Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 115.08 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации05.05.2014
Размер115.08 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок




Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 568


Фасилитаторская деятельность учителя

при организации уроков по изучению романа

А.С.Пушкина «Дубровский».

Козлицкая Вера Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

учитель высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ

Санкт-Петербург
2012

Каждому учителю хорошо известно, что задача его деятельности в школе сводится не только к развитию интеллекта, личностных коммуникативных качеств ученика, но и к созданию таких условий в изучении предмета, при которых раскрылся бы творческий потенциал учащегося, его индивидуальные способности.

При традиционном ведении уроков учитель сам выдает необходимую информацию, самостоятельный же поиск информации гораздо сильнее мотивирует ученика и обеспечивает более эффективное усвоение информации и приобретенных навыков.

В условиях, когда эта информация доступна каждому ученику, учитель выполняет роль фасилитатора, то есть ведущего, основная задача которого состоит в стимулировании и направлении процесса поиска и анализа информации. Учитель-фасилитатор не предлагает готовых решений, он предоставляет средства, с помощью которых они будут достигнуты.

При организации чтения на уроках литературы очень важно позитивное влияние на ученика и класс в целом с целью создания благоприятной атмосферы, стимулирования и поддержания потребности обращения к художественному произведению. Это фасилитаторская функция учителя, который создаёт комфортные условия для самостоятельного осмысленного чтения: учащиеся больше говорят с учителем и между собой, более инициативны в речевом общении, задают вопросы учителю, больше времени заняты решением поставленных задач. Учитель-фасилитатор осуществляет дифференцированный, творческий подход к учащимся, уделяет внимание их переживаниям, чаще использует мысли учащихся в своей работе, даже чаще улыбается на уроках, потому что радуется успехам детей. Успехам, которым сам учитель во многом способствовал.

Цель настоящей работы – раскрыть возможности учителя-фасилитатора при организации уроков литературы.

Задачи:

  • Показать разнообразные виды деятельности учителя на уроке литературы;

  • Раскрыть этапы исследовательской работы учащихся;

  • Показать возможности Интернета для поиска информации, необходимой для урока.


Рассмотрим фасилитаторскую функцию учителя при организации уроков по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

Роман изучается в 6-ом классе, и далеко не все учащиеся могут самостоятельно постичь и проблемы, поднятые в романе, и глубину авторской мысли. Выделение основных событий романа (ссора, суд, пожар, Владимир Дубровский в доме Троекурова, любовь, венчание, последний бой), обнаружение их логической связи, мотивы поступков героев —таковы цель и содержание первого разговора о романе. При организации работы с учащимися использовались возможности Интернета, в котором дети нашли и иллюстрации Дементия Алексеевича Шмаринова к роману, и оформленные разными художниками обложки романа «Дубровский»», и художественный фильм-экранизацию режиссёра Александра Викторовича Ивановского (1936г.). Учителю важно было поощрять детей, быть с ними дружелюбным, а само учение организовать не как трансляцию информации, а как фасилитацию (активизацию, обеспечение и поддержку) процессов осмысленного исследования.

Презентация, которую готовили учащиеся, назвали так: «Месть как основа конфликта в романе А.С. Пушкина «Дубровский».

Вместе определили цели уроков:

  • Показать, что побудило главного героя встать на путь мщения.

  • Проследить, как меняется характер главного героя под влиянием обстоятельств, приведших его к осуществлению мести.

  • Раскрыть понятие «благородный разбойник» и причины, заставившие автора отказаться от романтического финала романа.

Вместе готовили, обсуждали кадры презентации. Выяснили, что

необходимо толкование самого понятия «Месть».

Кадры презентации:

  1. Толкование понятия

Месть -- это намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Жажда мести. Кровная месть. (Из толкового словаря Ушакова).

При вхождении в текст начиналась работа с так называемого просмотрового чтения. Перед учащимися демонстрировались обложки романа, а затем были предложены вопросы:

  1. Какая обложка кажется вам интересней? Почему?

Что изобразил художник на фоне дерева в левой части, в правой? Почему дерево в обоих случаях выбрано художником как основной фон?

Каким мы видим Владимира Дубровского, мститель он или человек, который не принял решения?



На второй обложке перед нами благородный разбойник, он отказался от мщения и выбрал любовь. Художник изобразил свидание в беседке. О каком свидании может идти речь?
3.
Третья и четвертая обложки - полотна известных художников В.Д. Поленова и В.В. Пукирева («Бабушкин сад» и «Неравный брак»). Могут ли они быть иллюстрациями к роману А.С.Пушкина? Почему оформитель «убрал» женские фигуры с картины, оставив усадьбу? Как вы думаете, кому она принадлежит? (Усадьба Троекурова - место, где «разогревается» месть героя). Первые главы романа переносят нас в барскую усадьбу.

Начинаем работу с иллюстрациями художника Д.А. Шмаринова. Задания к ним:

- Как можно озаглавить эту иллюстрацию?

Подберите цитатный материал из текста.

( Дети сами подбирают необходимый материал.)

4. «…один Дубровский молчал и хмурился»

«Псарня чудная, вряд ли людям вашим житье такое ж, как вашим собакам»)

Удалось ли художнику показать, кто виновник конфликта, вспыхнувшего внезапно между старинными приятелями?

Рассматривая иллюстрацию, отмечаем: псарь, гости, хозяин - все насмехаются над Дубровским, он очень недоволен. Но причина его недовольства вовсе не сочувствие к положению крестьян соседа: его достоинство уязвлено, так как он понимает, что перед ним люди, для которых важна только имущественная составляющая, но не сам человек (малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, до которых он был большой охотник).
Вначале и Владимир Дубровский не думал ни о чём, кроме собственного удовольствия, денег и, быть может, славы. Но после трагически сложившихся обстоятельств: суда, смерти отца, пожара - Дубровскому пришел в голову замысел о мести своему обидчику – помещику Кириле Петровичу Троекурову.


5. Что выделяет художник на следующей иллюстрации, на чем акцентирует наше внимание? Как озаглавим эту иллюстрацию? ( У Владимира, говорят дети, начинается другая жизнь).

Ищем в тексте романа предложения, которыми можно озаглавить иллюстрацию («Я здесь уже не хозяин», или «Завтра должен буду я оставить дом», «…пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня»).

Последняя ночь в родительском доме (глава 6 романа - переломная в судьбе героя).

Работу с учащимися по 6-ой главе романа можно начать с составления киносценария, который воспитывает навыки медленного, вдумчивого чтения. Его предваряют вопросы:

Почему Дубровский решает сжечь дом? Отчего этого хотели дворовые? Почему герой хочет спасти приказных? Почему Архип людей погубил, а кошку спас?

Названия эпизодов (фрагменты) получившегося киносценария:

1.Разговор с Архипом

2.Обход дома.

3.Поджог.

4.Гибель приказных.

5.Спасение кошки.

6.Пепелище.

Далее учитель предлагает посмотреть фрагмент худ. фильма «Дубровский»(1936г. ) режиссёра А.В.Ивановского (его условно можно назвать «Пожар») и даёт опережающее задание:

- Сравните фрагменты получившегося сценария с кадрами на экране. Какого эпизода нет в экранизации? (Обращаемся ещё раз к тексту 6-ой главы, в фильме нет эпизода, где Архип спасает кошку). Что было важно показать Пушкину? Обращаем внимание на символическую связь в тексте: от свечи Дубровского Архип зажёг фонарь, от фонаря — сено, дом запылал, а искры горящего дома запалили деревню. В кадрах фильма этого нет. А смысл цепочки таких действий важен.

Но в романе не месть, а любовная линия самая главная и привлекательная, это понимают дети. Организуем работу по второму тому романа. Предлагаем учащимся рассмотреть портреты актрис, сыгравших роль Маши Троекуровой в разное время:

- Какая актриса, по-вашему, наиболее близка образу Маши? Почему?


6.



Марина Зудина в фильме В.А. Никифорова (1989 года)

«Благородный разбойник Владимир Дубровский»

7.



Григорьева Галина Константиновна
в роли Марьи Троекуровой в фильме «Дубровский» режиссёра А.И.Ивановского (1936г.)

Вскоре «благородному разбойнику» пришлось отказаться от возмездия.

Что же так в корне изменило его судьбу? Учащиеся отмечают: Дубровский отказался от мщения, как от безумства. Благородство разбойника в том, что он пошел на преступление, но не потерял своей чести, смог простить во имя любви.

8.


Обращаемся вновь к иллюстрации, теперь уже теневой, художника Е.Е. Лансере, где изображено свидание героев. Ученик, который получил задание накануне, рассказывает, как изменилась судьба Владимира Дубровского, начиная с первых глав романа (столичный мот, который играл в карты, тратил деньги отца, ни о чём не думал, надеясь найти богатую невесту. После смерти отца он стал разбойником, чтобы отомстить обидчику. Но как только впервые увидел Машу, он понял, что дом, где назначал «вспыхнуть пожару», священ. Дубровский становится «благородным разбойником» ): «Всё кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству – в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце моё смирилось».

Вопросы к учащимся:

- Но отражает ли эта иллюстрация развязку и финал романа? На кадре презентации появляются подписи:Столичный мот, мститель, благородный разбойник или иная судьба? Какому образу она соответствует?

Можно обратиться ещё раз к тексту (главы 13, 15 романа) и поработать с иллюстрацией Д.А.Шмаринова: 9.

- Как вы думаете, какое свидание изобразил художник? Вглядимся в лица, позы героев. Как Маша отнеслась к признанию Дубровского во время первого свидания (глава 13)? Учащиеся находят ответ в тексте, ссылаясь на строчки: «Он схватил её руку и прижал к пылающим устам», «Марья Кириловна стояла неподвижно, Дубровский воротился и снова взял её руку», «Марья Кириловна плакала молча». Вновь обращаемся к подписям на иллюстрации Лансере и подводим учащихся к мысли, что Владимир Дубровский не вписывается в рамки литературного типа «благородный разбойник». Завязка любовного сюжета романтична, напоминает приключенческий роман: есть дупло дуба, кольцо для связи с возлюбленной, связные, толпа вооружённых разбойников во главе с « человеком в полумаске», но несчастная невеста со всеми её романтическими надеждами оказывается обвенчана с ненавистным князем. У романтического героя не бывает осечек, жизнь слушается его.

Пушкин же отказался от романтического финала, так как основу романа составляет изображение подлинной русской действительности… Но главное в нём не романтический сюжет. Он на наших глазах «ломается». Вместе ищем – почему. Главное-то, видимо, то, что содержится в финале, предпоследней главе.

В этой главе торжествует добро. Любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Любые муки снесет, кроме мук совести: «Ради Бога, не трогайте его, я не хочу быть виною… ужаса». Думаем вместе.
10.


Здесь на иллюстрации Шмаринова - самый важный довод, только в этом надо разобраться, дав важный последовательный комментарий.

-Что важно в этом эпизоде? Чья роль главная? Предлагаем учащимся сопоставить черновой вариант и окончательный текст романа.
В черновике: Окончательный вариант:

«Но теперь, говорю вам, «Но теперь, говорю вам,

теперь поздно. Пустите меня.» теперь поздно. Пустите нас. »

- Как изменение одного слова повлияло на смысл всей сцены?

«Нас» означало «вместе с мужем», потому что для Марии семья - святое понятие («Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского»). Она дала клятву Богу. И Пушкину важно было показать эту добродетель смирения и покорности воле Божией, эта черта любимых женских пушкинских героинь, о которых речь впереди, когда мы обратимся к «Капитанской дочке» и «Евгению Онегину». Очень важно, что о таинстве венчания может рассказать учащийся, заранее «пообщавшийся» с учителем. А если это будет ученик, считающий себя слабым, а его ответ будет аргументированным и убедительным, то победа будет двойная.

11.




Последняя глава романа даёт возможность ещё раз обратиться к образу «благородного разбойника». Отдельным учащимся даётся задание: «Подберите в тексте цитатный материал, который помогает сформулировать ответ на вопрос «остался ли Дубровский «благородным разбойником?»: «Дубровский приставил фитиль, выстрел был удачен: одному оторвало голову, двое были ранены», «Дубровский…приставил пистолет ко груди и выстрелил, офицер грянулся навзничь, несколько солдат подхватили его на руки и спешили унести в лес…».

Дети понимают, что перед нами далеко не благородный разбойник. Давно ли Дубровский мог успокаивать совесть тем, что в убийствах его никто не может обвинить: «Знайте, что Дубровский сам был гвардейским офицером, он не захочет обидеть товарища» (таким он предстаёт в рассказе Анны Савишны Глобовой).

Подводя итоги, хочется отметить, что работа учащихся при оформлении мысли через образ в презентации была интересной и живой: ведь им не нужно подчиняться правилам, когда нельзя ошибиться, задавать вопросы учителю, перечить ему, работать на оценку. При таком исследовании открываются новые возможности работы со словом: это обращение к иллюстрациям, к черновым вариантам произведения, а также к другим произведениям искусства (в нашем случае - живописи и кино).


Выводы:

  • Учитель-фасилитатор – тот, кто ведет за собой, увлекает своей любовью к предмету, знаниям, это личность, которая создает комфортные условия для развития учащегося;

  • Учителю необходимо постоянно поощрять творческий поиск, поддерживать пробудившийся интерес, благодаря которому становится возможным исследовательский процесс;

  • Необходимо давать импульс для усовершенствования исследовательской работы, поэтому очень важен личностный контакт педагога и учащегося;

  • В исследовательской работе очень важно организовать и поощрять адекватный авторскому слову поиск информации, который обеспечивается и работой с иллюстрациями (даже с вариантами обложек!), и составлением киносценария по отдельным главам или фрагментам романа, и обращением к черновикам писателя. Полезно также использование других видов искусства (например, кино).

Использованная литература:

  1. А.С.Пушкин «Дубровский», Собр.cоч. в 10 томах, т.5, М., «Художественная литература», 1975

  2. Марина Бройде «Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский»

http://vos.1september.ru/

  1. Методические традиции и современные направления в школьном изучении романа А.С.Пушкина «Дубровский». В кн.: «Пушкин в школе», сост.В.Я.Коровина, М., «Просвещение», 1978

  2. Интернет-ресурсы:http:// wiki.pskovedu.ru; s-cool.ru; litra.ru; slovo.ws; 5ballov.qip.ru//


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск