Российская Федерация
Управление образования
администрации Аткарского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Центр детского творчества»
города Аткарска Саратовской области Утверждена на педагогическом совете
протокол № _______ от___________ директор __________Малянова И. М.. Дополнительная образовательная программа
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Компьютерный клуб «Байт»
Возраст учащихся 9-13 лет Педагог дополнительного образования
Срок реализации 3 года I квалификационной категории
Малянова Ксения Алексеевна
г. Аткарск – 2013 Пояснительная записка.
Настоящая программа относится к программам научно-технического направления. Актуальность дополнительной образовательной программы
Знание компьютера и информатики актуально в наше время. Компьютер помогает человеку обрабатывать большие объемы информации за короткое время, что значительно облегчает работу человека. Все больше компьютеров встречаются в различных учреждениях, и знание информатики всё больше становится необходимым для каждого человека, для каждого хорошего специалиста. В компьютерном клубе курс рассчитан не только научить печатать текст, пользоваться графическими редакторами, работу с электронными таблицами, но и изучает различные программы, использование которых необходимо каждому пользователю.
Новизна программы и ее отличительная особенность
Новизна программы заключается в нетрадиционном подходе, основанном на использовании современных педагогических технологий с учетом индивидуального подхода, основанном на учете их возрастных, психологических и физиологических особенностей, учете мотивации обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является рассмотрение информатики как прикладного предмета, цель которого – освоение учащимися основ и возможностей компьютерной технологии. Практическая значимость программы Занятие в компьютерном клубе «Байт», подобно другим занятиям в школе, использует многочисленные формы: беседу, опрос, игры, конкурсы. Однако каждая из традиционных форм проведения занятия кроме своего частного назначения, предусмотренного планом занятия, служит подготовкой к кульминационному моменту занятия – компьютерному упражнению или творческой работе.
На занятиях применяются игровые программы разного типа: открытыми, которые предназначены для развития интеллекта, фантазии, творчества; закрытого, где решаются дидактические, логические задачи; исследовательскими, предполагающими эксперементирование, графические диктанты.
Во время обучения каждое действие отрабатываться отдельно, с осознанием всех входящих в него операций. Только в этом случае учащийся поймёт его содержание и логику. Для лучшего запоминания учащимся рекомендуется проговаривать все операции, которые они выполняют. По мере освоения того или иного навыка, происходит процесс сокращения действий, и доведение этого навыка до автоматизма. То есть навык постепенно превращается в умение. В процессе автоматизации навыка целесообразна работа с программным обеспечением исследовательского характера, что позволяет в полной мере раскрыться творческой активности детей, их фантазии, способствует развитию интеллекта учащихся. Цели и задачи программы Основной целью клуба «Байт» является: дать обучающимся фундаментальные знания в области информатики, этических основ и нравственных норм использования компьютера и компьютерных информационных технологий, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основными задачами являются:
Обучающие:
Расширять знания, полученные на уроках информатики, и способствовать их систематизации.
Включение обучающихся в практическую исследовательскую деятельность.
Способствовать развитию познавательного интереса к информатике.
Сформировать навыки работы в программах: ТuxРaint, KoluerPaint, FineReader, Microsoft Word, Adobe Photoshop, Movie Maker, PowerPoin.
Научить технологии создания и редактирования графических объектов, используя инструменты графических программ.
Развивающие:
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развивать творческое воображение, фантазию, художественный вкус, графическое умение, навыки работы в текстовом редакторе, мультемедийных технологий.
Развивать зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность.
Развитие мотивации к сбору информации.
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии
Формирование активной жизненной позиции
Воспитывать умение планировать свою работу
Выработать у обучающихся усидчивость, старательность в выполнении задания, требовательность к себе.
Добиться максимальной самостоятельности детского объединения.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на 3 года обучения. 1-й год обучения – 36 часов, 2-й и 3-й год обучения – по 72 часа в год. Возраст обучающихся: первого года обучения – 9-10 лет, второго года обучения – 10-11 лет, третьего года обучения – 11-13 лет. Для реализации программы необходимо:
- помещение для занятий;
- учебно – методическая литература;
- наглядный материал;
- технические средства. Формы и режим занятий Формы работы компьютерного клубы включают в себя, индивидуальные занятия и занятия по малым звеньям. Учебный план обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Режим занятий для 1-го года обучения - по 1 1 раза в неделю академическому часу, для 2,3-го года обучения -1 час. 2 раза в неделю Прогнозируемые результаты и способы их проверки Критериями результативности обучения по данной программе являются
- соответствие теоретических знаний программным требованиям
- осмысленность и правильность использования специальной терминологии,
- соответствие практических умений и навыков программным требованиям,
- отсутствие затруднений при работе со специальным оборудованием,
- самостоятельность при выполнении практической работы,
- креативность в выполнении творческих заданий.
Чтобы определить уровень формирования технических навыков в течение учебного года, после изучения каждой темы, с учащимися проводится тестирование, которое позволяет определить, усвоили ли учащиеся данный материал. Из результатов обработки тестов становится видно, что материал детьми усваивался должным образом, а с теми детьми, которые что-то не усвоили, проводится дополнительные задания по теме. Способы проверки результатов В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
через презентацию выполненных работ.
Планируемые результаты по формированию универсальных учебных действий.
Личностные УУД
| Регулятивные УУД
| Познавательные УУД
| Коммуникативные УУД
| Компьютерный художник
| умение находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в компьютерном клубе и самообразования»;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
культура работы на компьютере
| определять и формулировать цель деятельности (понять свои интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно);
составлять план действий по решению проблемы (задачи);
осуществлять действия по реализации плана, прилагая усилия для преодоления трудностей, сверяясь с целью и планом, поправляя себя при необходимости, если результат не достигнут;
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
| поиск и выделение необходимой информации (работа с графическими объектами);
умение применять различные инструменты рисования и палитру графических редакторов ТuxРaint, Paint и KoluerPaint;
обучение работе с разными видами информации по форме представления;
умение осуществлять выбор;
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами
| аргументировать свое мнение;
инициативное сотрудничество;
планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками
| Мастер печатных дел
| вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
| определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своём задании);
выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.
| Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ);
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма);
понимание смысла терминов: текст, текстовый редактор, клавиатурный тренажёр;
совершенствование навыков работы в текстовом редакторе;
развитие умений работать с разными видами информации: текст, рисунок, знак, схема;
| формирование умения вступать в учебный диалог с педагогом, сверстниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Создавать устные и письменные тексты (таблицы) для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно;
формирование умения вести работу в группах, обращаться за помощью и оказывать её другим.
| Мастер презентаций
| устойчивая учебно-познавательноая мотивация учения;
вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям, непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях.
формирование навыков самоорганизации, навыков самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия её успешности;
| самостоятельное формулирование темы занятия;
соотношение уже усвоенных знаний обучающимися с теми, которые неизвестны;
формирование умения сличать результат действия с заданным эталоном;
вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.
| выполнять анализ (выделение признаков);
производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием);
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений;
представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, диаграмма, презентация, видеофильма);
понимание смысла терминов: программы PowerPoint, Adobe Photoshop CS3, Windows Movie Maker;
совершенствование навыков работы в программе PowerPoint, работа со слоями в Photoshop, интерфейсе Windows Movie Maker.
| излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии;
различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории;
корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность;
Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения);
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
| «Компьютерный художник»
1 год обучения
Учебно – тематический план
-
№
| Тема
| Всего
| Теория
| Практ.
|
1
2
3 4 5 6
|
Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в кабинете ИВТ. Компьютер и его составляющие. Первое знакомство. Графический редактор Tux Paint Графический редактор Paint Графический редактор KoluerPaint Итоговое занятие
|
1
2
10 7
15 1
|
1
1
3 2
4 1
| 1
7 5
11
|
| Всего
| 36
| 12
| 24
| |