Развивать навыки самостоятельности при решении задач;
Прививать интерес учащихся к изучаемым темам и предмету;
Познакомиться с навыками работы с дополнительной литературой.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Проведение зачета в форме соревнования команд. (Учащиеся класса разбиваются на 4 команды и готовятся в течение 2-х недель).
Представление команд, защита названия и эмблемы. (Домашняя заготовка: участники выбирают название команды, готовят эмблему.)
Задание 1 Физический диктант на 2 варианта (каждая работа, выполненная на оценку «4» или «5» приносит команде по 1 дополнительному баллу; работы, выполненные на оценку «2» отнимают у команды по 1 баллу). Вопросы 1 варианту:
| Вопросы 2 варианту:
| 1. Как называется прибор для измерения атмосферного давления ?
| 1. Как называется прибор для измерения давления, большего или меньшего, чем атмосферное давление?
| 2. На тело, погруженное в жидкость или газ, действует сила, которая называется …
| 2. Величина, характеризующая действие силы, приложенной к определенной поверхности, называется…
| 3. Как передается давление производимое на газы?
| 3. Как передается давление производимое на твердые тела?
| 4. За единицу атмосферного давления принята величина равная …
| 4. Нормальным атмосферным давлением считается величина равная…
| 5. Как называют устройства состоящие из 2-х или более сосудов, соединенных вместе?
| 5. Как называют устройства позволяющие получать выигрыш в силе?
| 6. От каких физических величин зависит давление производимое на дно сосуда?
| 6. От каких физических величин зависит давление газа на стенки сосуда?
| 7. Записать формулу закона Архимеда.
| 7. Записать формулу для вычисления давления жидкости на дно сосуда.
| 8. Записать формулу для расчета выигрыша в силе, даваемого прессом
| 8. Записать формулу для расчета высоты уровней разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах
| 9. Записать формулу для вычисления силы давления
| 9. Записать формулу для определения давления тела на поверхность опоры
| 10. Перечислить условия плавания тел (сравнить силу тяжести и выталкивающую силу)
| 10. Перечислить условия плавания тел (сравнить плотность тела и плотность жидкости)
| Задание 2 Выполнить практическую работу по определению силы давления, производимого атмосферой
(правильно выполненное задание оценивается в 3 балла)
для 1-й команды на поверхность крышки парты;
для 2-й команды на поверхность обложки учебника;
для 3-й команды на поверхность тетрадного листа;
для 4-й команды на поверхность фотографии размером 10 х 15 см.
Атмосферное давление учащиеся должны определить по одному из приборов на демонстрационном столе.
Задание 3 (домашняя заготовка) Конкурс загадок по теме “Давление, плавание тел”
Участники команд поочередно загадывают загадки своим соперникам (каждый правильный ответ оценивается в 1 балл).
Задание 4 Решение задач на скорость (за 5 минут )
Каждый участник получает индивидуальную карточку с задачами. Для каждой команды даются справочные таблицы «Плотности веществ». (Правильно решенная задача оценивается в 5 баллов).
№ 1.
1
| Какой силой можно удерживать в воде стальной рельс объемом 0,7м3?
| 2
| Вычислить давление столба керосина высотой 30 см на дно сосуда.
| 3
| Вес фарфорового изделия в воздухе равен 23Н, а в воде 13Н. Определите плотность фарфора.
| 4
| Определить вес в масле фарфорового изолятора объёмом 410 см3.
| 5
| Вычислить давление производимое бегемотом массо1 1,5 т на поверхность суши площадью 0,7 м2.
| № 2.
1
| Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 0,5м3, находящийся в воде.
| 2
| На какой глубине давление морской воды составляет 50 МПа ?
| 3
| С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800г при его полном погружении в воду?
| 4
| В дне сосуда имеется пробка площадью 4 см2. С какой силой на эту пробку действует вода, налитая в сосуд, если глубина, на которой находится пробка, составляет 0,6 м ?
| 5
| Вычислить давление ртути высотой 40 см на дно сосуда.
| № 3.
1
| Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес в воздухе равен 170Н, а в воде 150Н?
| 2
| Объём шарика 25 см3. Определить выталкивающую силу, действующую на этот шарик в морской воде.
| 3
| Чугунный шар объемом 1 дм3 опустили в жидкость. Его вес уменьшился на 8,9 Н. В какой жидкости находится шар?
| 4
| Какова глубина залегания пробки в дне сосуда с водой, если на пробку площадью 15 см2 со стороны воды действует сила 150 Н
| 5
| Какое давление производит слон массой 3 т, если площадь одной его ступни равна 1000 см2 ?
| № 4.
1
| Вычислите выталкивающую силу, действующую на пузырек воздуха в воде, если его объем 25 см3.
| 2
| Какая выталкивающая сила действует на деталь объёмом 1,5 дм3, помещенную для промывки в керосин?
| 3
| Вес алюминиевой шайбы объемом 50 см3, погруженной в жидкость, уменьшился на 0,38 Н. В какую жидкость погрузили шар?
| 4
| Какова плотность жидкости, если на пробку площадью 10 см2, закрывающую отверстие в дне сосуда на глубине 1,3 м, действует сила 13 Н ?
| 5
| Какое давление оказывает тело массой 500 г на поверхность площадью 100 см2?
| № 5.
1
| Архимедова сила, действующая на закрытую крышкой банку, равна 21 Н, а сила ее тяжести – 23 Н. Вычислите вес банки в воде.
| 2
| Определить выталкивающую силу, действующую на игрушку объёмом 170 см3, полностью погруженную в воду.
| 3
| Какой объем молока вытесняет алюминиевый черпак, упавший в бидон, если вес черпака уменьшился на 2,1 Н?
| 4
| С какой силой давит атмосфера на горизонтальную поверхность площадью 100 см2 ? Давление атмосферы нормальное.
| 5
| Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс площади поршней которого равны 10 см2 и 500 см2
| № 6.
1
| Вычислите вес акваланга в воде, если его сила тяжести 140 Н, а архимедова сила 72 Н.
| 2
| Архимедова сила, действующая на теннисный мячик, целиком погруженный в воду, равна 3 Н, а сила тяжести мячика – 1 Н. Вычислите подъемную силу этого мячика в воде.
| 3
| Вес детали, опущенной в масло, уменьшается на 230 Н. Определите объем детали.
| 4
| Какова площадь горизонтальной поверхности, на которую атмосфера действует с силой 151,95 Н? Давление атмосферы нормальное.
| 5
| Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс с площадью малого поршня 5 см2 и большого – 600 см2
| № 7.
1
| Рыба карп вытесняет 500 см3 воды. Найти выталкивающую силу, действующую на рыбу.
| 2
| Вычислите подъемную силу бревна в воде, если его сила тяжести равна 450 Н, а архимедова сила при полном погружении – 700 Н.
| 3
| Определить объём стальной детали, погруженной в керосин, если её вес уменьшился на 0,22 кН.
| 4
| При спуске самолета показания барометра-анероида увеличились на 2666,6 Па. На сколько метров снизился самолёт ?
| 5
| Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс площадь малого поршня которого составляет 10 см2, а большого 220 см2?
| Задание 5 Найти в тексте ошибки и исправить их: (за каждую, найденную ошибку команда получает по 1 баллу – время выполнения задания не более 3 минут).
«Благодаря тому, что Блез Паскаль открыл в 12 веке действие толкающей силы на тела, погруженные в жидкость, стало понятным, почему некоторые тела всплывают в воде, а некоторые тонут: те, на которые действует толкающая сила, всплывают, а те, на которые она не действует, тонут. Оказалось, что у всплывающих тел плотность вещества больше плотности жидкости».
Задание 6 За 1 минуту ответить на вопросы словами «ДА» или «НЕТ». 1.
| Железный и деревянный шары равных объёмов бросили в воду. На оба эти шары действуют одинаковые выталкивающие силы
|
| 2.
| Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, больше архимедовой силы, то тело всплывает
|
| 3.
| Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт, то оно останется в равновесии
|
| 4.
| При переходе корабля из раки в море его осадка уменьшается
|
| 5.
| Железный и деревянный шары равных масс бросили в воду. На оба эти шары действуют одинаковые выталкивающие силы
|
| 6.
| Если плотность тела равна плотности жидкости в которой оно находится, то тело будет плавать внутри жидкости
|
| 7.
| Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, меньше архимедовой силы, то тело всплывает
|
| 8.
| При переходе корабля из раки в море его осадка увеличивается
|
| 9.
| Железный и деревянный шары равных объёмов бросили в воду. На железный шар действует большая выталкивающая сила
|
| 10.
| Если плотность тела равна плотности жидкости в которой оно находится, то тело утонет в этой жидкости
|
| 11.
| Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт, то оно утонет
|
| 12.
| Железный и деревянный шары равных масс бросили в воду. На деревянный шар действует большая выталкивающая сила
|
| 13.
| Сила Архимеда зависит от объёма жидкости
|
| 14.
| Если сила тяжести, действующая на погруженное в жидкость тело, равна архимедовой силе, то тело находится в равновесии
|
| 15.
| Тело плавает в пресной воде, полностью погрузившись в неё. Если тело поместить в спирт, то оно всплывёт
|
| 16.
| Железный и деревянный шары равных объёмов бросили в воду. На оба эти шары действуют разные выталкивающие силы
|
| 17.
| Если лёд, плавающиё в воде полностью растает, то объём воды увеличится
|
| 18.
| Если плотность тела равна плотности жидкости в которой оно находится, то тело всплывает на поверхность жидкости
|
| 19.
| Если лёд, плавающий в воде полностью растает, то объём воды уменьшится
|
| 20.
| Сила Архимеда зависит от плотности жидкости
|
| Задание 7 (домашняя заготовка). Конкурс капитанов.
Капитаны команд показывают опыт и просят другую команду объяснить увиденное.
Например:
стакан с водой накрыть листом бумаги и перевернуть;
в стакан с водой опустить картофелину, она утонет, долить сильно солёной воды – картофель всплывет;
на модели фонтана принцип его действия;
мыльные пузыри;
Задание 8 Конкурс Э Р У Д И Т О В.
(Вызываются по 3 участника от каждой команды)
Объяснить принцип работы прибора, изображенного на рисунке.
Перечислить физические величины от которых зависит архимедова сила. Подтвердить фактами или формулой.
Что происходит с воздухом в комнате при его подогреве ? Почему ?
Перечислить физические величины от которых не зависит архимедова сила. Подтвердить фактами или формулой.
В какой воде (морской или речной ) легче плавать и почему ?
Почему если стальной лист положить на поверхность воды, то он утонет, а стальные корабли не тонут ?
Собака легко перетаскивает утопающего в воде, однако на берегу, она не может сдвинуть его с места. Почему ?
Как изменяется давление газа при изменении его плотности ? Почему ?
Измеряя массу тел весами, мы должны вносить поправку на действие в воздухе архимедовой силы. Почему мы этого не делаем ?
Почему жир в супе всплывает на поверхность ?
Почему приходиться прилагать огромное усилие, чтобы вытащить ногу, увязшую в глине или в болоте ?
Задание 9 Конкурс кроссвордов. (Домашняя заготовка – кроссворд составляют участники команд по физическим понятиям из темы «Давление. Сила Архимеда. Плавание тел». Количество слов в кроссворде 10 - 12).
(За каждое отгаданное слово команда получает по 1 баллу)
4. Подведение итогов и награждение победителей.
Бланк отчета о физическом диктанте
Физ. диктант выполнил ___________ Название команды ________________
Ф.И. ученика
Вариант № _____
| 4
|
| 8
|
| 1
|
| 5
|
| 9
|
| 2
|
| 6
|
| 10
|
| 3
|
| 7
|
| Отчет о практической работе оформить как решение задачи
Название команды _______________________
Ответ: 1.___________________
Лист ответов к заданию «Решение задач на скорость»
Задание № __________ ученика ____________ из команды _________
№ вопроса
| Задача 1
| Задача 2
| Задача 3
| Задача 4
| Задача 5
| Значение получившейся величины
|
|
|
|
|
| |