Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 75.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.05.2014
Размер75.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Пиастро М.Д., учитель информатики

МОУ «Гимназия № 88»,

Омск, Омская область, Россия



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В МОУ «ГИМНАЗИЯ № 88»
Наряду с другими информационно-коммуникационные технологии в течение длительного времени, не менее 7 лет, используются учителями и учащимися гимназии. Сначала о теоретических предпосылках, лежащих в основе наших действий. Ещё в конце 1981 года в Новосибирском Академгородке из рук действительного члена АН СССР Андрея Петровича Ершова был получен препринт его выступления на 3 Всемирной конференции ИФИП и ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении, 27-31 июля 1981 г., в Лозанне «Программирование – вторая грамотность». Сошлёмся на эту замечательную работу: “Профессор Массачутетского университета Пейперт предсказывает всестороннее вторжение ЭВМ в мир ребенка, когда машина станет интеллектуальным орудием, применяемым ребенком с той же непосредственностью, с какой он использует перо и карандаш, но с гораздо большим разнообразием. Интерпретируя наблюдения Ж. Пиаже над тем, что ребенок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно при условии, что окружающий его фон достаточно богат, - профессор Пейперт показал, что компьютеризация этого фона создаст новую, невиданную ранее операционную обстановку”.

Классики ещё в то отдалённое время выделили самое главное в компьютеризации образования: создание невиданной ранее операционной обстановки. И такая обстановка появилась. Хотелось бы выделить 2 этапа в развитии этой обстановки: локальный и глобальный. Локальный период характеризуется отсутствием в школах, у учителей и учащихся Интернета. В этот период, который в гимназии начался в 2001 году, обучающие программы, энциклопедии распространялись на дисках. Учителя гимназии научились применять эти программы на своих уроках. Вставка в урок экспериментов с физическими моделями, показ моделей биологических объектов, показ видеоматериалов, иллюстрирующих природные явления или физические эксперименты, просмотр фрагментов экранизаций литературных произведений, изучение представленных редких исторических текстовых, фото- и видеодокументов -  повысили интерес учащихся, как и было предсказано. Учащиеся стали оформлять свои домашние работы в виде презентаций и тексто, содержащих цитаты и репродукции из энциклопедий, видеофрагменты или фоторепортажи своих опытов и других исследований. При всем положительном влиянии расширения операционного поля учителей и учащихся проявился недостаток существовавшей тогда локальной компьютерной системы: ученик не мог дома посмотреть то, что учитель показывал ему на уроке. Да и исследовательские работы учащиеся обсуждали только на уроках на стадии презентации, а не на стадии разработки, что намного эффективней для процесса обучения.   

Многое изменилось, когда Интернет стал доступнее. Учащиеся и учителя получили возможность пользоваться им дома. Школьный Интернет не в счёт. Он непригоден для использования на современном уроке (скорость 128 kbit/s говорит сама за себя). И операционная обстановка взорвалась! Мы получили свободный доступ ко всё большему и большему количеству ресурсов во всём мире и даже получили возможность создавать свои доступные всем участвующим в процессе обучения! И, что важно, значительно расширилась возможность для совместной работы над этими ресурсами. Именно об этом говорится в другой цитате той же работы А. П. Ершова: «В докнижный период единство слова и дела осуществлялось естественно и постоянно. Накопление опыта и знания было совмещено с прямым и постоянным контактом старшего учителя и младшего ученика. Конечно, это была не оптимальная схема обучения, т.к. при этом сужалась база для формирования общих понятий и построения теории предмета обучения, но зато и не возникало проблемы перехода от знания к действию, поскольку момент истины ощущался не умственным озарением, а достижением цели». Многолетний личный опыт подтверждает, что совместная работа учителя и ученика приносит очень хорошие результаты. При этом наличие Интернета не сужает базу для формирования общих понятий, а наоборот, значительно расширяет её.

В процессе освоения Интернета было замечено, что в нём качественно меняется структура документов, описывающих знания. Обычные плоские тексты, такие как учебники, тетради, справочники, художественная литература, легко превращаются в многомерные гипертексты, иллюстрируемые разнообразными рисунками, фотографиями, сложными диаграммами, видео, аудио. Такие тексты получаются более выразительными и, исходя из психологических особенностей детей, воспринимаются ими лучше. Поэтому и знания, представленные в виде многомерных, хорошо иллюстрированных, особенно видео- и аудио- иллюстрациями, компьютерных текстов усваиваются ими лучше. Компьютер и Интернет позволяют находить, изучать, цитировать в своих работах ранее недоступные тексты, аудио, видео, рисунки и т.п., находящиеся в удалённых библиотеках и хранилищах. Таким образом, в процессе обучения начала меняться технология получения и оформления полученных знаний, в которой мы выделили:

  1. Создание невиданной ранее операционной обстановки обучения.

  2. Новую многомерную мультимедийную структуру документов.

  3. Расширение возможностей сотрудничества учеников и учителей в совместной работе.



Применение информационно-коммуникационных технологий потребовало создания сайта гимназии. Исследовав различные возможности хостинга, в феврале 2008 года мы выбрали виртуальный выделенный сервер от FirstVDS, работающий под управлением FreeBSD. Установили там CMS Drupal и получили первый опыт создания сайта. Особо продвинутые учителя создали личные страницы, на которых разместили отдельные свои методические разработки. Учащиеся одиннадцатых, десятых, седьмых классов создали свои книги (в Drupal несколько связных страниц могут объединяться в книги) с творческими работами. Именно тогда мы попробовали выполнять домашние задания на сайте. Для этого учащиеся создали книги Drupal, назвав их тетрадями по информатике. В них выполняли задания, учитель проверял и комментировал. Опыт не был особо ярким, т.к. нам не удалось использовать видео и аудио. Домашние задания и учительские комментарии к ним представляли собой простые гипертексты, иллюстрированные рисунками, фотографиями. Однако был получен опыт совместной работы в Интернете. За короткое время удалось сконструировать и опробовать структуру сайта, собрать большое количество ссылок на обучающие ресурсы, провести опросы, организовать обсуждения актуальных проблем на форумах, привлечь к общению учителей, большое количество учеников и их родителей, выпускников прошлых лет, Однако через год стало понятно, что затраты на ведение постоянно развивающегося сайта в CMS Drupal превышают наши скромные возможности. К тому же мы почувствовали необходимость использовать не только обычные текстовые документы, но и электронные таблицы, презентации. Т.е. унифицировать работу на локальном компьютере и в Интернете. Параллельно с использованием Drupal мы исследовали и другие возможности ведения сайта гимназии. Сервисы Google всегда были в поле нашего зрения. И, наконец, пришло время, когда мы доросли до их использования: возможность создавать и редактировать текстовые документы, электронные таблицы, презентации, хранить альбомы рисунков и фотографий, видео и всё это публиковать на личном сайте или в блоге. На этом сайте великолепно поддерживается конфиденциальность данных. Много лет используя в гимназии Unix – подобные ОС, мы сполна оценили систему защиты и делегирования прав на просмотр, изменение документов в Google. Наряду с большими возможностями, нас привлекла бесплатность сервисов Google.

Как организован сайт гимназии? Все субъекты гимназии: директор, завучи, учителя, ученики, родители учеников регистрируются на Google, создают свои документы, публикуют их на своих сайтах. А эти сайты интегрируются на школьном портале. Основу содержание сайта, как нам кажется, должны составлять творческие работы учителей и учащихся. При этом одним из основных направлений работы учителей должен быть поиск обучающих ресурсов и не просто их публикация, а вставка в свои творческие методические разработки. Это очень кропотливая и нужная работа, т.к. новые ресурсы появляются регулярно, и основная задача учителя состоит в том, чтобы показать учащимся, «что такое хорошо и что такое плохо». Учитель своим примером использования ресурсов Интернета воспитывает у учащихся культуру использования мирового опыта. А опыт этот, как известно, не всегда нравственен. И запреты в Интернете менее эффективны, чем воспитание. Большой психологический барьер возникает при создании ресурсов учителей старшего поколения. Очень сложно людям, десятилетиями отлично выполнившими свои обязанности, доказать, что те же обязанности надо выполнять по-другому. Необходимо показать несколько удачных примеров, убедить в необходимости создания подобных ресурсов, провести обучение. В качестве одного из примеров создаётся сайт учителя информатики. Этот сайт содержит большое количество ссылок на различные обучающие ресурсы по информатике. В разработке находятся разделы по программированию на С и в Scratch. Обучение программированию на С во многом опирается  на материалы сайта. Для выполнения домашних заданий по программированию на С используется тот виртуальный сервер, на котором был размещён наш первый Web-сервер. Учащиеся связываются с ним по ssh и пишут программы во FreeBSD так же, как и в Linux в школе. На сайте также размещены тексты выступлений преподавателя на семинарах, педсоветах, конференциях, отчёты о результатах работы и заинтересовавшие преподавателя материалы из различных сфер жизни, которые создают представление о преподавателе, раскрывают его человеческие качества. Другим примером явился сайт семинара: «Использование информационно-коммуникационных технологий в урочной и внеурочной деятельности». Многое из того, что было приготовлено к семинару, удалось разместить на сайте, но значительная часть очень хороших разработок коллектива гимназии не нашла своего отражения. И причина этого кроется в некоторой разнице работы на локальном компьютере и в Интернете. То, что отлично шло в локальной сети гимназии, не было пригодно для показа в Интернете. Учитывая ошибки, допущенные при подготовке семинара, создавался сайт августовского педсовета. Создание ресурсов учащихся оказалось намного легче. У учащихся есть навыки работы в Интернете, им предлагаются задания, которые они и выполняют. Сейчас учащиеся 8 "а" класса имеют тетради для работ по информатике, презентации с творческими работами по различным предметам, которые опубликованы на их личных сайтах. Если вы зайдёте на сайт гимназии, то, увидев удачные и провальные работы, поймёте, что мы только в начале пути, и путь этот тернистый и длинный.

Учитель - главный человек в процессе обучения, поэтому, если мы хотим изменить способы получения и представления знаний, то начинать надо с учителя. Назрела необходимость предоставить учителям возможность пользоваться медиатекой и Интернетом и дома при подготовке к урокам, и в школе на уроке. Небольшой ноутбук весом не более 1,5 кг, так чтобы его можно было носить из школы домой, установить на него программы медиатеки, необходимые по предмету, был бы здесь очень к месту. Высокоскоростной Интернет школе чрезвычайно необходим. На наш взгляд, задачи, стоящие перед педагогами, формирующими будущую интеллектуальную элиту страны, глобальны, поэтому затраты на проведение обучения учителей и стимулирование их работ считаем архинеобходимыми и безотлагательными.
Список сайтов:

  1. Архив Андрея Петровича Ершова http://ershov.iis.nsk.su/russian/index.html

  2. А. П. Ершов Программирование - вторая грамотность” http://ershov.iis.nsk.su/russian/second_literacy/article.html

  3. Сайт МОУ «Гимназия № 88» г. Омска http://sites.google.com/site/gimnazia88gomsk/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск