Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Есеновичская СОШ»
Конспект урока
обучения грамоте
в 1 классе
(УМК «Перспективная начальная школа» )
по теме
«Звуки [ з ] , [ з, ] .Буквы З, з»
Подготовила и провела
Смирнова Светлана Витальевна,
учитель начальных классов
второй категории
2012 год
Тема урока: «Звуки [з], [з,]. Буквы З, з».
Цель урока: познакомить со звуками [з], [з,] и буквами «З,з»;
формировать навык правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Форма урока: традиционный урок с использованием мультимедийных средств.
Планируемый результат обучения и формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умение различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки; умение составлять схемы слов, делить слова на слоги, выделять ударный слог; умение пересказывать прочитанное; обогащать словарный запас учащихся; развивать у детей фонематический слух, внимание, мышление, познавательные интересы.
Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать цель всего урока и отдельного задания; умение сравнивать, анализировать, группировать, классифицировать, обобщать.
Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к нравственному содержанию поступков; формирование самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД: формировать умение работать индивидуально, коллективно, в парах, группах; осуществлять взаимный контроль
Основные понятия: буквы «З,з», звуки [з], [з,]; «родственные слова».
Межпредметные связи: окружающий мир.
Элементы современных образовательных технологий:
здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на
внимание);
игровые;
личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);
информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;
проблемное обучение (частично – поисковое).
Программные средства: комплект методических пособий УМК «Перспективная начальная школа». Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, мультфильм « Теремок», звуковые схемы слов, сигнальные карточки (гласные звуки, согласные звуки), индивидуальный дидактический материал; алфавит, лента букв.
Ход урока.
1. Организационный момент. (Л) Слайд №1
Мы пришли сюда учиться…
Обращение к гостям в начале урока:
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
– Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
- В КОНЦЕ УРОКА ВСЕХ ВАС ЖДЕТ ПРИЯТНЫЙ СЮРПРИЗ.
2. Актуализация знаний детей.(П)
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
- Отгадайте-ка, ребятки, Какие буквы с вами играют в прятки? (А О Р У Н Ю Д И Ь М Л Э З) - На какие 2 группы их можно разделить? (Гласные и согласные)
Расселите буквы в домики. - Назовите гласные: А,О, Э,Ю, И, У. - Какая из этих гласных обозначает два звука? (ю) - Какие согласные всегда обозначают звонкий звук?
-Назовите признаки гласных звуков, …согласных звуков. (При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог. При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и глухие, слог не образуют.)
3. Целеполагание и мотивация. (Р,П)
1.Речевая разминка
(СЛАЙД № 2)
- Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв.
Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.
Комар летел и протяжно звенел – “ЗЗЗЗ”.
Дети–комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: “Зьз’ з’ з’ з’”.
Комар звенит: “ЗЗЗЗ”, комарик: “з’ з’ з’ з’”.
-Отлично.
– Вы верите в чудеса? (Ответы детей.)
– И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами сами создадим чудо в своём воображении.
(СЛАЙД № 3)
-Закройте глазки, а теперь откройте. Где мы с вами оказались? ( в лесу)
-Отгадайте загадку
Крыша в шапке меховой Белый дым над головой Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла ….(зима)
- И мы с вами оказались не в простом лесу, а в каком? (зимнем)
-Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.
И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.
(СЛАЙД № 4)
-Загадка
– Что за зверь лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы. (Зайка). ( СЛАЙД №5)
-Зайка и зима принесли с собой знакомые звуки. Вы догадались какие?
- А что мы с этими звуками будем делать?
- Мы их будем исследовать, заменим их буквой, читать слоги, слова, предложения.
ПОКАЗ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ФИЛЬМА.
2.Упражнения для развития речевого аппарата.
*Упражнение «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
*Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)
3. Характеристика звуков.
Учитель: У каждого звука должен быть паспорт. И мы сейчас заполним с вами паспорт каждого звука.
(СЛАЙД № 6)
Фамилия: Согласный Имя: [ З ] Отчество: Звонкий Характер: Твердый Родители: Голос, шум
| Фамилия: Согласный Имя: [ З’] Отчество: Звонкий Характер: Мягкий Родители: Голос, шум
| 4. Фонематическая разминка. (Р)
Работа в группах.
1 группа- выбирают картинки в словах, которых слышится твердый звук з.
( звезда, забор, замок,…)
2 группа - выбирают картинки в словах, которых слышится мягкий звук зь.
( зебра, обезьяна, зёрна,….)
5.Физпауза «Зайка» Скок, поскок, скок, поскок Зайка прыгнул на пенёк. В барабан он звонко бьёт, В чехарду играть зовёт. Зайцу холодно сидеть, Нужно лапоньки погреть Лапки вверх, лапки вниз. На носочки подтянись. Лапки ставим на бочок. На носочках скок, поскок. А затем вприсядку, Чтоб не мёрзли лапки.
6. Первичное закрепление.
Работа с учебником (стр. 55)
*Работа со столбиками слов. (П)
Чтение цепочкой.
-Найдите в словах общую часть.
(Знакомство с понятием «родственные слова» ).
-Назовите слова, которые отвечают на вопрос «какой?».
(Зернистая, изюмный, змеиный)
-Подберите к ним слова, отвечающие на вопросы что? кто? (Р)
( Зернистая каша, изюмный пирог, змеиный след, морозный день).
*Работа с текстом.
Чтение и пересказ текста.
-Почему эти предложения можно назвать текстом?
(У текста есть название, имеет две части. Предложения связаны между собой по смыслу.)
*Выборочное чтение.
-Прочитайте слова, в которых встречается буква з.
-Поставьте вопросы к тексту.
7 . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парты тихо сесть. 8. Закрепление нового материала.
9.Игра «Составь слова»
– Составьте слова по слоговой таблице, (забор, замок, завод, азбука, зонт) .
10. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Л)
-Что нового узнали на уроке?
-Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
Обращение к гостям в конце урока:
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Дети получают подарки от «Зайки» (печенье) и «Елки» (закладки). |