Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 153.66 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации28.04.2014
Размер153.66 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок № 1

Информация в памяти компьютера. Системы счисления.

Цели урока:

дать первичное представление о представлении информации в памяти компьютера;

сформировать понятия позиционных и непозиционных систем счисления;

ознакомить с известными видами систем счисления;

подробно рассмотреть десятичную систему счисления.

Основные понятия:

бит;

двоичное кодирование;

система счисления;

позиционная и непозиционная системы счисления;

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Фронтальный опрос:

  1. Какие виды информации вы знаете?

  2. Что такое файл и из чего он состоит?

  3. Что такое папки и как они хранятся в памяти компьютера?

  4. Что в памяти компьютера важно для пользователя?

  5. Сколько цифр используется нами в повседневной жизни, в математике?

  1. Изучение нового материала.

Мы должны понимать, что для пользователя важным содержимым памяти компьютера являются файлы и папки, а для компьютера – его память можно представить в виде листа в клетку. В каждой такой «клетке» хранится только одно из двух значений: нуль или единица. Две цифры удобны для электронного хранения данных, поскольку они требуют только двух состояний электронной схемы – «включено» (это соответствует цифре 1) и «выключено» (это соответствует цифре 0) . Каждая «клетка» памяти компьютера называется битом, (от английского binary digit или сокращенно bit) . Цифры 0 и 1 называют значениями битов. Одним битом могут быть выражены два понятия: 0 или 1(да или нет, черное или белое, истина или ложь и т.п.).

1

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0



Идея использования лишь двух символов для кодирования информации стара как мир. Барабаны, которыми пользуются некоторые племена африканских бушменов, передают сообщения в виде комбинаций звонких и глухих ударов. Другой, более современный пример двухсимвольного кодирования – азбука Морзе, в которой буквы алфавита представлены определенными сочетаниями тире и точек. Австралийские аборигены считали двойками, некоторые племена охотников-сборщиков Новой Гвинеи и Южной Америки тоже пользовались двоичной системой счёта.

С помощью последовательности битов в памяти компьютера можно представить всё многообразие информации: числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию. Такое представление информации называется двоичным или цифровым кодированием. Преимуществом цифровых данных является то, что их относительно просто копировать и изменять, а также хранить и передавать с использованием одних и тех же методов, независимо от типа данных.

Система счисления – это совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел. Количество различных цифр, используемых в системе счисления, называют её основанием. Привычная нам система счисления является десятичной, позиционной. Для записи различных чисел в ней используются десять всем хорошо известных цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Значение каждой цифры (её вес) определяется позицией, занимаемой этой цифрой в записи числа. Так, например, в записи числа 56707 цифра 7, стоящая на первом месте справа, обозначает 7 единиц, а на третьем месте справа обозначает 7 сотен. Разобьём это число на разряды:

5∙10000+6∙1000+7100+0∙10+7∙1

Цифры 5, 6, 7, 0, 7, на которые умножаются разрядные слагаемые, составляют исходное число 56707.Таким образом, можно представить любое число в виде суммы разрядных слагаемых – единиц, десятков, сотен, тысяч и так далее.

Потребовалось много тысячелетий, чтобы люди научились называть и записывать числа так, как это делаем мы с вами. Начало этому было положено в Древнем Египте и Вавилоне, а завершено в V - VII веках нашей эры в Индии введением нуля. Арабы первыми познакомились с этой нумерацией и перенесли в Европу, поэтому наша система счисления и называется арабской.

Однако с технической точки зрения основание 10 не слишком удобно, так как чем меньше различных сигналов в схеме, тем лучше. Поэтому в вычислительной технике используется двоичная система счисления, основанием которой является цифра 2, а для записи различных чисел применяются комбинации 0 и 1.

  1. Закрепление изученного материала.

В классе выполняются задания на закрепление нового материала:

  1. Указать позиции цифры 7 в записи десятичных чисел, соединить стрелками.

567




7 сотен

17446

7 тысяч

579

7 десятков

7909846

7 единиц

43780

  1. миллионов



  1. Просмотр презентации: « Путешествие в историю чисел. Системы счисления».

  2. С помощью римской системы счисления были записаны несколько чисел. Запишите эти числа в десятичной системе:

MCLX, CCLII, DCLXXXV.

I.Итоги урока.

Ученики вместе с учителем обсуждают, что нового, интересного и познавательного узнали на уроке, были ли достигнуты цели урока, усвоены ли основные понятия на уроке.

II.Домашнее задание.

  • Конспект урока.

  • Предложите способ записи чисел в восьмеричной и троичной системах счисления.

Урок № 2

Двоичная система счисления.

Цели урока:

закрепить понятие позиционной системы счисления;

подробно рассмотреть запись чисел в двоичной системе счисления;

сформировать навыки двоичной кодировки целых десятичных чисел;

научиться с помощью приложения КАЛЬКУЛЯТОР переводить числа из десятичной системы в двоичную.

Основные понятия:

двоичная система счисления;

двоичное кодирование.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Для актуализации знаний и повторения пройденной на прошлом уроке темы первоначально проводится опрос по вопросам:

  1. Что такое система счисления?

  2. Какие системы счисления вы знаете?

  3. В чём отличие позиционной системы от непозиционной?

  4. Что такое цифровое кодирование?

  5. Почему для электронного хранения данных используются двоичные числа?

Далее проводится фронтальная проверка письменного домашнего задания и обсуждение его выполнения.

  1. Изучение нового материала.

Возможность представления любых чисел (да и не только чисел) двоичными цифрами впервые была предложена Готфридом Вильгельмом Лейбницем в 1666 году. Он пришел к двоичной системе счисления, занимаясь исследованиями философской концепции единства и борьбы противоположностей. Попытка представить мироздание в виде непрерывного взаимодействия двух начал («чёрного» и «белого», мужского и женского, добра и зла) и применить к его изучению методы «чистой» математики подтолкнули Лейбница к изучению свойств двоичного представления данных с помощью нулей и единиц. Ему уже тогда пришла в голову мысль о возможности использования двоичной системы в вычислительном устройстве.

В двоичной системе счисления, как и в десятичной, значение цифры определятся её положением относительно других цифр данного числа, т.е. её позицией. Сдвиг цифры на одну позицию влево означает в двоичной системе увеличение на единицу показателя степени, в которую нужно возвести её основание (цифру 2). Значение разрядов числа при этом возрастает как степень двойки.

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1

Для перевода числа из десятичной системы в двоичную необходимо выполнить следующий алгоритм:

  1. Разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное.

  2. Если частное не равно 0, то разделить его на 2, и так далее.

  3. Если частное равно 0, то записать все полученные остатки, начиная с первого, слева направо.

Решим несколько примеров и результаты оформим в виде таблиц:

Число и частное от деления на 2

1543

771

385

192

96

48

24

12

6

3

1

0

Остаток от деления на 2

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1




В результате перевода получаем число 11000001112=154310 .

Число и частное от деления на 2

549

274

137

68

34

17

8

4

2

1

0

Остаток от деления на 2

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1




В результате перевода получаем число 10001001012=45910 .

  1. Закрепление материала.

  1. Для закрепления способа перевода чисел из десятичной системы в двоичную ученикам предлагается самостоятельно по вариантам выполнить аналогичный перевод чисел:

1 вариант – 153710= 110000000012

2 вариант – 79010.= 11000101102.

  1. Далее учащимся показывается, как можно осуществить перевод из десятичной системы в двоичную при помощи приложения Калькулятор. Выполняется практическая работа из серии компьютерного практикума.

Практическая работа № 1.

Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную с помощью приложения Калькулятор.

  1. Запустите программу Калькулятор. Для этого выполните следующие действия:



  1. Выполните команду [Вид - инженерный].

  2. Поверьте, что калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления, при этом переключатель должен быть включен на позиции Dec.

  3. С помощью клавиатуры или при помощи мыши введите десятичные числа, перевод которых мы производили на этом уроке.

  4. Включите переключатель на позицию Bin и проверяйте по полученным результатам перевод чисел с помощью деления.



  1. Итоги урока.

Подведём итоги урока, отвечая на вопросы:

  • Какие отличия в записи чисел в двоичной и десятичной системах счисления?

  • Какими способами можно осуществить перевод чисел из десятичной системы в двоичную?

  • Какие новые понятия были изучены на уроке?

  1. Домашнее задание:

  • Конспект урока.

  • Разгадайте кроссворд:



  1. Система счисления, в которой для записи чисел используются цифры 0 и 1.

  2. Система счисления, в которой для записи чисел используются символы I, V, X, L, C, D, M.

  3. Великий учёный, впервые предложивший использование 0 и 1 для записи чисел.

  4. Система счисления, в которой количественные значения символов для записи числа зависят от их места в коде числа.

  5. Представление информации с помощью битов.

  6. Система записи чисел, используемая нами в математических вычислениях и в повседневной жизни.

  7. Арифметическая операция, помогающая сделать перевод числа из десятичной системы в двоичную.

  8. «Клетка» памяти компьютера, хранящая 0 или 1.

  9. Система счисления, в которой для записи чисел используются цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9.






1.































2.




























3.

























4.











































5.


































6.




























7.




























8.













9.

































  • Переведите из десятичной системы в двоичную числа 1290, 455.

Урок № 3

Перевод двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Цели урока:

  • закрепить полученные сведения о видах систем счисления;

  • Освоить правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную;

  • закрепить правила перевода с помощью приложения КАЛЬКУЛЯТОР.

Основные понятия:

  • двоичная система счисления,

  • двоичное кодирование.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Для актуализации знаний и проверки выполнения домашнего задания рекомендуется следующая последовательность действий:

  1. Один ученик выполняет на доске домашнее задание по разгадыванию кроссворда.

  2. Два или три ученика выполняют на доске, а остальные в рабочих тетрадях перевод из десятичной системы счисления в двоичную для группы чисел: 1456, 538, 444.

  3. Учитель визуально проверяет домашнее задание в рабочих тетрадях.

  1. Изучение нового материала.

Для того чтобы осуществить обратный перевод из двоичной системы в десятичную, необходимо выполнить следующий алгоритм:

  1. Записать числовой ряд, состоящий из разрядов двоичной системы счисления.

  2. Записать двоичное число в таблицу, каждую цифру под своим разрядом.

  3. Сложить разряды, которым соответствует цифра 1.

  4. Записать полученное в результате сложения число.

Нам даны следующие числа для перевода:100001, 11110101, 10, 111100010.

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Разряд

Сумма

512

256

128

64

32

16

8

4

2

1
















1

0

0

0

0

1

33







1

1

1

1

0

1

0

1

245

























1

0

2

1

1

1

1

1

0

0

0

1

0

994

Получаем ответы:

1000012=3310

111101012=24510

102=210

11111000102=99410

  1. Закрепление изученного материала.

Для закрепления правила перевода чисел из двоичной системы в десятичную выполняется решение следующих задач:

  1. Маша и Витя пошли в лес собирать грибы. Маша собрала 10112 грибов, а Витя на 1012 больше. Сколько грибов дети собрали вместе?

  2. В ноябре 2007 года наблюдались осадки: дождь-10002 дней, снег-1102 дней. Сколько дней в месяце было без осадков?

  3. Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления. Для этого сначала заполните последний столбец таблицы.



Номер точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(1,1)




2

(1,101)




3

(101,101)




4

(101,1)




5

(1,1)




6

(10,10)




7

(10,100)




8

(100,100)




9

(100,10)




10

(10,10)






  1. С помощью приложения КАЛЬКУЛЯТОР проверить правильность сделанных на уроке переводов, алгоритм работы на компьютере аналогичен выполненному на прошлом уроке.

  1. Итоги урока.

Для подведения итогов урока ученикам предлагается на листочках написать основные понятия и правила, изученные на этом уроке.

  1. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается решить задачи:

  1. В магазине было куплено 10012 кг картофеля и 1002 кг капусты. Сколько всего овощей было куплено в магазине?

  2. Перевести из двоичной системы в десятичную числа: 10000011, 101010100.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск