Скачать 2.82 Mb.
|
Урок 53 Умножение на 5. Решение задач Цели урока: совершенствовать навыки решения задач действиями умножение и деление; закреплять знание табличных случаев умножения и деления на 2, 3, 4; продолжить формирование умений вычислять периметр многоугольника; развивать глазомер и внимание. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Вставьте пропущенные числа и продолжите ряды.
2. Задача. Длина тела енота 69 см, а длина его хвоста на 45 см меньше. Придумайте и напишите такой вопрос, чтобы задача решалась в два действия. Решите задачу. 3. В каждой рамке обведите треугольник с большим, чем у других, периметром. Если нужно, выполните измерения и вычисления. III. Сообщение темы урока. – Рассмотрите рисунок на доске: – Составьте по нему задачу. (Миша, Маша и Катя собирали грибы. Каждый собрал по 5 грибов. Сколько всего грибов собрали дети?) – Как быстро решить эту задачу? (Умножением.) – Сегодня будем решать задачи на умножение. IV. Работа по теме урока. Задание № 8 (с. 6). – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? Рассмотрев рисунок, учащиеся увидят, что в лагере 5 палаток. Так как по условию задачи в каждой палатке поселилось 3 человека, то задача решается так: Решение: 3 · 5 = 15 (чел.). Ответ: 15 человек. – Какими данными нужно дополнить текст задачи, чтобы ее можно было решить без рисунка? З а д а ч а. В лагере 5 палаток. Туристы поселились по 3 человека в палатке. Сколько всего человек живет в лагере? Задание № 9 (с. 6). – Прочитайте задачу и выполните рисунок к ее условию. Решение: 1) 1 · 3 = 3 (пт.) – было уток. 2) 5 · 3 = 15 (пт.) – было утят. 3) 15 + 3 = 18 (пт.) – всего. Ответ: 18 птиц. Задание № 10 (с. 6). – Рассмотрите чертеж. – Как называется данная фигура? – Как называется этот многоугольник? (Пятиугольник.) – Что такое периметр многоугольника? – Выполните необходимые измерения и вычислите периметр пятиугольника разными способами. Запись: а = 1 см. Р = 1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 5 (см). Р = 1 · 5 = 5 (см). Ответ: 5 см. V. Повторение пройденного материала. 1. Работа в печатной тетради № 2. Задание № 4. Запись: Задание № 6. Можно предложить карточки-помощницы: 2. Работа по учебнику. Задание № 28, 29 (с. 10). Учащиеся работают самостоятельно. Работы сдают на проверку учителю. Задание № 39 (с. 12). – Какое время показывают каждые часы? (7 часов и 12 часов.) – Какое время они будут показывать через час? (7 + 1 = 8 (ч); 12 + 1 = 13 (ч).) Далее учитель может рассказать учащимся об истории создания календаря. Справочный материал для учителя Из истории календаря – Вы уже знаете, что календарь появился много тысяч лет назад. Но каким он был? Похожим на современный или другим? Сначала люди вообще не записывали чисел, а завязывали узелки на веревочках, представляя, что каждый узелок – это один день, или делали зарубки на деревянных брусках. Год в календарях древних начинался не зимой, как у нас, а летом. Отсчет вели от самого продолжительного дня в году, по нашему календарю это 21 июня. Календари были солнечные и лунные в зависимости от того, за каким небесным телом велось наблюдение. Год по солнечным и лунным календарям начинался в разное время. Представляете, как было неудобно людям ориентироваться во временах года! Но вот четыре тысячи лет назад в Англии создали первый письменный календарь. Он был высечен из камня. Само слово календарь произошло от латинского калере, обозначавшее выкликать, выкрикивать. Специальные служащие криками объявляли появление серпа луны в начале месяца. В то время у людей было множество приспособлений, которые мы можем назвать календарем. И все же наиболее удачным оказался египетский календарь, составленный по солнечному году. Египтяне установили, что в году 12 месяцев по 30 дней в каждом и еще 5 добавочных дней. Все трудности при создании календаря возникали по причине того, что ни месяц, ни год нельзя было разделить на целое число суток. И эти «лишние» доли, накапливаясь за годы, образовывали новые сутки. Чтобы решить эту проблему, император Юлий Цезарь приказал прибавлять эти новые сутки к каждому четвертому году, который называли високосным, т. е. 365 дней + 1 день. Но и эта мера оказалась недостаточной. Тогда римский папа Григорий III приказал с 4 октября сразу перейти к 15 октября, нагнав таким образом упущенные 10 суток. С этого момента начался новый стиль счисления времени, при котором високосными нельзя было считать года 1700, 1800, 1900, 2100, 2200, 2300 и т. д. Этот стиль назвали григорианским в честь его учредителя Григория III и распространили во многих государствах, в том числе и у нас. Летосчисление договорились вести условно от Рождества Христова, а новый год начинать с 1 января. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Как вычислить периметр многоугольника? Домашнее задание: № 11 (учебник); № 1, 16 (рабочая тетрадь). Урок 54 Умножение и деление на 5. Решение задач Цели урока: составить таблицу деления на 5; рассмотреть особые случаи деления на единицу и деления нуля; совершенствовать навыки решения составных задач разными способами; продолжить формирование умений решать задачи геометрического содержания; развивать логическое мышление и умение рассуждать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Вставьте числа и знаки действий, чтобы получились верные равенства.
2. Задача. Вера и Коля набрали по 60 ягод земляники. Коля отдал Вере 12 ягод. Сколько ягод стало у Веры и сколько у Коли? 3. Чем похожи многоугольники? В чем их отличие? – Какому многоугольнику соответствует каждое выражение и что оно обозначает? III. Сообщение темы урока. – Используя рисунок, составьте верные равенства: – Сегодня на уроке мы составим таблицу деления на 5. IV. Изучение нового материала. Учитель проводит фронтальную работу по составлению таблицы деления на 5. – Вставьте пропущенные числа в «окошки», чтобы равенства были верными.
Далее учащиеся сравнивают свою таблицу с таблицей деления на 5 (учебник, с. 7). Задание № 12 (с. 7). Используя таблицу умножения и деления на 5, учащиеся выполняют деление. Задание № 14 (с. 7). Запись: 0 · 5 = 0 0 : 5 = 0 – Объясните, какое число получилось. Почему? Задание № 16 (с. 7). – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Запишите условие задачи в таблице.
Решение: 1) 20 : 5 = 4 (х.) – в 1 клетке. 2) 4 · 3 = 12 (х.) – в 3 клетках. Ответ: 4 хомячка, 12 хомячков. Задание № 17 (с. 7). – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно? Что требуется узнать? – Заполните таблицу:
Решение: 1) 30 : 5 = 6 (с.) – заняли 30 фото. 2) 15 : 5 = 3 (с.) – заняли 15 фото. Ответ: 6 страниц, 3 страницы. V. Повторение пройденного материала. 1. Работа в печатной тетради № 2. Задание № 5. Все вычисления учащиеся выполняют устно, но так как они еще незнакомы со знаками «>» и «<», то решение оформляется так: 5 · 3 меньше 3 · 6 7 · 5 больше 7 · 4 8 · 5 равно 5 · 8 Сильные учащиеся выполняют сравнение, не производя вычисления. Задание № 7. – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Решите задачу разными способами. Решение: I способ: 1) 1 · 5 = 5 (р.). 2) 5 + 5 = 10 (р.) или 5 · 2 = 10 (р.). – Монетой какого достоинства можно заменить все Катины монеты по 1 рублю? (Одной монетой достоинством 5 рублей.) – Сколько действий теперь надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Одно действие.) II способ: 1) 5 · 2 = 10 (р.). – Какой способ решения вам понравился больше? 2. Работа по учебнику. Задание № 35 (с. 12). – Какие фрукты лежат на тарелке? – Обозначим название этих фруктов первой буквой. (Я – яблоко, Г – груша, А – апельсин.) – Сколькими способами можно выбрать один плод? (Тремя способами.) – Как изменится решение, если на тарелке лежат яблоко и апельсин? – Как изменится решение, если на тарелке лежат яблоко, апельсин, груша и банан? |