Учитель биологии МКОУ «Розгребельская СОШ»
Большесолдатского района Енютина Лариса Михайловна
Тема урока: «Методы селекции» «Мы не можем ждать милостей от природы, взять у неё – наша задача»
И.В.Мичурин
Цели и задачи урока: создать условия для формирования универсальных учебных действий»
1. Познавательных:
посредством раскрытия понятий: селекция, гибридизация, массовый отбор, индивидуальный отбор, чистые линии, близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики;
формирования умений анализировать, сравнивать, выделять главное и второстепенное в полученной информации, сопоставлять и обобщать факты и явления, моделировать.
формирования умений строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей, сравнивать между собой методы селекции, обосновать биологическое значение методов селекции.
Личностных:
формирование чувства гордости за российскую науку, умения отстаивать свою точку зрения, осознание последствий деятельности человека в области клонирования и генной инженерии, понимания значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.
Коммуникативных:
формирование умений работать над приобретением навыков сотрудничества, оотстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами, учиться критично относиться своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность.
4. Регулятивных:
Определять цель работы, формировать умение представлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, определять понятия формируемые в процессе изучения темы, исправлять и оценивать свои знания и знания одноклассников, формулировать выводы.
Предметных:
давать определение терминам, называть основные методы селекции, виды гибридизации, приводить примеры селекционных работ.
Образовательные технологии: ИКТ, проблемного обучения, работа в группах.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-термины, формируемые в ходе изучения темы: селекция, гибридизация, массовый отбор, индивидуальный отбор, чистые линии, близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики;
- значение селекционной работы..
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные методы селекции,
характеризовать индивидуальный и массовый отбор,
анализировать схемы, рисунки, тексты, работать с различными источниками информации, делать выводы. Методы обучения:
беседа, проблемно-поисковый, наглядный, исследовательский Тип урока: урок усвоения новых знаний Учебно-методическая литература:
Программе основного общего образования по биологии под ред.В.В.Пасечника, Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2009 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ), В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Методы селекции» раздаточный печатный материал
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя на каждом этапе урока
| Деятельность ученика
| Формируемый УУД
|
Организационный момент
Приветствие, проверка наличия учащихся в классе и их готовность к работе
|
Подготовка к работе на уроке
|
Л Визуальный контакт с учителем
| 2.Мотивация, актуализация знаний
Ребята, на экране проектора вы видите слайд с изображением Сертификата, который недавно получил житель города Калининграда российский мальчик Петя, родившийся 31 декабря 2011 года и ставший семимиллиардным жителем планеты. А всего лишь тридцать лет назад население Земли составляло 4,5 миллиарда человек. Как видите, за такой относительно короткий промежуток, население Земли увеличилось на два с половиной миллиарда человек.
Как вы думаете, какие проблемы, связанные с этим процессом, могут встать перед землянами в ближайшем будущем?
Верно, одной из проблем может стать нехватка продовольствия. Как же справиться с этой проблемой?
Какая наука может придти землянам на помощь?
Что изучает селекция?
Каковы её первоочередные задачи?
Определить первоочередные задачи селекции нам поможет работа в группах.
Работа в группах
Задания для групп
Группа №1
Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили бы свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?
Группа №2
Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?
Группа №3
Вам необходимо вывести новый сорт томата, который мог бы произрастать в условиях короткого вегетационного периода. Какими признаками селекционерам необходимо наделить этот сорт томатов?
Группа №4
Вам поручено вывести сорт томатов под названием «Детский». Какими свойствами вы бы наделили свой сорт
После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учащиеся формулируют первоочередные задачи селекции
Какие ещё задачи можно поставить перед селекцией?
Формулировка темы урока.
Селекционеры успешно справляются со многими из поставленных перед ними задач. (Слайды презентации с изображениями пород животных и сортов растений.)
Как удалось добиться такого разнообразия?
Итак, тема сегодняшнего урока
«Методы селекции»
|
Отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают мнение, спорят. Используют известные понятия: селекция, сорт, порода, штамм.
Результат работы в группах формулировка задач селекции:
Повышение урожайности сортов растений и продуктивности пород животных.
Повышение экологической пластичности сортов (выведение сортов, которые можно выращивать в различных климатических условиях – вспомнить понятие « районирование»)
Выведение сортов, устойчивых к различным заболеваниям (на примере фитофтороустойчивых сортов картофеля)
Выведение сортов растений, пригодных для механического выращивания и пород животных для промышленного разведения
Учащиеся предлагают другие варианты
Ответы учащихся:
Использование разнообразных методов селекции.
|
К Использование средств языка и речи для получения и передачи
информации (самовыражение, монологические высказывания).
П: целеполагание
анализ,подведение под понятие,
ЛСамоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация; опора на жизненный опыт
К.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
учета разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
Р.
Умение определять цель работы, планировать этапы ее выполнения и оценивать полученные результаты.
Р Целеполагание
| 3. Изучение е нового материала
1. В 1760 году английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: «Скрещивай лучшее с лучшим» и «Подобное рождает подобное». Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве.
Предположите, как в наше время называется метод селекции, вытекающий из правил, сформулированных Бейкуэллом
Верно, в настоящее время этот метод называется искусственный отбор.
Самостоятельная работа с учебником
Прочтите текст учебника на стр. 127
Выявите особенности массового и индивидуального видов отбора. Заполните таблицу «Сравнение видов отбора».
Отбор
| Селекция животных
| Селекция растений
| Массовый
|
|
| Индивидуальный
|
|
| Сделайте вывод об особенностях данных видов отбора.
Информация к размышлению
В свободной энциклопедии «Википедии» о нем говорится:- По внешним признакам это животное представляет собой нечто среднее между лошадью и ослом. Достоинства его заключаются в большой выносливости, невзыскательности, силе, верном шаге, что делает этих животных драгоценными вьючными, а также и верховыми животными горных стран.
Предположите, о каком животном идет речь?
Слайд презентации с изображением мула
Что вы можете еще рассказать о нем.
Мул - продукт гибридизации. Гибридизация – это метод получения гибридов от скрещивания генетически разнообразных организмов. Гибридизация один из основных методов в селекции растений и животных.
( Слайды презентации)
Самостоятельная работа с учебником
Задания для групп. Обратитесь к тексту учебника на стр. 127.
1 группа. Изучите особенности близкородственного скрещивания
2 группа. Изучите данные об эффекте гетерозиса и причинах его затухания.
3 группа. Выясните, с какой целью в селекции проводится межвидовое скрещивание.
4 группа. Выясните, с чем связано бесплодие межвидовых гибридов.
Отчет групп. Данные заносятся в рабочие листы.
Выдающийся отечественный генетик Карпеченко предложил способ преодоления бесплодия межвидовых гибридов.
Карпеченко работал с капустно-редечным гибридом
На слайде вы видите схему опытов Карпечеко.
«Мозговой штурм»: На основании представленной схемы объясните действия генетика по преодолению бесплодия капустно- редечного гибрида.
Карпеченко показал принципиальную возможность преодоления стерильности, возникающей при отдаленной гибридизации. Тем самым он заложил теоретические основы для использования отдаленной гибридизации в селекционной работе.
Информация к размышлению
На слайде презентации вы видите сорта винограда кишмиш
Всеми любимый виноград кишмиш не имеет семечек, обладает раннеспелостью и приятным вкусом. Сорт Кишмиш Чёрный и сорт Кишмиш Белый овальный обладают хромосомным набором 4 п. Предположите возможный способ получения этих сортов винограда.
Полиплоидия является одним из основных методов селекции. На слайде презентации сорта культурных растений- полиплоидов.
Опираясь данные слайдов презентации и свой жизненный опыт, ответьте на вопрос: Почему полиплоидия является распространенным методом в селекции культурных растений?
Полиплоидия у растений - частный случай бурно развивающегося в настоящее время метода селекции – искусственный мутагенез.
Используя знания о мутационной изменчивости, предположите путь создания сорта растений или штамма бактерий методом искусственного мутагенеза.
Что вы можете сказать о возможности применения метода искусственного мутагенеза для животных? Обоснуйте свой ответ
Сделайте вывод, какие методы селекции позволили ученым создать такое разнообразие сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов
Искусственный отбор, гибридизация, полиплоидия и мутагенез являются традиционными методами селекции.
Но в последние годы наряду с названными традиционными методами селекции развиваются новые методы- генная и клеточная инженерия.
Информационные проекты учащихся.
Презентация проекта «Клонирование» (сопровождается мультимедийной презентацией)
Презентация проекта «Генная инженерия» (сопровождается мультимедийной презентацией) 111. Включение в проверку знаний и повторение
- Познакомились с методами селекции. Как вы думаете, наша работа достигла поставленной цели?
- Результаты процесса познания проверим с помощью теста
( индивидуальные карточки).
Комментарии по выполнению и взаимопроверке. 4. Рефлексия учебной деятельности
-Необходимо ли в школе знакомиться с методами селекции?
-Какая информация на уроке была наиболее интересна и полезна?
-Где в вашей жизни вы сможете использовать полученную информацию?
- Что еще вы хотели бы узнать о методах селекции?
-Каково ваше отношение к новым методам селекции?
5. .Домашнее задание
Параграф 3.4, по желанию подготовить сочинение –рассуждение на тему «Клонирование» или «ГМО»,
|
Поддержание произвольного внимания, отвечают на вопросы, анализируют информацию
Отвечают на вопрос, определяют затруднения, слушают, корректируют ответы
Анализируют прочитанное, строят логический ответ, отрабатывают понятия массовый и индивидуальный отбор.
Работают с таблицей.
Высказывают предположения, рассуждают сравнивают, делают выводы.
Решают проблемную ситуацию на основе первичных знаний, Ответы учащихся: Это мул. Гибрид лошади и осла.
Читают текст учебника, обсуждают, составляют план ответа, делают записи, обсуждают полученные результаты, применяют полученные знания для объяснения, сворачивают полученные знания в вывод
работают с информацией слайда, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод
Был удвоен хромосомный набор капустно-редечного гибрида. У этой новой полиплоидной формы каждая клетка содержала диплоидный набор хромосом редьки и диплоидный набор хромосом капусты. В результате конъюгация снова стала возможна, и способность к мейозу была восстановлена.
Решают проблемную ситуацию на основе жизненного опыта и первичных знаний, работают с информацией слайда, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод.
Эти сорта имеют тетраплоидный набор хромосом, что связано с геномной мутацией. Таой вид геномной мутации называется полиплоидия.
работают с информацией слайда, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод
Полиплоидные растения отличаются быстрым ростом, крупными размерами и высокой урожайностью
получают информацию от одноклассников.
Решают ситуацию на основе жизненного опыта и первичных знаний, сравнивают, обобщение информации, ее сворачивание в вывод
Делают вывод.
Выполнение работы, взаимопроверка, выставление оценок, определение личных затруднений
Отвечают на вопросы, использую полученные знания, высказывают свои мнения, задают вопросы
|
П анализ, синтез, обобщение, осознание и построение высказывания, ,
К аргументация своего мнения с позиции коммуникации, сотрудничество учитель - ученик,
ученик –учитель,
П умение работать с текстом выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации , умение обобщать и делать вывод
П. выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации .
К Использование средств языка и речи для получения и передачи
информации (самовыражение, монологические высказывания).
П: целеполагание
анализ,подведение под понятие,
ЛСамоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация; опора на жизненный опыт
П понимание задания, анализ,обобщение, аналогия,
К.Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, согласование общего решения, учет мнений других
П выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации, умение обобщать и делать вывод
К
Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, учет мнений других
П выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме , анализ информации Р Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)
Л.Самоопределение смыслообразование; нравственно-этическая ориентация П понимание задания, анализ,обобщение, аналогия,
Р контроль, оценка
Л следование моральным нормам поведения
П рефлексия способов деятельности, оценка результатов деятельности
К сознательное построение речевого высказывания, умение слушать других, обоснование суждения.
Р коррекция,
Л адекватное понимание причин успеха, неуспеха в деятельности, самооценка, следование в поведении моральным нормам
| |