Скачать 48.3 Kb.
|
Модульно-компетентности подход при обучении иностранному языку в условиях реализации ФГОС 3-его поколения. Светлова О.В., преподаватель английского языка, ГБОУ СПО МО «Московский областной гуманитарный колледж», г.Серпухов Интернет-конференция по учебной работе Педагогические методы и технологии в профессиональном образовании Основным средством формирования ключевых компетенций при изучении иностранного языка выступают различные технологии, формы и методы обучения. Здесь уместно заметить, что абсолютно некомпетентностных форм и методов учебной работы не существует, однако некоторые формы и методы, не будучи снабженные такими специальными акцентами и дополнениями, как групповое целеполагание, самооценка и так далее — сами по себе не работают на развитие ключевых компетенций. В число таких форм и методов входят:
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего студента безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Необходимо помнить: у некомпетентного преподавателя некомпетентные студенты. Перечень компетентностных средств зависит прежде всего от позиции студента. Формирование компетенций студентов зависит от их активности, когда «активность» педагога меняется на активность студентов. В процессе обучения студентов активно используются следующие технологии:
При обучении студентов иностранному языку по курсам распределяется доля использования той или иной технологии, и в то же время практически все технологии используются на каждом курсе. Так, метод проектов, например, начинает применяться для формирования таких компетенций, как информационная, коммуникативная, личностного самосовершенствования и т.д. На I курсе студенты готовят индивидуальные мини-проекты, выходя в дальнейшем на парные и групповые. На II курсе эта работа продолжается: меняются темы проектов, расширяются их горизонты. На III курсе добавляется персонифицирующая составляющая: на основе найденных и изученных материалов составляются творческие проекты. Работа над проектом усложняется на IV курсе, когда студенты составляют проекты связанные с будущей профессией. Формирование учебно-познавательной компетенции — это формирование навыков учебной деятельности, умений анализировать свою деятельность. Навыки систематизации, например, формируются путем составления опорных схем, алгоритмов деятельности (алгоритм перевода прямой речи в косвенную). Для формирования данной компетенции активно используются самоконтроль и взаимоконтроль на занятиях. Формирование коммуникативной компетенции происходит поэтапно с помощью игровых технологий, дискуссий, технологии кейс-стади (особенно на IV и V курсах). Учебно-методические комплексы и пособия играют важную роль в формировании ключевых компетенций. При проведении занятий преподаватели используют несколько видов учебников и учебных пособий, аудио-визуальные средства обучения, мультимедийные технологии, так как невозможно научить иностранному языку, не давая студентам возможность слышать речь носителей языка и видеть их стиль поведения в той или иной ситуации общения. Студенты определяют социальные роли, ведут диалоги по различным темам, практикуют устную речь вообще и речевые клише социокультурной направленности, что позволяет проявить креативность мышления и способствует формированию компенсаторной компетенции. Овладение коммуникативной компетенцией означает владение различными социальными ролями. Основной способ для этого — ролевая игра. В процессе разыгрывания различных жизненных ситуаций, студенты готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами, таким образом формируя социально-трудовую компетенцию. В процессе обучения иностранному языку меняется личность учащегося, так как изучение таких тем, как «Воспитание детей в семье», «Трудные дети», «Семья — ячейка общества», «Мой друг» способствует формированию нравственных качеств личности (уважение старших, своего ближайшего окружения), умения общаться, умения видеть проблемы других и помогать в их решении. Развивается внутренняя культура и правильное мировоззрение обучаемых. Преподавателей, осуществляющих компетентностное обучение, несомненно, волнуют вопросы оценки сформированности той или иной компетенции. Для преподавателей иностранного языка такими критериями могут служить задания ЕГЭ, разработанные для проверки различных видов речевой деятельности, то есть для оценки сформированности языковой и речевой компетенций. На итоговом государственном экзамене студентам предлагаются испытания, включающие задания для проверки сформированности коммуникативной, общепрофессиональной, информационной, общекультурной компетенций и компетенции личностного самосовершенствования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимость использования данного подхода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто «знающим», а «умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход. Литература 1. Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст]: книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунов. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008. 2. Мангутова, О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О. Н. Мангутова // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010 / http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru. 3. Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. - М. : Учитель, 2011. 4. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] : базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. - М. : Просвещение, 2005 5. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс] : Версия 1.0 / А. В. Хуторской. - М. : Центр дистанционного образования "Эйдос" / http://eidos.ru;e-mail:info@eidos.ru 6. Шубина, Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] / Т. И. Шубина / http://festival.1september.ru/articles/527236/ |