Скачать 0.63 Mb.
|
«Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора Директор МБОУ «ДСОШ № 1» по информатизации ______/Идрисова Г.Я./ МБОУ «ДСОШ № Приказ № ____ от _____/Гильфанова Р.Р./ «____»_______ 2013 г. «___» _________20 __г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога дополнительного образования МБОУ «Джалильская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» Сармановского муниципального района РТ Валиуллиной Эльвиры Наилевны по внеурочной деятельности «Фотостудия» 2013 – 2014 учебный год Пояснительная записка В связи с открытием технической базовой площадки, в МБОУ «ДСОШ № 1» стали работать дополнительные занятия внеурочной деятельности. Одним из которых является фотостудия. Фотография прочно вошла в нашу повседневную жизнь, для кого-то стала профессией, для других — возможность заполнить семейный альбом снимками памятных событий, для третьих — увлечение, способ самовыражения и самоутверждения. Обычно снимки начинающих фотографов не обладают той выразительностью, которая имела бы художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо овладеть не только знаниями технических характеристик аппаратуры, изучить технологию негативного и позитивного процессов, но и уделить должное внимание вопросам изобразительного мастерства, овладеть способами художественного отображения снимка. Увеличивающаяся скорость научно-технического прогресса требует от человека новых ритмов жизни, других объемов знаний, умения выходить из многочисленных сложных ситуаций, умения управлять собой. Все это по плечу лишь человеку, который находится на высоком уровне социального развития, способному принимать нестандартные решения, умеющему творчески мыслить. Начинать воспитание творческой личности следует как можно раньше. Занятия фотографией — шаг в этом направлении. Как известно, в соответствии с президентской программой учебные заведения были укомплектованы современными персональными компьютерами. Это позволяет на их основе по-другому, на более высоком уровне, организовать дополнительные образовательные услуги. Считаю, что дополнительное в учебных заведениях системы образования должны ориентироваться на подготовку молодого поколения по массовым профессиям, затребованным рынком, в соответствии со своими склонностями. Акцент при этом необходимо делать на использование современных информационных технологий. В этой связи имеет смысл организовать в учебных заведениях цифровую фотостудию Работа студии должна базироваться на двух составляющих: прежде всего это оборудование (персональный компьютер и периферийные устройства) и соответствующее программное обеспечение к нему. Фотостудию можно организовать с использованием таких графических систем как: PhotoShop , CorelDraw 12.0 , Corel Photo-Paint, Microsoft Movie Maker, Macromedia Flash MS 2004, Ulead Media Stydio, Nero и некоторых других. Имеет смысл сориентировать деятельность этой студии на разработку комиксов, подборок кадров для создания анимированных gif-файлов и наборов картинок для создания мультипликационных фильмов, а также для производства рекламной продукции, анимационных gif-файлов, создание цифровых фотоальбомов, цифровых фотогалерей, всевозможных фотомонтажей, компьютерных версток буклетов и другой книжной продукции. Фотостудию можно организовать буквально на одном компьютере, а если это мобильный компьютер, то цифровой фотокружок может работать в любом помещении. Для реализации программы необходимо приобрести дополнительно цифровой фотоаппарат и МФУ. Как известно, организация студии, её содержание, тематика зависят от многих факторов: от типа учебного заведения, от квалификации и увлечения руководителя. Поэтому учебно-методические материалы для таких объединений нужно адаптировать под конкретное учебное заведение и под конкретного руководителя. Решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, я ставлю перед собой основную педагогическую цель — непрерывный рост личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами уникального искусства фотографии. При составлении и реализации данной программы используются принципы: добровольности, демократичности, системности, индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Занятия строятся в такой форме, чтобы у учащихся закрепился устойчивый интерес и естественное желание к получению новых знаний, чтобы они почувствовали радость и удовлетворение от выполненной работы, от преодоления естественно возникающих трудностей. Проявленная смекалка, изобретательность и стремление к творческой деятельности поощряется и стимулируется, особенно на занятиях 1 года обучения. Применяются групповые формы работы и индивидуальные консультации. Теоретическая часть занятий, лабораторные работы и фотосъемка (студийный портрет, репродукция) проводятся в одном и том же кабинете, что отнимает много времени на переподготовку помещения. Чтобы избежать этого — большая часть фотосъемок проводится в коллективах и во время различных мероприятий и вечеров. Выполняя самостоятельную фотосъемку, учащиеся приобретают навыки работы с фотоаппаратом, приобретают опыт общения. Часть занятий по фотосъемке проходит вне учебного заведения— экскурсии по селу, выезд на природу и т.д., где на практике осваиваются различные жанры фотографии, ее изобразительные средства и композиция, развивается умение самостоятельной деятельности и умение использовать полученные ранее знания, умение владеть сложной ситуацией. Особенность таких занятий — в возможности объединить несколько групп, различных по уровню подготовки. Младшие учатся на примере старших, а те в свою очередь поддерживают новичков. Итогом таких совместных съемок становится оформление фотовыставки, демонстрация, обсуждение, конкурс фоторабот, что стимулирует учащихся на дальнейшую творческую деятельность. Данный курс способствует развитию познавательных интересов учащихся; творческого мышления; повышению интереса к предмету, имеет практическую направленность, так как получение учащимися знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией является составным элементом общей информационной культуры современного человека, служит основой для дальнейшего роста профессионального мастерства. Реализация программы позволяет заложить основы работы с графической информации, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы. При составлении программы за основу взята программа Л.А. Залоговой. Данная программа использовалась в качестве базы для последующей модификации по следующим причинам:
