Скачать 153.66 Kb.
|
Урок № 1 Информация в памяти компьютера. Системы счисления. Цели урока: дать первичное представление о представлении информации в памяти компьютера; сформировать понятия позиционных и непозиционных систем счисления; ознакомить с известными видами систем счисления; подробно рассмотреть десятичную систему счисления. Основные понятия: бит; двоичное кодирование; система счисления; позиционная и непозиционная системы счисления; Ход урока:
Мы должны понимать, что для пользователя важным содержимым памяти компьютера являются файлы и папки, а для компьютера – его память можно представить в виде листа в клетку. В каждой такой «клетке» хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – «включено» (это соответствует цифре 1) и «выключено» (это соответствует цифре 0) . Каждая «клетка» памяти компьютера называется битом, (от английского binary digit или сокращенно bit) . Цифры 0 и 1 называют значениями битов. Одним битом могут быть выражены два понятия: 0 или 1(да или нет, черное или белое, истина или ложь и т.п.).
Идея использования лишь двух символов для кодирования информации стара как мир. Барабаны, которыми пользуются некоторые племена африканских бушменов, передают сообщения в виде комбинаций звонких и глухих ударов. Другой, более современный пример двухсимвольного кодирования – азбука Морзе, в которой буквы алфавита представлены определенными сочетаниями тире и точек. Австралийские аборигены считали двойками, некоторые племена охотников-сборщиков Новой Гвинеи и Южной Америки тоже пользовались двоичной системой счёта. С помощью последовательности битов в памяти компьютера можно представить всё многообразие информации: числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию. Такое представление информации называется двоичным или цифровым кодированием. Преимуществом цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять, а также хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных. Система счисления – это совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел. Количество различных цифр, используемых в системе счисления, называют её основанием. Привычная нам система счисления является десятичной, позиционной. Для записи различных чисел в ней используются десять всем хорошо известных цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Значение каждой цифры (её вес) определяется позицией, занимаемой этой цифрой в записи числа. Так, например, в записи числа 56707 цифра 7, стоящая на первом месте справа, обозначает 7 единиц, а на третьем месте справа обозначает 7 сотен. Разобьём это число на разряды: 5∙10000+6∙1000+7∙100+0∙10+7∙1 Цифры 5, 6, 7, 0, 7, на которые умножаются разрядные слагаемые, составляют исходное число 56707.Таким образом, можно представить любое число в виде суммы разрядных слагаемых – единиц, десятков, сотен, тысяч и так далее. Потребовалось много тысячелетий, чтобы люди научились называть и записывать числа так, как это делаем мы с вами. Начало этому было положено в Древнем Египте и Вавилоне, а завершено в V - VII веках нашей эры в Индии введением нуля. Арабы первыми познакомились с этой нумерацией и перенесли в Европу, поэтому наша система счисления и называется арабской. Однако с технической точки зрения основание 10 не слишком удобно, так как чем меньше различных сигналов в схеме, тем лучше. Поэтому в вычислительной технике используется двоичная система счисления, основанием которой является цифра 2, а для записи различных чисел применяются комбинации 0 и 1.
В классе выполняются задания на закрепление нового материала:
MCLX, CCLII, DCLXXXV. I.Итоги урока. Ученики вместе с учителем обсуждают, что нового, интересного и познавательного узнали на уроке, были ли достигнуты цели урока, усвоены ли основные понятия на уроке. II.Домашнее задание.
Урок № 2 Двоичная система счисления. Цели урока: закрепить понятие позиционной системы счисления; подробно рассмотреть запись чисел в двоичной системе счисления; сформировать навыки двоичной кодировки целых десятичных чисел; научиться с помощью приложения КАЛЬКУЛЯТОР переводить числа из десятичной системы в двоичную. Основные понятия: двоичная система счисления; двоичное кодирование. Ход урока:
Для актуализации знаний и повторения пройденной на прошлом уроке темы первоначально проводится опрос по вопросам:
Далее проводится фронтальная проверка письменного домашнего задания и обсуждение его выполнения.
Возможность представления любых чисел (да и не только чисел) двоичными цифрами впервые была предложена Готфридом Вильгельмом Лейбницем в 1666 году. Он пришел к двоичной системе счисления, занимаясь исследованиями философской концепции единства и борьбы противоположностей. Попытка представить мироздание в виде непрерывного взаимодействия двух начал («чёрного» и «белого», мужского и женского, добра и зла) и применить к его изучению методы «чистой» математики подтолкнули Лейбница к изучению свойств двоичного представления данных с помощью нулей и единиц. Ему уже тогда пришла в голову мысль о возможности использования двоичной системы в вычислительном устройстве. В двоичной системе счисления, как и в десятичной, значение цифры определятся её положением относительно других цифр данного числа, т.е. её позицией. Сдвиг цифры на одну позицию влево означает в двоичной системе увеличение на единицу показателя степени, в которую нужно возвести её основание (цифру 2). Значение разрядов числа при этом возрастает как степень двойки.
Для перевода числа из десятичной системы в двоичную необходимо выполнить следующий алгоритм:
Решим несколько примеров и результаты оформим в виде таблиц:
В результате перевода получаем число 11000001112=154310 .
В результате перевода получаем число 10001001012=45910 .
1 вариант – 153710= 110000000012 2 вариант – 79010.= 11000101102.
Практическая работа № 1. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную с помощью приложения Калькулятор.
Подведём итоги урока, отвечая на вопросы:
Урок № 3 Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления. Цели урока:
Основные понятия:
Ход урока.
Для актуализации знаний и проверки выполнения домашнего задания рекомендуется следующая последовательность действий:
Для того чтобы осуществить обратный перевод из двоичной системы в десятичную, необходимо выполнить следующий алгоритм:
Нам даны следующие числа для перевода:100001, 11110101, 10, 111100010.
Получаем ответы: 1000012=3310 111101012=24510 102=210 11111000102=99410
Для закрепления правила перевода чисел из двоичной системы в десятичную выполняется решение следующих задач:
Для подведения итогов урока ученикам предлагается на листочках написать основные понятия и правила, изученные на этом уроке.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается решить задачи:
|