МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2-МНОГОПРОФИЛЬНАЯ»
г. Нижневартовск
Разработали урок учителя биологии
высшей квалификационной категории
Абдулова Г.Х.
Борисова Е.А. Тема урока: « Строение эукариотической клетки» Цель урока:
- формирование компетенций обучающихся по морфологии, анатомии, физиологии растений (работа с микропрепаратами) для подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ;
- мотивация сознательного выбора будущих профессий, связанных с биологическим профилем.
Задачи:
Образовательные:
· углубление ранее полученных знаний о клетке, ее органоидах и их функциях;
· формирование единой картины живой природы;
· формирование практических умений и навыков работы с компьютером; ЦОР.
Развивающие:
· активизация учебно-познавательной деятельности, интереса к предмету, за счет использования информационных технологий;
· развитие логического мышления;
· развитие информационной компетентности.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к познанию живой природы.
Методы: словесно-наглядный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Оборудование:
таблицы «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки», раздаточный материал к уроку, микропрепараты, лабораторное оборудование, компьютер, мультимедийный проектор, документ-камера, интерактивная доска, ноутбуки, цифровые микроскопы.
Мультимедийное обеспечение:
компьютерная презентация урока;
флеш-ролики. Ход урока
1.Организационный момент.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель: Наше занятие сегодня посвящено повторению темы «Строение эукариотической клетки». Данная тема является вторым блоком в кодификаторе экзаменационной работы по биологии. Поэтому этот урок направлен на подготовку к ЕГЭ.
3.Актуализация знаний.
Учитель: На первом этапе нашего урока проверим знание строения эукариотической клетки, функции органоидов клетки.
На компьютерное тестирование приглашаются 7 человек, не забудьте записать свой результат в оценочный лист. На работу отводится не более 7 минут.
Все остальные работают устно.
Учитель: в основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. На основании этого принципа выделяют 3 группы органоидов – назовите их.
Ученик: немембранные, 1- и 2-мембранные органоиды.
Учитель: предлагаю выполнить задание на интерактивной доске «распределите органоиды по группам» с проговариванием (приложение 1). Каждая из этих структур обладает определенной функцией. Следующее задание заключается в установлении соответствия функций этим органоидам (приложение 2).
4.Обобщение и систематизация знаний
Итак, как мы уже с вами отметили – в основе структурной организации клетки лежит мембранный принцип строения. Клетка в основном построена из мембран. Каким свойством обладает мембрана?
Ученики – избирательной проницаемостью.
Учитель – правильно, мембрана полупроницаема. Осуществляет транспорт веществ. В ходе предстоящей практической работы вы пронаблюдаете движение воды в результате плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Учитель: Что такое плазмолиз?
Ученик: Плазмолиз – это отделение пристеночного слоя цитоплазмы от оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды.
Учитель: этот процесс обратим. Увеличение объема цитоплазмы до исходного уровня называется деплазмолизом.
Что необходимо использовать, чтобы вызвать плазмолиз в растительной клетки?
Ученик: гипертонический раствор, например раствор поваренной соли. Произойдет диффузия воды через оболочку в сторону раствора с более высокой концентрацией из области раствора с низкой концентрацией.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Выполнение практической работы «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».
Работаете в парах, результаты оформляете в маршрутном листе. Делаете выводы. Одна группа работает с цифровым микроскопом. Ваша задача сфотографировать плазмолиз и деплазмолиз. И представить снимки классу на интерактивную доску.
На работу отводится 10 минут.
6. Контроль усвоения, обсуждение итогов проделанной работы
Демонстрация фотографий.
Вывод: Плазмолиз – это отделение пристеночного слоя цитоплазмы от оболочки растительной клетки вследствие утраты ею воды. Плазмолиз вызывает гипертонический раствор вещества. Плазмолиз – обратимый процесс.
Учитель: после слишком длительного плазмолиза деплазмолиз не происходит, т.к. нарушается проницаемость мембран.
Скажите, а в организме человека, в его клетках может происходит примерный процесс? Посмотрите на слайд, когда это может произойти?
Ученик: Плазма крови имеет относительно постоянный солевой состав – 0,9% приходится на поваренную соль. Если произойдет изменение концентрации солевого состава, могут произойти необратимые процессы: при повышении концентрации соли в плазме эритроциты сморщиваются, так как вода из них выходит наружу, а при понижении концентрации соли в плазме эритроциты набухают, их оболочки разрываются. Следовательно, постоянство солевого состава плазмы обеспечивает нормальное строение и функцию клеток крови.
Учитель: Этот пример показывает, что при введении в кровь лекарственных веществ нужно всегда заботиться о том, чтобы солевой состав вводимых растворов по концентрации соответствовал составу плазмы. Поэтому лекарства для введения в кровь готовят на физиологическом растворе. Физиологический раствор вводится также людям, потерявшим большое количество воды, для сохранения их жизни. Поддержание нормального уровня хлорида натрия в плазме — важная задача организма. Повышение или понижение содержания солей натрия в плазме опасно для здоровья и жизни человека. Находящийся в море и лишенный пресной воды человек погибает оттого, что в его крови увеличивается содержание солей, и прежде всего хлорида натрия. Вода из клеток и тканей устремляется в кровь, и организм обезвоживается. Потеря с потом большого количества хлорида натрия, а с ним и воды также приводит к нарушениям в деятельности организма.
Клетка – это биологическая система. Где еще, кроме медицины, необходимы знания данной темы?
Ученик: Клетки растительных и животных тканей являются объектами биотехнологии. Их выращивают на питательных средах в специальных биореакторах. Клетки растений и животных, помещенных в питательную среду, содержащую все необходимые для жизнедеятельности вещества, способны делиться. Это дает возможность с помощью клеточных культур получать ценные вещества.
Клетки растений способны при определенных условиях сформировать полноценное растение. Так можно размножать редкие и ценные растения. Это позволяет создавать безвирусные сорта картофеля и других растений.
Учитель: выращиваемые на искусственных питательных средах клетки и ткани растений составляют основу разнообразных технологий в сельском хозяйстве.
7. Рефлексия:
Итак, мы с вами выполнили
примерные задания из части А и В КИМа ЕГЭ по теме «Клетка как биологическая система»,
практическую работу «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».
рассмотрели области применения знаний по цитологии.
Сегодня за урок получили отметки: ………………………..
8.Домашнее задание:
По блоку «Клетка как биологическая система» выполнить тест в рабочих тетрадях. |