Лютова Лидия Николаевна,
учитель начальных классов высшей категории
МАОУ «СОШ № 3» г. Краснокамска
Педагогические приемы формирования УУД в начальной школе Уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения.
Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.
Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" В первую очередь это касается формирования универсальных учебных действий (УУД).
Анатолий Гин выделяет пять основных принципов педагогической техники.
• Принцип свободы выбора - в любом обучающем или управляющем действии необходимо предоставлять ученику право выбора, которое всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
• Принцип открытости - не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
• Принцип деятельности - освоение учениками знаний, умений и навыков преимущественно в форме деятельности.
• Принцип обратной связи - регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
• Принцип идеальности - максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе обучения.
Развитие УУД
Универсальные учебные действия
| Педагогические приёмы
| Результаты развития УУД
| Личностные
| Задание массивом.
Дай себе помочь.
Выход за пределы. Отсроченная реакция. Лови ошибку. Театрализация.
Идеальное задание.
| Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.
Самоопределение, смыслообразовании
| Регулятивные
| "Лист защиты".
Обсуждаем домашнее задание.
Резюме.
Вход в урок.
Идеальный опрос.
Рейтинг.
Вопрос к тексту.
Отсроченная реакция.
Лови ошибку
Повторяем с контролем.
Знакомьте с критериями.
Организация работы в группах.
Вход в урок.
Показательный ответ.
| Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.
Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона
| Познавательные
| Свои примеры.
Удивляй.
Фантастическая добавка. Пересечение тем.
Дай себе помочь.
Повторяем с контролем.
"Да" и "Нет" говорите.
Опрос "по цепочке".
Опрос-итог.
Тренировочная контрольная работа.
Блиц контрольная
| Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Обще учебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.
Обще учебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)
| Коммуникативные
| Взаимоопрос.
Организация работы в группах.
"Да" и "Нет" говорите. Советуйтесь
| Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| Рассмотрим формирование УУД на фрагментах урока русского языка.
(авторская программа Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» ОС «Школа 2100»). 2 класс.
Тема урока: “Составление предложений по схемам”.
Урок начинаем с минутки чистописания, цель которой не только работа над каллиграфией, но и актуализации знаний, необходимых при изучении новой темы.
п пи п пе Пермь признак предложение писать
Прошу назвать слово, которое можно считать лишним. Вспоминаем, что называется предложением, называем его признаки. На этом этапе формируем познавательные УУД: проводим сравнение, выявляем сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делаем выводы.
На следующем этапе урока – формулируем проблемы, планируем деятельность, проводимую с помощью компьютера и экрана, учащимся предлагаю схемы:
___________
|___________ _____________ ____________ _____________.
- Что изображено на доске? Как различим схему слова от схемы предложения? К какому из записанных в учебнике предложений подходит эта схема? Почему?
- Сформулируйте тему урока.
- Какие действия будем выполнять, какие умения развивать? Составим план урока.
На этом этапе урока формируем регулятивные УУД: высказываем свое предположение на основе работы с материалом учебника, оцениваем учебные действия в соответствии с поставленной задачей, прогнозируем предстоящую работу, высказываем и обосновываем свою точку зрения, учитываем разные мнения, готовы корректировать свою точку зрения. А также коммуникативные УУД: слушаем и понимаем других, строим речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформляем свои мысли в устной форме.
На этапе развития умений, применения знаний ученикам предлагаю самостоятельную работу. Упражнение можно выполнять по вариантам, рядам, группам с взаимопроверкой.
На этом этапе урока формируем регулятивные УУД: работаем по плану, сверяя свои действия с целью; учитываем правило в планировании и способе решения поставленной задачи; осуществляем познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД: слушаем и слышим других; задаем вопросы, готовы корректировать свою точку зрения, работать в паре или в группе.
Подводя итог урока, ставлю перед учениками следующие вопросы:
– Какие пункты плана вы выполнили хорошо, какие вызвали у вас затруднения?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
На заключительном этапе урока шло формирование коммуникативных УУД: оформляли свои мысли в устной форме; строили монологическую речь; договаривались и приходили к общему решению в совместной деятельности.
Познавательные УУД: осуществляли синтез как составление целого из частей; проводили анализ работы.
Таким образом, на примере фрагментов урока русского языка, можно предположить, что на выходе из начальной школы мы получим выпускника, умеющего адаптироваться в условиях средней школы, способного к самореализации, умеющего разбираться в сложившейся ситуации.
Список литературы
1.Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11.
2.Развитие общеучебных умений – путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. 2006. - № 6.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования http: //standart.edu.ru.
5.Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. – 4-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2002. |