Скачать 76.35 Kb.
|
Проект как средство развития мотивации учащихся на уроках немецкого языка Проблема мотивации изучения немецкого языка стоит для меня, как учителя иностранного языка, особенно остро. В самом начале изучения нового предмета у учащихся высокая мотивация, а затем, не имея возможности использовать полученные по немецкому языку знания вне класса, учащиеся теряют интерес к его изучению. Ведь в основе мотивации лежит потребность. А первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – это коммуникативность. И здесь необходимо говорить о коммуникативной разновидности внутренней мотивации, как основной. Из опыта моей работы известно, что именно этот тип мотивации труднее всего сохранить, так как называемые «естественные ситуации», используемые при обучении носят в сущности искусственный характер. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу, что необходимо использовать такую педагогическую технологию, которая бы давала возможность ввести моих учеников в процесс познания, нацелив на поиск знаний. И создавать естественные ситуации в говорении, развивая, таким образом, мотивацию учащихся на уроках немецкого языка и способствуя развитию личности учащихся. В учебно-методических комплектах по немецкому языку И.Л. Бим, а в 10-11-ых классах Ворониной Г.И. и Карелиной И.В , по которым я работаю, уделяют большое внимание работе с проектами. Тщательно изучив в журнале «Иностранный язык в школе» статьи по личностно-ориентированному обучению ( именно такую направленность имеет процесс обучения иностранному языку) , учитывая требования программы, и цель моей школы «Формирование и развитие мотивации учащихся к учебной деятельности», целью своей педагогической деятельности считаю использование метода проектов как средство развития мотивации учащихся на уроках немецкого языка. Для достижения цели своей педагогической деятельности ставлю такие задачи:
Изучение исторической справки о возникновении методов проектов и его сути. Метод проектов возник ещё в 20-е годы прошлого столетия в США. Его также называли методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направит мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Со временем идея методов проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов привлек внимание русских педагогов ещё в начале XХ века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Основной тезис современного понимания метода проектов таков: всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов, как педагогическая технология, предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, т.е. творческих. Считаю, что именно метод проектов будет способствовать не только развитию мотивации, но и развитию коммуникативных особенностей личности школьника. Изучение типологических проектов. Думаю, что для овладения методом проектов необходимо прежде всего знать, что проекты могут быть разными и использование их в учебном процессе требует от меня, как учителя, серьёзной подготовительной работы. По виду деятельности проекты бывают:
По количеству участников:
По продолжительности проведения:
Типология проекта определяется после выбора темы проектной работы. Разумеется, на практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, например, исследовательских и творческих проектов, практико-ориентированных и исследовательских. Описания работы с проектами на уроках немецкого языка. В начале работы по данной теме я проанализировала качество знаний учащихся двух классов одной параллели: 7 «А» и 7 «Б» классов за три года изучения немецкого языка. В 7 «А» качество знаний снижалось, а в 7 «Б» сначала повышалось, а потом оставалось на прежнем уровне. Я решила попробовать повысить результаты в 7 «А» классе, используя для этого метод проектов, а затем сравнить качество знаний в конце 9-го класса. Работу над проектом провожу поэтапно:
Хочу взять в качестве примера разработку проекта «Проблемы родителей с детьми и трудности с родителями», который учащиеся выполняли в 9 классе в ходе темы : «Сегодняшняя молодежь. Какие у неё проблемы». Цель: представить результаты анкетирования детей и родителей немецкой группы 9 «А» класса и обсудить с учащимися, какие проблемы детей и родителей актуальны на сегодняшний день. Тип проекта: информационный, групповой, средней продолжительности. Работа над проектом проводилась двумя группами класса. Каждая группа ( по жребию) получила свою тему: первая группа – «Проблемы родителей с детьми», вторая группа – «Трудности с родителями» Каждая группа выполняла намеченные задания : первая группа – с моей помощью составила для опроса своих родителей список самых главных проблем родителей с их детьми:
Ребята распечатали этот список для своих родителей, родители отмечали проблемы, а также могли дописать другие. Затем учащиеся обработали результаты. Вне урока мы изучили дополнительный лексико-грамматический материал, необходимый для выполнения проекта на немецком языке. На уроке ребята группой написали результаты своей работы, я исправила ошибки , посоветовала как лучше оформить проект. Учащиеся оформили его и готовили презентацию. Вторая группа проводила опрос ребят немецкой группы данного класса: мальчики опрашивали мальчиков, девочки – девочек. После обработки результатов, мы выучили новый лексико-грамматический материал и на уроке учащиеся оформили проект на немецком языке. Затем предстояло его оформить творчески и представить. Участники обеих групп решили оформить проект на компьютере, так как это более эстетично и аккуратно. На итоговом занятии ( после двух недель работы) ребята защищали свои проекты. Эти проекты были представлены в кабинете немецкого языка. Ребятам было интересно работать над проектами, потому что у них есть проблемы с родителями и эта тема всегда насущна и актуальна, особенно в этом возрасте. Проектной работой я также занимаюсь и в других классах (с 5 по 11). Вот такие проекты выполняют учащиеся: 5 классы «Моя семья» «Профессии наших родителей» «Мы строим город» «Моё любимое животное» 6 классы «Моё любимое время года» «Школа – мечта» «Какое расписание уроков я бы хотел иметь» «Мой любимый школьный предмет» 7 классы «Мой родной город» «Наши занятия спортом» «Немецкоязычные страны» 8 классы «Отдых летом» «Составление немецко-русского разговорника» «Школьная система в Германии и в России» «Путешествие по немецким городам» 9 классы «Выдающиеся люди Германии» «Моя будущая профессия» 10 классы «Проблемы экологии в нашем районе» «Любовь в стихотворениях немецких поэтов» 11 классы «Музыка, которую мы слушаем» «Мой любимый фильм» Выбор темы проекта часто подсказывают сами учащиеся, согласно своим интересам и взглядам. Необходимо прислушиваться к их мнению, тогда проект удается намного лучше, чем когда им навязывается тема учителя. Я их всегда спрашиваю, что им ещё хотелось бы узнать в ходе данной темы и мы вместе выбираем цель нашей проектной деятельности. Проведение анализа результатов и эффективность моей педагогической деятельности по данной теме. Проанализировав свою педагогическую деятельность по данной теме, я пришла к выводу, что достигла поставленной цели: использование метода проектов помогло мне развить у учащихся мотивацию к изучению немецкого языка. Я сделала сравнительный анализ качества знаний учащихся класса «А» и класса «Б» за 5 лет. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ В классе «А» начиная с 7 класса, я использовала проектную деятельность и на графиках видно, что мне удалось повысить качество знаний на 6 %, а в классе «Б» качество знаний в течение 3-х лет оставалось на одном и том же уровне (50 %). Следовательно, необходимо использовать метод проектов как средство развития мотивации на уроках немецкого языка, начиная с 5-го класса. Работая по данной теме, я сделала вывод, что проектная деятельность способствует также развитию коммуникативных особенностей школьника, у учащихся исчезла боязнь говорить на немецком языке, они стали более активными и инициативными на уроках. Всё это дало положительные результаты в моей педагогической деятельности. Сейчас я продолжаю использовать метод проектов в своей работе и буду искать новые темы для проектов вместе с учащимися Считаю, что использование метода проектов способствует не только обогащению знаний по немецкому языку, но и расширяет их кругозор. А это создает благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей ребенка, что соответствует главной цели обучения иностранному языку – развитию личности школьника. |