МЕСТО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Основное требование к предварительному уровню подготовки - освоение базового курса информатики. Курс рассчитан на 3 года. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. В рамках курса общим объёмом 234 часов предполагает развитие пользовательских навыков ЭВМ и фотоаппарата. Программа включает углубленное изучение отдельных тем базового общеобразовательного курса, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки. Он дополняет базовую программу, не нарушая её целостность. Основное внимание уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Программа курса неразрывно сочетает теоретическую подготовку и освоение практических приёмов работы. Полученные навыки учащиеся смогут использовать в области обработки изображений и вёрстки документов. Например, ретушировать фотографии, делать фотомонтажи, выполнять цветокоррекцию и другую предпечатную подготовку. Главная особенность данного курса заключается в том, что учащиеся научатся решать почти все распространённые базовые задачи, с которыми приходится сталкиваться дизайнеру, специалисту по рекламе. Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, учащиеся могут применить в различных областях знаний: физике, химии, биологии и др., а также они являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа. Цели изучения курса Основной целью изучения курса является освоение базовых понятий и методов компьютерной графики; изучение популярных графических программ; обеспечение глубокого понимания принципов построения и хранения изображений. Цели и задачи курса: Образовательные: Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Развивающие:
Воспитывающие:
В результате обучения учащиеся смогут получить опыт
Образовательные результаты В рамках данного курса учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
В конце изучаемого курса учащиеся могут:
Основной результат обучения - понимание учащимися современных технологий создания компьютерного изображения в растровых и векторных графических программах, освоение основных практических приемов создания изображения в программах Gimp, Inkscape, Open Office.org Draw, а также уметь фотографировать и делать фотомонтаж… Межпредметные связи Знания и умения, полученные при изучении курса, учащиеся могут использовать для создания изображений при подготовке различной визуальной продукции: рекламные буклеты, поздравительные открытки, школьные газеты, почетные грамоты, рефераты; прикладные исследования и научные работы, выполняемые в рамках школьного учебного процесса в различных областях – физике, химии, биологии, истории и т.д.; для размещения на Web-страницах или импортирования в документы издательских систем. Методическое обеспечение Основной технологией обучения в курсе является метод проектов. Метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Технология ориентирована на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся при выполнении практических заданий и творческих проектов в течение определенного отрезка времени. Выполнение творческих проектных работ завершается их защитой и рефлексивной оценкой. Формы занятий: Курс включает в себя две части: лекционную и практическую. Теоретическая часть организована в форме лекций. Лекции проводятся с обязательным использованием иллюстративных материалов. Практическая часть – в форме самостоятельных заданий (практических работ на компьютере) и творческих работ, что является важной составляющей всего курса. Теоретическая и прикладная часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В ходе выполнения индивидуальных работ, учитель консультирует учащихся и при необходимости оказывает им помощь. Выполняя практические задания, учащиеся не только закрепляют навыки работы с программами, но и развивают свои творческие способности. Каждое занятие начинается с мотивационного этапа, ориентирующего учащегося на выполнение практического задания по теме. Тема урока определяется приобретаемыми навыками, например «Создание рисунков из кривых». Изучение нового материала носит сопровождающий характер, ученики изучают его с целью создания запланированного образовательного продукта (рисунка, логотипа, плаката и др.). Одной из форм работы могут быть занятия – семинары (занятия-исследования), где учащиеся, разбившись на группы, самостоятельно исследуют определенные возможности программы, затем обмениваются полученными знаниями. В итоге учащиеся должны овладеть полным спектром возможностей работы с программой. Формы отчетности и контроля: Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные графические изображения), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения — устные суждения педагога, письменные качественные характеристики. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса. Оцениванию подлежат также те направления и результаты деятельности учеников, которые определены в рабочей программе учителя и в индивидуальных образовательных программах учеников. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога — обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта. Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
На основе творческих работ проводятся конкурсы и выставки, формируются «портфолио» учащихся. Это предполагает комплексную проверку образовательных результатов по всем заявленным целям и направлениям курса. Итоговые результаты изучения курса осуществляется по результатам защиты специальной зачетной работы ученика. Способ оценивания использовать качественную словесную шкалу с определёнными градациями. Общая аттестационная оценка – «зачтено / не зачтено». Техническое и программное оснащение курса:
В курсе «Компьютерная графика» рассматриваются:
Содержание курса 1 год обучения: Введение понятия света. История фотографии. Виды фотоаппаратов, их основные части. Изучение основных приемов съемок. Дать понятие ракурс, колорит, контрастность . 2 год обучения: Пейзаж и архитектура. Портрет, метод «золотого сечения», спортивный жанр. Фотонатюрморт, фотоэтюд. Особенности растровых и векторных программ. Растровый графический редактор Gimp. Векторный графический редактор |