Скачать 150.7 Kb.
|
"УТВЕРЖДАЮ" Приказ № _______ от «____» _______________ 2012 г. Директор ГБОУ СОШ №1216 __________________ "_____" ____________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИКА 5 КЛАСС предмет Количество часов на год: 34 часа В неделю: 1 урок Учебник: Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. Название, автор, издательство, год издания Составил учитель информатики: Хромов Андрей Викторович Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Закон РФ «Об образовании»; 2. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ от 09.03.2004 № 1312; 3. Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего (полного) общего образования; 4. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям («Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы» -2-е издание, исправленное и дополненное. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005). 5. Обязательный минимум содержания основного общего курса информатики; 6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р; 7. Программно методические материалы курса Информатики 5-7 кл. Босова ЛЛ (М. «Бином» 2007) Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника «Информатика-5» Босовой Л.Л. и может использоваться как для классов, изучавших информатику в начальной школе, так и приступающих к ее изучению впервые. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). Место курса в базовом учебном плане. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности. Место курса в решении общих целей и задач. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Основным предназначением образовательной области «Информатика» на этой ступени обучения являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения. Настоящая программа учитывает многоуровневую структуру предмета «Информатика и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий. Цели обучения: - обеспечить вхождение учащихся в информационное общество. - научить учащихся пользоваться массовым ПО (текстовый редактор, графический редактор и др.). - формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность. - формировать у школьника представление об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества; - формировать у учащихся готовности к информационно – учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития; - пропедевтика понятий базового курса школьной информатики; - развитие творческих и познавательных способностей учащихся. Особенность данной рабочей программы и ее отличие от примерной в логике построения учебного материала. Уже на ранних этапах обучения способность учащихся уметь строить модель решаемой задачи, установить отношения и выражать их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в данном курсе строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи. Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека, его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий поможет учащимся разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения. Формы организации учебного процесса: • индивидуальные; • групповые; • фронтальные; • практикумы. Формы контроля ЗУН (ов); • наблюдение; • беседа; • фронтальный опрос; • контрольная работа; • практикум. Требования к уровню подготовки учащихся. Рабочая программа курса «Информатика» для 5-х классов предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана сформировать: умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата), элементарными навыками прогнозирования. В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график); передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), объяснение изученных материалов на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичного выступления. В области рефлексивной деятельности: объективное оценивание своих учебных достижений; навыки организации и участия в коллективной деятельности, постановка общей цели и определение средств ее достижения, отстаивать свою позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно - предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы. В результате обучения информатике обучаемые должны: знать и уметь: • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; • различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях; • приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; • приводить примеры информационных носителей; • иметь представление о способах кодирования информации; • уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение; • определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека; • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера; • запускать программы из меню Пуск; • уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна; • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; • уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов; • уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков; • уметь применять редактор презентаций для создания и редактирования презентаций. • знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ. Направленность курса – развивающая. Обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы. Данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки осуществляется вводное, ознакомительное обучение учащихся, предваряющее более глубокое изучение предмета в 7-9 классах. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное содержание курса «Информатика 5».
Вводный урок. Знакомство с предметом изучения. Правила техники безопасности и организации рабочего места.
Понятие информация, информатика. Многообразие форм предоставления информации. Роль компьютера, как устройства, усиливающего возможности человека при работе с информацией.
Основные устройства компьютера. Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, устройства для ввода и вывода информации (клавиатура и мышь), аппаратное обеспечение.
Сходство и различие ПК и MacMini. Аппаратные особенности MacMini. Программное обеспечение. Многообразие операционных систем, их основные характеристики.
Работа в Windows 7. Прикладная программа (приложение). Файл. Рабочий стол. Значок. Ярлык. Кнопка. Действия с мышью Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна. Раскрывающее меню. Контекстное меню. Диалоговое меню. Элементы управления.
Информация. Действия с информацией. Оперативная (внутренняя) память. Внешняя память. Память отдельного человека. Память человечества. Носители информации. Источник информации. Информационный канал. Приемник информации. Условный знак. Код. Кодирование (Графический способ кодирования. Числовой способ кодирования. Символьный способ кодирования.)
Тестовое задание
Текстовая информация. Текст как форма представления информации. Текстовый редактор Open Office. Документ. Ввод текста. Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Редактирование. Вставка. Замена. Удаление. Табличная форма представления информации. Систематизация. Сортировка (упорядочение) – по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности. Редактирования текста. Работа с фрагментами. Фрагмент. Буфер обмена. Форматирование – изменение формы представления информации. Форматирование. Выравнивание (влево, вправо, по центру). Шрифт. Начертание.
Графический редактор Paint. Инструменты графического редактора. Сканер. Графический планшет. Рисунок. Кисти, фигуры, заливка, текст, ластик. Редактирование рисунка (цвет, толщина линий, изменение размера). Сохранение рисунка. Графический редактор Art Rage. Типы инструментов в редакторе. Особенности работы.
Работа с текстовым и графическим редактором. Вставка в текстовый документ рисунка, форматирование.
Создание и форматирование текстового документа.
Создание новогодней открытки с использованием средств текстового и графического редактора.
Программа Microsoft Office 2010. Текстовый процессор. Редактирование и форматирование текста. Вкладки Word 2010. Возможности обработки текста (шрифты, абзац, стили, поиск в тексте, автозамена). Разметка страницы. Режимы просмотра документа. Создание надписи. Работа с объектами Word Art. Редактирование и форматирование надписи. Работа с меню «Вставка». Вставка различных типов иллюстраций и их форматирование. Верхний и нижний колонтитул. Нумерация страниц. Формулы и символы. Работа с меню «Ссылки». Создание и редактирование оглавления. Сноски. Добавление названия к рисунку или другому объекту.
Создание и форматирование комбинированного документа в Microsoft Word
Что такое презентация и для чего она нужна. Возможности редактора. Знакомство с интерфейсом. Создание слайда. Фон. Заголовок. Текст. (Параметры страницы, макет слайда, темы). Вставка в слайд изображения из различных источников. Вставка аудиофайла и видеофайла, параметры их обработки. Анимация слайда. Время показа слайда. Область анимации. Смена слайдов. Переходы, параметры эффектов. Индивидуальный проект по созданию презентации на свободную тему.
Защита проекта. Демонстрация презентаций. Требования к знаниям и умениям учащихся: Знать:
Уметь:
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации настоящей программы: Аппаратные средства:
Программные средства;
Состав учебно-методического комплекта по информатике и ИКТ для 5-7 классов
|