Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации29.04.2014
Размер95.3 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Средняя общеобразовательная школа №25 Ново-Савиновского района г. Казани

Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”. Урок посвящен изучению наиболее часто используемого типа двумерных массивов – квадратной матрице и проводился в 11-ом классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам “Одномерные массивы” и “Двумерные массивы”, а, кроме того, знакомит учащихся с самым распространенным видом табличного представления числовых данных – матрицей. Сам урок, предшествующий ему подготовительный этап, направлены на

  • закрепление понятий: двумерный массив, индексация элементов двумерного массива, объявление, заполнение, печать двумерных массивов;

  • знакомство с понятиями: квадратная матрица, главная и побочная диагонали квадратной матрицы;

  • формирование навыков работы с индексацией элементов, расположенных над, под, на главной и побочной диагоналями;

  • знакомство со стандартными блоками заполнения и печати элементов квадратной матрицы.

Продолжительность урока – 2 часа.

Первая часть урока – проверка знаний учащимися основных понятий темы массивы: табличные данные, их индексация, размерность, объявление, типы массивов, обращение к элементу массива (проводится в виде фронтального опроса).

Вторая часть – знакомство с новой темой на основе обучающей программы-презентации “Квадратная матрица”, в которой рассказывается об основных понятиях темы: об индексации элементов матрицы, о главной и побочной диагоналях, различных способах формирования массива.

Третья часть – выполнение разнообразных проверочных заданий:

  • на закрепление понятия индексация элементов на-, под-, над- главной и побочной диагоналями;

  • на освоение стандартных блоков заполнения матрицы значениями, расположенными на, под, над главной и побочной диагоналями.


Тема урока: «Квадратная матрица»

Цель урока:

  • закрепление понятий двумерный массив, индексации элементов двумерного массива, описания, заполнения и печати двумерных массивов;

  • знакомство с понятием квадратная матрица, главная и побочная диагонали квадратной матрицы;

  • формирование навыков работы с индексацией элементов, расположенных над, под, на главной и побочной диагоналях;

  • знакомство со стандартными блоками заполнения и печати элементов квадратной матрицы.

Тип урока: объяснение нового материала, закрепление изученного

Оборудование: ПК, раздаточный материал.

План урока:

  1. Организация начала урока. (Мотивация учебной деятельности,
    сообщение темы, цели и задач урока)

  2. Фронтальный опрос по теме урока “Двумерный массив. Описание массива”.

  3. Квадратная матрица. Основные понятия: главная и побочная диагонали, индексация элементов расположенных над, под, на главной и побочной диагоналях.

  4. Решение типовых задач.

  5. Домашнее задание.

  6. Обобщение урока.


Ход урока:

  1. Приветствие учащихся. Запись числа, темы урока: “Квадратная матрица”.

  2. Фронтальный опрос.

  1. Что такое массив?

  2. Какие массивы вам известны?

  3. Какой массив называется двумерным?

  4. Как выглядит обращение к элементу массива А в общем случае?

  5. Что такое размерность массива?

  6. Что значит описать массив?

  7. Какие вам известны способы заполнения массива?

  1. Объяснение новой темы «Квадратная матрица». Используется презентация «Квадратная матрица». По ходу объяснения учителя делаются записи в тетрадях.



Квадратная матрица- это двумерный массив, в котором количество строк равно количеству столбцов. Обращение к элементу происходит также как и в обычном двумерном массиве a ( i , j ).


a1,1

a1,2

a1,3

...

a1,n-1

a1,n

a2,1

a2,2

a2,3

...

a2,n-1

a2,n

a3,1

a3,2

a3,3

...

a3,n-1

a3,n

...

...

...

...

...

...

an-1,1

an-1,2

an-1,3

...

an-1,n-1

an-1,n

an,1

an,2

an,3

...

an,n-1

an,n


Перечислим основные свойства квадратной матрицы:
1. Квадратные матрицы имеют главную и побочную диагонали.
Если i = j элементы расположены на главной диагонали;

i > j элементы расположены под главной диагональю;

i < j элементы расположены над главной диагональю;

i j элементы расположены на главной диагонали и ниже;

i j элементы расположены на главной диагонали и выше;

i+j = n+1 элементы расположены на побочной диагонали;

i+j < n+1 элементы расположены над побочной диагональю;

i+j > n+1 элементы расположены под побочной диагональю.

2. Квадратная матрица, у которой все элементы, исключая элементы главной диагонали, равны нулю, называется диагональной матрицей



1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5


3. Диагональная матрица, у которой все элементы, стоящие на главной диагонали равны 1, называется единичной матрицей:



1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

1



  1. Принадлежность к элементу главной диагонали выглядит как а (i , i ), к элементу побочной как а ( i , n – i + 1 ), где n – количество строк матрицы.


for i = 1 to n for i = 1 to n
… a (i , n – i + 1 ) … … a (i , i ) …


  1. Для обработки элементов, находящихся над главной диагональю, можно написать цикл
    for i = 1 to n – 1
    for j = i + 1 to n
    a (i , j ) …

  2. Для обработки элементов, находящихся под главной диагональю, можно написать цикл

for i = 2 to n
for j = 1 to i - 1
… a (i , j ) …


  1. Для обработки элементов, находящихся над побочной диагональю, можно написать цикл

for i = 1 to n - 1
for j = 1 to n – i
… a (i , j ) …


  1. Для обработки элементов, находящихся под побочной диагональю, можно написать цикл

for i = n to 2 step -1
for j = n – i + 2 to n
… a (i , j ) …


  1. Закрепление изученного материала:

Заполнить и распечатать матрицы вида:

5

0

0

0

0

1

5

0

0

0

1

1

5

0

0

1

1

1

5

0

1

1

1

1

5
dim a (1 to 5 , 1 to 5 ) as integer

for i = 1 to n

a ( i , i ) = 5

next i

for i = 1 to n – 1

for j = i + 1 to n

a ( i , j ) = 0

next j

next i

for i = 2 to n

for j = 1 to i - 1

a ( i , j ) = 1

next j

next i

for i = 1 to n

for j = 1 to n

print a ( i , j );

next j

print

next i

end


0

0

0

0

5

0

0

0

5

1

0

0

5

1

1

0

5

1

1

1

5

1

1

1

1

dim a (1 to 5 , 1 to 5 ) as integer

for i = 1 to n

a ( i , n – i + 1 ) = 5

next i

for i = 1 to n – 1

for j = 1 to n - i

a ( i , j ) = 0

next j

next i

for i = n to 2 step - 1

for j = n – i + 2 to n

a ( i , j ) = 1

next j

next i

for i = 1 to n

for j = 1 to n

print a ( i , j );

next j

print

next i

end



  1. Домашнее задание:
    Найти самый большой элемент среди чисел, стоящих на местах, обозначенных цифрами 0 и 4. Найти самый маленький элемент среди чисел, стоящих на местах, обозначенных цифрами 0 и 5. Массив задать с помощью генератора случайных чисел из промежутка [1, 100].


4

4

4

4

4

4

0

4

4

4

4

4

0

5

4

4

4

4

0

5

5

4

4

4

0

5

5

5

4

4

0

5

5

5

5

4

0

5

5

5

5

5

0

5

5

5

5

5

5



Хазиева А.Н. стр.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск