Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 78.19 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации30.04.2014
Размер78.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Межрегиональная общественная организация научно-просветительский центр «Холокост» на базе Международной службы розыска (Бад Арользен) и Музея Ванзейской конференции (Берлин) организовал 3 – 12 мая 2013г. проведение международного семинара по преподаванию истории Холокоста. Участниками семинара стали ученые и учителя России, реализующие образовательные программы, научные исследования и поисковые проекты по изучению Холокоста. Программа семинара оказалась чрезвычайно насыщенной, интересной и полезной. Российские педагоги изучили, обсудили использования научно-методических материалов, разработанных коллегами мемориального и образовательного Дома Ванзейской конференции, германо-российского музея Берлин-Карлхорст, Международной службы розыска в Бад Арользене, гимназии Шиллера в Берлине, Мемориала у вокзала Грюневальд, Еврейского музея Берлина, музея «Топография террора», мемориального комплекса Заксенхаузен.

Впервые российские ученые и педагоги приняли участие в семинаре по работе с архивными документами Центра Бад Альрозен, содержащих информацию о 17,5 миллионах человек: узников примерно 2500 лагерей, а также сосланных на принудительные работы на территории Третьего рейха (иностранные граждане, прибывшие в Германию добровольно по вербовке Рейха, иностранные граждане, мобилизованные немецкими биржами по найму рабочей силы для работы на оккупированных территориях, граждане, не являющиеся подданными Германии и насильно вывезенные сюда немецкими властями из Восточной Европе для удовлетворения нужд в рабочей силе) и перемещенных лицах и беженцах. Международная служба розыска Бад Альрозен предоставляет информацию выжившим жертвам национал-социалистического террора, содержащимся в концентрационных лагерях, гетто, тюрьмах гестапо, на принудительных работах и в лагерях для перемещенных лиц, и членам их семей. Информацию можно получить, заполнив формуляр запроса по розыску лиц http://www.its-arolsen.org/ru Архив в Бад Арользене является важным источником информации для исследований о депортации, изгнании и миграции во время и после Второй мировой войны.

Преподавание темы Холокоста для современного образования является актуальной и сложной темой. История Холокоста изучалась под влиянием социально-политических изменений в условиях послевоенного переустройства мира, противостояния систем в эпоху холодной войны и глобальных перемен после падения Берлинской стены и распада Советского Союза. Обращение к теме Холокоста в современном образовании связано с проблемой формирования исторической памяти новых поколений стран и народов – участников Второй мировой войны. Кто и о ком должен помнить? – это особенно значимый вопрос для гражданского воспитания подрастающих поколений.

Актуальность изучения Холокоста связана также с проблематикой миграционных потоков, межэтнических конфликтов в современном мире. Тема Холокоста изучается в контексте истории Второй мировой войны и Великой Отечественной и, помогает более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами. Материалы темы используются в изучении проблем идеологии тоталитарных государств, нарушения прав человека. Как сделать, чтобы полученные на уроках истории знания о Холокосте стали основой для внутреннего противодействия современным проявлениям ксенофобии и антисемитизма? Какими методами достичь желаемых результатов?

Методики преподавания темы Холокоста основаны на изучении фактов - видеосвидетельств, дневников, материалов прессы, литературных произведений, организации учебных исследований и проектов, поисково-краеведческой работа, музейной педагогики и т.д. Методические материалы, разработанные специалистами образовательных центров Германии1, это преимущественно проблемные модули, содержащие вопросы-задания к фактическим материалам разных этапов истории Холокоста:

  • информация о биографиях исторических деятелей, рядовых граждан Германии периода нацизма,

  • пропагандистские материалы нацисткого государства,

  • тексты основных решений нацистского режима,

  • документальные фотографии и фильмы эпохи,

  • статистические данные,

  • исторические памятники.

Материалы, разработанные сотрудниками мемориально-образовательного Дома Ванзейской конференции – www.ghwk.de , представляют собой систему заданий ориентированную на три уровня познавательной деятельности.

Первый уровень – воспроизводящий, направленный на знакомство с документом, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа и разбора текста. Все задания ориентированы на понимание текста. Например, изучая Протокол обсуждения «Окончательного решения еврейского вопроса» 20 января 1942 года, учащиеся отвечают на вопросы:

Когда был написан или создан документ и где произошли описываемые события? Какие факты приведены в документе? Что можно понять из содержания этого документа? Что вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Как изучаемый документ помог вам узнать больше об этом историческом событии? Сделайте заключение, что такое Холокост? Как такое стало возможным и какие выводы можно из них извлечь и что нужно делать, что такое явление (или ему подобное) не повторилось? Вопросы составлены таким образом, чтобы ученик не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, но и сам прочитал источник “вдоль и поперек” несколько раз, сумел добыть как можно больше информации и на основе полученной информации поставил вопросы к источнику и доказал свою точку зрения.

Второй уровень заданий – преобразующий, направлен на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме, проигрывать ситуаций. Примером являются задания к фотографиям: первое фото – арест профсоюзных лидеров штурмовиками, второе фото – инсценировка бойкота еврейских магазинов, третье фото – еврейский погром в Берлине в июне 1938г., четвертое фото - 10 ноября 1938 года, Баден Баден , мужчины евреи под присмотром СС, полиции, гестаповцев ведутся к синагоге, которую запланировано сжечь, пятое фото – из лагеря Маутнаузен. На первом этапе с учащимися организуется обсуждение содержания фотографий: что видим, как ведут себя люди, позируют ли они, различается ли поведение участников события и т.д. Обобщающее задание выполняется по группам: на основании фотографий описать, оценить состояние общественного сознания немцев в 1938 году. Примером творческо-поискового типа задания является вопрос к плакатам периода нацистской Германии: Какие указания к действию содержат эти плакаты для граждан Германии?

Третий уровень – творческо-поисковый, предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала.

Например, учащимся предлагается по группам изучить фотоматериалы, копии документов и т.п. и подготовить в творческой форме ответы на задания:

  • представьте себя журналистом из нейтральной газеты, напишите репортаж для газеты об обозначении евреев желтой звездой,

  • опишите беседу в кругу арийской семье об обращении с новым арийским, бывшим еврейским торговым домом,

  • опишите в дневнике чувства, ожидания евреев, вывозимых из Берлина на восток,

  • от имени немецкого солдата, имеющего контакты с сопротивлением в Минске, напишите листовку с объяснением судьбы евреев, депортированных в Минск,

  • на основе записки Рудольфа Гесса, коменданта Аусшвица, составьте характеристику манеры изложения мыслей, аргументации этого национал-социалистического убийцы.

Подобным заданием является работа «Лента времени». Учащиеся получают карточки с названиями событий, необходимо их рассортировать в последовательности событии на ленте времени и охарактеризовать представленный процесс, дополнить этот перечень необходимыми элементами и обосновать свои дополнения.

Наиболее сложным, противоречивым для участников семинара оказалась работа с собственными впечатлениями о ландшафте памяти в Берлине. Посещение мемориалов, музеев, посвященных Второй мировой войне, вызвало дискуссию среди участников семинара: кто и о ком должен помнить в Германии и других странах? как ландшафт памяти о войне влияет на процессы формирования общественного сознания в современной Германии? Позитивным является сам факт наличия Ландшафта памяти в Германии и активное посещение мемориалов и музеев разными поколениями немецких граждан, туристов. Музейная педагогика в этом отношении в Германии актуальна и общественно значима, представляемые здесь документы демонстрируют широкой общественности факты, которые известны историкам-специалистам, но сложно принимаются общественным мнением: истоки антисемитизма, нацизма в Германии глубже истории гитлеризма, массовые уничтожения восточно-европейского гражданского населения являлись одной из военных целей, Холокост начался именно на оккупированных территориях Советского Союза, в этих преступлениях участвовали целые подразделения Вермахта, причем приказам там практически не сопротивлялись; среди военных и мирного населения был распространен антисемитизм и расизм.

Интересна методика взаимных экскурсий, организуемых в мемориально-образовательном Центре Ванзейской конференции. Учащимся предлагается по группам подготовить авторские презентации выбранных ими материалов выставки в залах музея. В Центре топографии нацизма (Берлин) экскурсовод предлагает обсудить в течении экскурсии четыре – пять фотографий из огромной экспозиции. На примере этого обсуждения, посетители начинают «видеть» смыслы и содержание всей экспозиции. К сожалению, в этом музее, созданном в 2006г., практически отсутствуют советские фотоматериалы. В германо-российском музее в Карлхорсте в мае 2013г. открыта новая экспозиция, в которой сделана попытка представить историю окончания войны в мае 1945 года как со стороны стран - победительниц, так и со стороны населения Германии – www.caenieve.com

Примером актуальности музейной педагогики в Германии является музей в Заксенхаузене, в 1933, 1938 – 1945гг концентрационном лагере, заключенными которого были немецкие коммунисты, затем - гомосексуалы, цыгане, чешские коммунисты и советские военнопленные. Здесь находилось Главное управление лагерей, решались вопросы организации питания, труда, планирование массовых убийств. Офисные убийцы (ни в чем не виноватые после войны) подписывали приказы, как убивать просто, дешево и быстро. Самые большие массовые убийства – советских военнопленных. Самым противоречивым в Заксенхаузе является памятный знак «Жертвам сталинского режима (1945-1950гг.)», установленный после объединения Германии. Посещение такого музея – это необходимое условие предупреждения неонацизма, гражданского образования населения, но при этом решающее значение имеет позиция экскурсоводов, его трактовки и оценки событий истории «обыденного нацизма».

Участники семинара посетили два занятия в гимназии Шиллера -www.schiller-gymnasium-berlin.de : урок немецкого языка в восьмом классе, на котором была блестяще представлена методика межпредметной интеграции при чтении рассказа о судьбе беженцев войны и урок-дискуссия в 11 классе об историческом значении поражения нацизма для немцев. Содержание посещенных уроков является позитивным примером, образцом гражданского образования и воспитания в современном образовании.

1 Большинство материалов представлено на сайте Центра «Холокост» http://www.holocf.ru/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск