Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского 2006 года издания. Рабочая программа ориентирована на использование учебного комплекса: 1. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. А. Апраксина. М.:Просвещение,1990. 2. Кабалевский Д. Б. Сила искусства. Молодая гвардия, 1984. 3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1989. 4. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16/ Сост. О. А. Апраксина. М.: Музыка,1985. Настоящая рабочая программа учитывает возрастную специфику учащихся. Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает ____1____ час базисного учебного плана в третьих классах. В соответствии с этим реализуется типовая программа по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д.Б. Кабалевского в объеме 34 часа. На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по музыке и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный в третьих классах. С учетом уровневой специфики классов выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
Энциклопедия классической музыки (Композиторы, исполнители, произведения, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и викторина).
Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса (базовый уровень) В результате изучения музыки ученик должен знать/понимать
слова и мелодию Гимна России;
смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;
названия изученных жанров и форм музыки;
народные песни, музыкальные традиции родного края (праздники и обряды);
названия изученных произведений и их авторов;
наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров;
уметь
узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;
исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;
исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия художественных образов народной, классической и современной музыки;
исполнения знакомых песен;
участия в коллективном пении;
музицирования на элементарных музыкальных инструментах;
передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами.
Тематическое планирование (34ч) Название разделов программы:
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость; - 9 часов
Интонация; - 7 часов
Развитие музыки; - 10 часов
Построение (формы) музыки; - 8 часов
Календарно-тематическое планирование
1-я четверть
№
| Тема урока
| Слушание музыки
| Тип урока
| Информационная компетентность
| Разучивание песен
| Вид деятельности учащихся
| 1/1
| Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
| Увертюра к опере «Руслан и Людмила»
М. И. Глинка
Фрагменты из балета «Конек-горбунок»
Р. Щедрин
| Вводный, беседа
| Расширить и углубить знания детей о маршевом жанре.
| Ты да я.
Голубой вагон.
Улыбка.
Смешной человечек.
| Групповая, индивидуальная
| 1/2
| Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость
| «Ночь» Щедрин, «Утро» Григ, «Мы – третьеклассники», «Зеленый мир» Парцхаладзе. «Жаворонок» М. Глинка; «однозвучно гремит колокольчик» Гурилёв
|
| Расширить и углубить знания детей о танцевальном жанре.
|
|
| 1/3
| Песенность в вокально-инструментальной музыке. Цель:Создать условия для более глубокого понимания темы «песенность»; знакомство с романсом.
| 1.Фрагменты из балета «Конек-горбунок»
Р. Щедрин
4-я симфония П. И. Чайковского
2.Э Григ «Утро»
3.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»
| Беседа
| Расширить и углубить знания детей о песенном жанре.
| Где водятся волшебники.
Ты да я.
Голубой вагон.
Улыбка.
Смешной человечек.
| Групповая, индивидуальная
| 1/4
| Песенность в вокально-инструментальной музыке. Цель: Создать условия для тогог, что бы учащиеся могли слышать песенность в произведениях.
| «Ночь» Щедрин, «Утро» Григ, «Ария Сусанина» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинка, «Мы – третьеклассники», «Скворушка прощается» Т. Попатенко
| Беседа
| Усвоить элементы песенности как качества музыки: (протяжность, напевность, мелодичность и т.д.)
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 1/5
| Песенность в вокальном жанре. Церковные песнопения. Цель:Создать условия для знакомства с музыкой русской православной церкви, как части художественной культуры России.
| Херувимская песня №7 Бортнянского; «Аве Мария» Шуберта.
| Ознаком
ление
| Научиться слушать музыку, понимать её настроение, замысел.
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 1/6
| Танцевальность Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся научились слышать танцевальность в музыке.
| «Золотые рыбки» из балета Р. Щедрина, главная мелодия «Арагонской хоты» М.И. Глинка, «Веселый зоопарк» муз. Птичкина.
|
| Усвоить элементы «танцевальности» как качества музыки: (лёгкость, подвижность, акцентированность мелодии и т.д.)
|
|
| 1/7
| Танцевальность в вокально-инструментальной музыке. Цель:Создать условия для того, что бы учащиеся могли услышать «танцевальность»,как качество музыки в потоке инструментальной музыки.
| «Арагонская хота» (фр.) – слушание и исполнение в ансамбле с учителем. «Золотые рыбки» Р. Щедрина; «Веселый зоопарк» муз. Птичкина, Сцена из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».
|
| Научиться отличать «танцевальность» среди разной музыки.
|
|
| 1/8
| Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. Цель:Создать условия для знакомства с мазурками Ф. Шопена, произведениями С. Прокофьева; обобщение темы.
| «Мазурка» Ф. Шопена, «Гавот» из балета «Золушка» С. Прокофьева, «Танцуйте сидя» Б. Савельев, «Мы-девочки» Д.Б. Кабалевский, «Веселый зоопарк» муз. Птичкина.
|
| Продолжить изучение и расширить знания о танцевальности как качестве музыки.
|
|
| 1/9
| Танцевальность Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся научились слышать танцевальность в музыке.
| Мелодия из 3 ч. Пятой симфонии Л. Бетховена, «Царь Горох» из балета Р. Щедрина
| Урок-концерт
| Усвоить основные характеристики маршевости. Вырабатывать стремление к достижению маршевого характера звучания мелодии в упругом маршевом ритме.
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 2-я четверть
2/1
| Танцевальность в вокально-инструментальной музыке. Цель:Создать условия для того, что бы учащиеся могли услышать «танцевальность»,как качество музыки в потоке инструментальной музыки.
| Мелодия из 3 ч. Пятой симфонии Л. Бетховена, «Царь Горох» из балета Р. Щедрина «Конек – Горбунок», «Песня Бременских музыкантов» муз. Г. Гладкова. «Неоконченая симфония» Ф. Шуберта
| Ознаком
ление
| Продолжить изучение и расширить знания о танцевальности как качестве музыки.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/2
| Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке. Цель:Создать условия для знакомства с мазурками Ф. Шопена, произведениями С. Прокофьева; обобщение темы.
| Прелюдия № 7 и № 20 Ф. Шопен, Мелодия из 3 ч. Пятой симфонии Л. Бетховена, «Песня Бременских музыкантов» муз. Г. Гладкова.
| Беседа
| Усвоить основные характеристики маршевости. Вырабатывать стремление к достижению маршевого характера звучания мелодии в упругом маршевом ритме.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/3
| Зерно интонации Цель:Создать условия для понимания «зерна-интонации» в музыкальных произведениях. Дать понятиетоники-завершённости.
| «Болтунья» С. Прокофьев, «Барабан», «Кто дежурные» Кабалевский.
| Ознаком
ление
|
Освоить выделение зерна-интонации из музыкальных произведений. Научиться слушать, как музыка выражает различные черты человеческого характера.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/4
| Выразительные и изобразительные интонации. Цель:Создать условия для понимания учащимися, как интонация вбирает в себя самые яркие характерные грани образов
| . «Три подружки» («Резвушка», «Плакса», «Злюка»,) «Кузнец» Арсеева «Кукушка» ш. н. п.
| Беседа
| Усвоить значение тембра -как выразительной краски в музыке, влияющей на яркость интонации.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/5
| Интонация основа музыки. Цель: Создать условия для проверки усвоенного материала. Обобщение темы; знакомство с нотной запись
| Примеры выразительных и изобразительных интонаций ч4 б2 м2 «Кукушка» ш.н.п. «Кузнец» Арсеева, барабан; фрагменты симфонической сказки «Петя и волк» С. Прокоф. «Колыбельная П.Чайковского. К.Жанекен «Пение птиц»
|
| Определить качество усвоенного материала.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/6
| Интонация и развитие – коренные основы музыки. Цель: Создать условия для знакомства с понятием и видами музыкального развития. Выработка точного интонирования в сопоставлении dur moll.
| Темы петушка, звездочета, царя Додона, воеводы Полкана из пролога оперы «Золотой петушок» Н. Римский – Корсаков, «Кукушка», «Котенок и щенок». Попотенко. «Кукушка» ш. н. п. «Арагонская хота» М. И. Глинки. «Котенок и щенок» Попотенко.
|
| Освоить темповое развитие.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 2/7
| Сходство и различие интонаций в процессе развития музыки. Цель: Создать условия для знакомства с развитием музыки на примере симфонической сказки С. Прокофьева
| «Почему медведь зимой спит» Книпера. «Петя и волк» С. Прокофьева – развитие темы «Пети», «Марш» Ф. Шуберт
| Беседа, урок-концерт
| Освоить динамическое, регистровое развитие. Усвоить темповое развитие в музыке.
| Новогодние песни
| Групповая, индивидуальная
| 3-я четверть.
3/1
| Ладовое и динамическое развитие музыки. Цель: Создать условия чтобы учащиеся могли научиться давать сравнительную характеристику, опираясь на знания средств музыкальной выразительности.
| «Почему медведь зимой спит» Книпера. «Петя и волк» С. Прокофьева – развитие темы «Пети», «Марш» Ф. Шуберт
| Ознаком
ление
| Освоить ладовое развитие в музыке и закрепить знания ребят о динамическом развитии.
| Песенка о маме
| Групповая, индивидуальная
| 3/2
| Развитие музыки Цел: Создать условия, что бы учащиеся могли проследить за развитием в народной песне и классической музыке.
| «Почему медведь зимой спит» Книпера. «Петя и волк» С. Прокофьева – развитие темы «Пети», «Марш» Ф. Шуберт
| Беседа
| Определить качество усвоенного материала.
| Песенка о маме
| Групповая, индивидуальная
| 3/3
| Развитие вокальной и инструментальной Интонации. Цель: Создать условия для усвоения ос принципщв развития в народной музыке и в произведениях композиторских (повтор, контраст, вариационность.)
| «Во поле береза стояла» р. н. п.. «Купание в котлах» сцена из балета Р. Щедрина «Конек горбунок», «Синичка» Красев. Песня пастушков «Жарко пахать»
| Беседа
| Уметь выделять в музыке: повтор, контраст, вариационность.
| Родная песенка
| Групповая, индивидуальная
| 3/4
| Развитие музыки Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся ощутили в музыке ясное движение мелодии к вершине. Понимали что такое кульминация, образный контраст.
| «Тихо – громко» Арсеев, «Во поле береза стояла», финал четвертой симфонии П.И. Чайковского, «Синичка» Красев.
| Беседа
| Уметь слышать и выделять в музыке кульминацию. Понимать что такое образный контраст.
| Родная песенка
| Групповая, индивидуальная
| 3/5
| Развитие музыки Цель: Создать условия для отработка умения петь на «цепном» дыхании. Закрепить понятие «мажор» и «минор».
| . Прелюдия № 7, № 20 Ф. Шопен, «Со вьюном я хожу», «Любитель – рыболов» муз. Старакодомского
| Беседа
| Ощутить ладовое развитие в музыке и передать в хоровом исполнении.
| Солнышко проснется
| Групповая, индивидуальная
| 3/6
| Разнообразные приемы развития музыки. Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся научились слышать развитие одного зерна интонации.
| «Вальс», «Пьеса» (Алегретто) Ф. Шуберт, «Со вьюном я хожу», «Игра в слова», «Звонкий звонок»
| Беседа
| Выделять в музыке зерно интонации и следить за его развитием.
| Солнышко проснется
| Групповая, индивидуальная
| 3/7
| Разнообразные приёмы развития музыки. Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся могли про следить за развитием чувств в музыке, с её выразительным и изобразительным развитием.
| «Утро», «В пещере горного короля» Э. Григ, «Со вьюном я хожу», «Любитель – рыболов» муз. Старакодомского
| Беседа
| Уметь слышать в музыке: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя.
| Если с другом вышел путь.
| Групповая, индивидуальная
| 3/8
| Темповое развитие музыки. Цель: Создать условия для знакомства с темповым развитием музыки.
| «Утро» Э. Грига, «Песня Сольвейг», «Танец Анитры», «Со вьюном я хожу», «Любитель – рыболов» муз. Старакодомского. ».
| Беседа
| Усвоить разные музыкальные темпы, которые играют важную роль в создании музыкального образа.
| Если с другом вышел путь.
| Групповая, индивидуальная
| 3/9
| . Интонация и развитие – основа музыки. Цель: Создать условия для того, что бы учащиеся могли про следить за развитием каждого действующего лица сказки в отдельности и за развитием всей сказки в целом.
| «В пещере горного короля», «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига « Фермер Джон» О. Юдахиной.
| Беседа
| Усвоить важность музыкального развития, для создания симфонической сказки, как отображения частицы жизни.
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 3/10
| Одночастная форма Цель: Создать условия для закрепления понятия об одночастной форме и ее структуре (деление на фразы). Работа над чистотой интонации и над дыханием.
| «Петя и волк» – симфоническая сказка С. Прокофьева.
| Урок-концерт
| Усвоение простейших музыкальных форм: I - частная II – частная III - частная
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 4-я четверть.
4/1
| Двухчастная и трехчастная форма. Цель: Создать условия для закрепления в сознании учащихся, что смена частей в музыке связана с изменением характера музыки.
| Главная тема «Песни Сольвейг» Э. Григ, «Пастушья песня». Главная тема 3-й части Шестой симфонии (маршевый эпизод) П.И. Чайковский, «Фермер Джон». О. Юдахиной.
| Ознаком
ление
| Усвоение простейших музыкальных форм: I - частная II – частная III - частная
| Мир, в котором мы живем
| Групповая, индивидуальная
| 4/2
| Форма рондо Цель: Создать условия для знакомства учащихся с принципом построения формы рондо: чередование главной темы с контрастными эпизодами.
| «Песня Сольвейг» Э. Григ, «Пастушья песня», «Ария Сусанина» М. Глинка.
| Беседа
| Освоение формы рондо.
| Мир, в котором мы живем
| Групповая, индивидуальная
| 4/3
| Вариативная форма Цель: Создать условия для раскрытия принципов построения вариативной формы в музыке.
| «Пастушья песня», «Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Спящая княжна» А. Бородин.
| Беседа
| Освоение вариативной формы.
| Песенка друзей
| Групповая, индивидуальная
| 4/4
| Вариативная форма Цель: Создать условия для закрепления понятия «вариации».
| «Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Спящая княжна» А. Бородин, «Со вьюном я хожу», «Камаринская».
| Беседа
| Самостоятельное построение вариации.
| Мир, в котором мы живем
| Групповая, индивидуальная
| 4/5
| Разнообразие форм в музыке. Цель: Создать условия для проверки знаний ребят о принципах построения музыкальных форм.
| «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт», Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Со вьюном я хожу», «Крокодил и чебурашка».
| Ознаком
ление
| Определить качество усвоенного материала.
| Песенка друзей
| Групповая, индивидуальная
| 4/6
| Обобщающие уроки четверти и года. Цель: Создать условия для проверки знаний ребят о выразительном значении различных музыкальных форм, о принципах изложения музыкального содержания.
| «Песенка о капитане» М. Дунаевский, увертюра Дунаевского к к\ф «Дети капитана Гранта
| Викторина
| Определить качество усвоенного материала.
| Песенка друзей
| Групповая, индивидуальная
| 4/7
| Обобщение изученного за год
( 3 урока)
| «Кузнец» Арсеев, «Вальс» Шуберт, Зачем нам выстроили дом» Кабалевский, «Арагонская хота», песни по выбору.
| Урок-концерт
| Определить качество усвоенного материала.
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| 4/8
| Обобщающие уроки четверти и года. Цель: Создать условия для выявления сходных и контрастных интонаций, проследить за развитием музыки.
| музыка по желанию учеников
| Урок-концерт
| Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.
| Исполнение песен
| Групповая, индивидуальная
| |