АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА Департамент образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29
Рассмотрена на заседании
МО___________________
Протокол № ___________
«___»___________ 20___г.
| Принята на заседании НМС Протокол №______________
«___»______________20___г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №29
___________В.Г. Тимошенко
Приказ № _______________
«____»____________20___г.
|
Рабочая программа
по
Информатике на базовом уровне
для 10 «А» класса
Составитель:
Ерохин Д.А.,
учитель МБОУ СОШ №29
г.Нижний Новгород
2013-2014 уч. г.
Содержание
Пояснительная записка
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание учебного курса
Перечень литературы
Приложение 1 (Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы)
Приложение 2 (Календарно-тематическое планирование)
Пояснительная записка
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых федеральным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям.
Курс рассчитан на изучение информатики в 10 классе в течение 34 учебных недель в году (по 1 часу в неделю). Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника «Информатика и информационные технологии в 10 классе» Н.Д. Угриновича. Настоящая рабочая программа составлена на основе программы курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, разработанной Угриновичем Н.Д., содержание которой соответствует примерной программе среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Цели и задачи Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения, и использования методов информатики, и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;
Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Используемая литература: Угринович, Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Уч. пособ. для общ.обр. учр. /Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009.
Примерные программы по информатике для основной старшей школы /Под ред. С.А. Бешенкова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2012. – 176 с.
Государственный образовательный стандарт //Вестник образования. – 2004. - №5. [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/. – Загл. с экрана
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализ. обр. прогр. общ.обр. //Вестник образования.
Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие /Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, 2010.
Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8–11 классов /Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ, 2010.
Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
Знать: Логическую символику;
Основные конструкции языка программирования;
Свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
Виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
Назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий, и информационных ресурсов;
Виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
Базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
Нормы информационной этики и права, информационной безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
Уметь: Выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
Строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т.п.);
Вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
Интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
Выполнять операции, связанные с использованием современных средств ИКТ на уровне квалифицированного пользователя, свободно пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием;
Оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
Оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
Проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
Выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечение надежного функционирования средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: Поиска и отбора информации;
Представления информации в виде мультимедиа объектов; создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
Подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов.
Содержание учебного курса
Компьютер и программное обеспечение – 11 часов. Данные и программы. Программное обеспечение компьютера. Операционные системы: назначение, состав, загрузка. Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации. Графический интерфейс операционной системы и приложений. Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
Информация и информационные процессы – 11 часов. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации. Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью. Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы измерения количества информации. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Кодирование аналоговой графической и звуковой информации методом дискретизации. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой. Прямой, обратный и дополнительный код.
Основы логики – 12 часов. Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции и логические схемы. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.
Перечень литературы
Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии»: Базовый уровень. Учебник для 10 класс — М. БИНОМ. Лаборатория знаний 2010 г.»;
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11 кл.).- М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2006.
комплект цифровых образовательных ресурсов.
Приложение 1
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.
Интернет.
Программные средства:
Операционная система Windows;
Полный пакт офисных приложений Мiсrоsоft Office;
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
№ урока
| Тема урока | Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Вид контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание | Дата | План | Факт | 1 четверть (9)
| 1
| Данные и программы. Программное обеспечение компьютера
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Иметь представление о программном обеспечении компьютера. Знать группы ПО.
| Конспект в тетради учить
| 06.09.13
|
| 2
| Операционные системы: назначение, состав, загрузка
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать особенности операционных систем.
| Конспект в тетради учить
| 13.09.13
|
| 3
| Файлы и файловые системы
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Понимать принцип хранения информации в виде файлов. Знать правила составления имени файла. Знать виды файловых систем.
| Конспект в тетради учить
| 20.09.13
|
| 4
| Физическое и логическое форматирование жестких дисков.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Понимать принцип хранения информации на носителе. Знать виды форматирования. Уметь форматировать носитель.
| Конспект в тетради учить
| 27.09.13
|
| 5
| Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать понятия: архивация, сжатие. Знать методы архивации и сжатия файлов.
| Конспект в тетради учить
| 04.10.13
|
| 6
| Графический интерфейс операционной системы и приложений
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Называть основные элементы управления. Уметь управлять операционной системой посредством графического интерфейса.
| Конспект в тетради учить
| 11.10.13
|
| № урока
| Тема урока | Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Вид контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание | Дата | План | Факт | 7
| Защита информации от несанкционированного доступа
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать способы защиты информации.
| Конспект в тетради учить
| 18.10.13
|
| 8
| Защита информации от несанкционированного доступа
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать способы защиты информации.
| Конспект в тетради учить
| 25.10.13
|
| 9
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики-защиты от вирусов. Осознавать возможность заражения компьютера вирусами.
| Конспект в тетради учить
| 01.11.13
|
| 2 четверть (7)
| 1 (10)
| Компьютерные вирусы и антивирусные программы
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Объяснять, что такое вирус. Знать меры профилактики-защиты от вирусов. Осознавать возможность заражения компьютера вирусами.
| Конспект в тетради учить, подготовка к контрольной работе
| 15.11.13
|
| 2 (11)
| Контрольная работа по теме «ПО»
| Контроль знаний и умений.
|
| Контрольная работа.
|
|
| 22.11.13
|
| 3 (12)
| Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать информационного процесса в системах неживой природы. Понятие информация как мера увеличения сложности системы. Приводить примеры информационных сигналов. Генетическая информация.
| Конспект в тетради учить
| 29.11.13
|
|
№ урока
| Тема урока | Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Вид контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание | Дата | План | Факт | 4 (13)
| Информационные процессы в управлении. Системы с обратной связью.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Информационные процессы. Устройства, управляемые человеком. Устройства, управляемые другими устройствами.
| Конспект в тетради учить
| 06.12.13
|
| 5 (14)
| Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Основные подходы к измерению информации. Единицы измерения информации; содержательный подходом к измерению информации.
Понятия количество информации, бит, содержательный подход. Формула Хартли.
| Конспект в тетради учить
| 13.12.13
|
| 6 (15)
| Единицы измерения количества информации. Кодирование информации с помощью знаковых систем.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Уметь решать информационные задачи на перевод из одних единиц – в другие; находить информационный объем сообщения. Знать понятия знаковые системы, естественные языки, формальные языки, двоичная знаковая система, алфавит
| Конспект в тетради учить
| 20.12.13
|
| 7 (16)
| Кодирование аналоговой графической и звуковой информации методом дискретизации.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать основные понятия компьютерной графики: пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять. Знать особенности кодирования звуковой информации; форматы звуковых файлов; основные понятия звуковой информации.
| Конспект в тетради учить
| 27.12.13
|
|
№ урока
| Тема урока | Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Вид контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание | Дата | План | Факт | 3 четверть (10)
| 1 (17)
| Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать определение систем счисления. Уметь определять основание и алфавит СС.
| Конспект в тетради учить
| 17.01.14
|
| 2 (18)
| Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать правила перевода чисел из одной СС в другую. Уметь представлять числовую информацию в 2-ой, 8-ой, 16-ой системах счисления.
| Конспект в тетради учить
| 24.01.14
|
| 3 (19)
| Арифметические операции в позиционных системах счисления.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Уметь пользоваться арифметическими операциями в различных системах счисления.
| Конспект в тетради учить
| 31.01.14
|
| 4 (20)
| Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой. Прямой, обратный и дополнительный код.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать два формата представления чисел в компьютере. Уметь записывать числа в этих форматах.
| Конспект в тетради учить
| 07.02.14
|
| 5 (21)
| Представление чисел в компьютере. Формат с фиксированной и плавающей запятой. Прямой, обратный и дополнительный код.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать два формата представления чисел в компьютере. Уметь записывать числа в этих форматах.
| Конспект в тетради учить, подготовка к контрольной работе
| 14.02.14
|
| 6 (22)
| Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»
| Контроль знаний и умений.
|
| Контрольная работа.
|
|
| 21.02.14
|
|
№ урока
| Тема урока | Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Вид контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание | Дата | План | Факт | 7 (23)
| Формы мышления.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать, что такое понятие, высказывание, умозаключение, доказательство.
| Конспект в тетради учить
| 28.02.14
|
| 8 (24)
| Алгебра высказываний.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Иметь представление об алгебре логики.
| Конспект в тетради учить
| 07.03.14
|
| 9 (25)
| Логические выражения и таблицы истинности.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать основные логические операции. Знать, что такое таблицы истинности. Уметь строить таблицы истинности.
| Конспект в тетради учить
| 14.03.14
21.03.14
|
| 10 (26)
| Логические выражения и таблицы истинности.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать основные логические операции. Знать, что такое таблицы истинности. Уметь строить таблицы истинности.
| Конспект в тетради учить
| 21.03.14
|
| 4 четверть (8)
| 1 (27)
| Логические функции и логические схемы.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Выполнение работ практикума.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Уметь решать логические функции. Знать основные элементы логических схем. Уметь чертить логические схемы.
| Конспект в тетради учить
| 04.04.14
|
| 2 (28)
| Логические функции и логические схемы.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Уметь решать логические функции. Знать основные элементы логических схем. Уметь чертить логические схемы.
| Конспект в тетради учить
| 11.04.14
|
|
№ урока
| Тема урока | Тип урока
| Виды учебной деятельности
| Вид контроля
| Планируемые результаты
| Домашнее задание | Дата | План | Факт | 3 (29)
| Логические законы и правила преобразования логических выражений.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать законы логики. Уметь преобразовывать и упрощать логические выражения.
| Конспект в тетради учить
| 18.04.14
|
| 4 (30)
| Логические основы устройства компьютера.
| Комбинированный урок.
| Слушание
объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом.
| Текущий. Беседа. Практическая работа.
| Знать законы логики. Уметь преобразовывать и упрощать логические выражения.
| Конспект в тетради учить
| 25.04.14
|
| 5 (31)
| Базовые логические элементы.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать базовые логические элементы компьютера.
| Конспект в тетради учить
| 02.05.14
|
| 6 (32)
| Сумматор двоичных чисел.
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать виды сумматоров и принципы их функционирования.
| Конспект в тетради учить
| 16.05.14
|
| 7 (33)
| Триггер
| Урок ознакомления с новым материалом.
| Слушание
объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями.
| Текущий. Беседа.
| Знать виды триггеров и принципы их функционирования.
| Конспект в тетради учить, подготовка к контрольной работе
| 23.05.14
|
| 8 (34)
| Контрольная работа по теме «Алгебра логики»
| Контроль знаний и умений.
|
| Контрольная работа.
|
|
| 30.05.14
|
| |