МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Красноармейска»
Тема работы
«Глобус и карта»
Разработал учитель
начальных классов,
первой квалификационной
категории
Чудаева Любовь Михайловна
2013
Тема урока: Глобус и карта.
Цели урока: Содержательные:
Формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях географической карты и глобуса.
Закрепление и углубление знаний об условных обозначениях, используемых при составлении карты и глобуса, параллелях, меридианах, экваторе, полушариях.
Развитие умений «чтения» карты.
Деятельностная:
Формирование у учащихся способностей фиксировать собственные затруднения при сравнении глобуса и карты, выявления их причин, построения и реализации проекта выхода из затруднений в работе в группах.
Планируемые результаты обучения:
Минимум: ученики должны различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты.
Минимакс: находить экватор на карте и знать, что это такое.
Понятие: экватор.
Максимум: знания о параллелях, меридианах, полушариях . Формирование УУД:
Познавательные:
Извлекать информацию, анализировать, сравнивать факты и явления, представлять информацию, формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, делать выводы.
Регулятивные: определять цель, выдвигать версии, работать по плану, определять степень успешности, осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоенияи уровня.
Коммуникативные:
Высказывать свое мнение, вести диалог, работать в группе, преодолевать конфликты, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.
Личностные
Строить отношения с одноклассниками
Оборудование:
Интерактивная доска, обычная доска, компьютер, проектор.
Глобусы (один на группу), развертка глобуса, план исследования, листы самооценки, карта полушарий, презентация урока, диск с мультфильмом, учебник, рабочая тетрадь.
Автор УМК (программного курса):
1. А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан « Окружающий мир». Москва, БАЛАСС, 2012г.
Литература:
А.А. Вахрушев, Е.А. Самойлова, О.В. Чиханова «Окружающий мир»
2 класс. Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС, 2012г.
М.А. Павлова, А.В. Серянина, Е.В. Гусева «Красота спасет мир» ОЗОЖ, рабочая тетрадь 2 класс. Саратов «Добродея», 2011г.
Ход урока.
1.Организация
Учитель
| Ученик
| 1. Организация.
- Сегодня на уроке мы будем работать в группах. По правилам мы должны выбрать ответственных.
- Как это можно сделать?
(Слайд 1)
- Прочитайте считалку на слайде и выберите ответственного.
(Счет начинает ученик, которого назначает учитель)
( Раз, два, три, четыре –
Всех нас грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только карту изучать.)
-Какие правила работы в группах вы знаете?
Ребята, как вы думаете, а чем занят ответственный?
2.Актуализация знаний и
- С чем мы познакомились на прошлом уроке?
- Соотнесите название с изображением.
- Посмотрите фрагмент из мультфильма про Вини Пуха.
Что использует Вини Пух карту и план?
На прошлых уроках мы познакомились с двумя предметами. (учитель показывает, дети отвечают) Сегодня мы подробнее изучим эти предметы.
Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Я уточню цель урока. Мы познакомимся с особенностями глобуса и карты полушарий и их отличиями.
Для решения этой задачи мы должны повторить знания о параллелях, меридианах, экваторе. (Используются тренировочные упражнения – программный тренажер «Игры и задачи» 1-4 класс).
А теперь проведем исследовательскую работу. Используйте глобус, карту полушарий на доске или учебник стр.128-129 (5 минут)
1 группа
1.Изображение на глобусе крупное или мелкое?
2.Можно ли там найти названия городов?
3.Что нужно сделать с глобусом, чтобы на нем уместились название всех городов и дом Пуха?
2 группа
1.Удобно ли носить огромный глобус, чтобы ориентироваться в дороге во время путешествий?
2.Что удобнее взять в путешествие: глобус или карту?
3.Что человек придумал раньше глобус или карту?
3 группа
1.Что общего у глобуса и карты?
2. Чем глобус отличается от карты?
3. Что точнее глобус или карта?
Значит, это и будет нашим главным вопросом урока.
3.Совместное «открытие»
- Подумайте, как глобус можно превратить в карту. Используйте в своих ответах слова «меридианы», «экватор».
-Учитель демонстрирует деление глобуса по экватору, используя сборную модель глобуса.
-Учитель демонстрирует деление глобуса по меридианам, используя запасную пленку с глобуса, разрезанную по меридианам.
- Можно ли сделать карту земного шара без искажений?
(Слайд )
- Для получения карты недостающие части дорисовывают.
- Так что же точнее карта или глобус?
(Слайд )
- Что удобнее брать в путешествие глобус или карту?
- Что раньше человек изобрел глобус или карту?
4.Физминутка
(используется фрагмент мультфильма про Вини Пуха. Песенка Вини Пуха.)
5. Самостоятельное применение
- Откроем рабочую тетрадь стр.28 и выполним задание №3:
Разгадай кроссворд и прочитай слово в рамке.
| в
|
| п
|
| о
| о
| с
| л
| к
|
| т
| с
| у
| а
| г
| м
| о
| е
| ш
| р
| л
| е
| э
| к
| в
| а
| т
| о
| р
|
| е
| р
| а
| б
| и
| р
| и
|
| у
| д
|
| й
| с
| и
|
|
| а
|
| н
|
Сторона света, с которой встает солнце.
Одна из сторон света, на которую указывает стрелка компаса.
Половина земного шара.
Изображение Земли на плоскости.
Модель Земли.
Условная линия, проведенная по поверхности Земли от одного полюса к другому.
Вывод: Все молодцы, отвечали очень хорошо. Сегодня за урок ставлю все оценку «5»! Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с особенностями глобуса и карты полушарий. Решили кроссворд и получили линию – экватор.
Вопрос: А где мы можем увидеть данную линию? А на Земле мы сможем ее увидеть?
Домашнее
-Домашнее задание находится в рабочей тетради на стр.27 №1,2,5.
- Что бы их выполнить, надо обратиться к учебнику на стр.85.
7. Итог
- Возьмите листы самооценки. Выполните задания.
1.Раскрась шарик, у которого такое же настроение, как и у тебя.
2. К ниточке шарика « привяжи» отметку, которую ты поставил себе за работу на уроке. Покажи свой лист ребятам.
3. Закончи предложение: На уроке я узнал……
| -Можете назначить Вы.
-Проголосовать.
- Посчитаться.
- Собираясь в дальний путь, друга взять не позабудь.
- Не ссориться.
- Выслушивать мнение каждого и выбирать правильный ответ.
- Надо распределить роли выступающих. Первый- зачитывает задания. Второй - расскажет. Третий - о том, что получилось и почему.
- Он отвечает за работу всех ребят в группе.
постановка проблемы.
-План и карту.
-План. План – это уменьшенное изображение небольшого участка земли сверху.
- Глобус и карта.
-Тема глобус и карта. Цель: будем учиться работать с картой и глобусом.
-Мелкое.
- Нет. Название только самых крупных городов.
- Его нужно увеличить до огромных размеров.
- Нет неудобно.
-Карту.
-Мы предполагаем, что глобус.
- Есть параллели, меридианы, экватор. Цветовое изображение.
- Глобус-шар, карта-круг. Карта состоит из двух частей, а глобус целый.
- На этот вопрос мы ответить затрудняемся.
знаний (работа в группах)
- Глобус можно разделить по экватору или меридианам
- Нет, без искажений карту сделать нельзя.
- Точнее глобус.
- Удобнее работать с картой.
- Раньше человек изобрел глобус, так как карта получилась из глобуса.
знаний (работа в группах)
- Экватор.
на карте, глобусе
нет, эта линия невидимая.
задание
работы
-На уроке я узнал, что глобус точнее карты. Как получили карту. Чем карта отличается от глобуса.
| |