Урок русского языка в седьмом классе с использованием технологии творческой мастерской.
Тема урока. Сочинение с элементами описания внешности человека или
персонажа «Фея Зимы».
Задачи урока: продолжать знакомить учащихся с особенностями
построения текста-описания внешности персонажа, определять
ее роль в раскрытии характера героя;
совершенствовать умение передавать в тексте внешность
персонажа;
развивать навыки творческого письма, коммуникативную и
социальную компетентности;
воспитывать творческую, креативную личность.
Тип урока: развитие речи.
Форма урока: творческая мастерская письма.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор,
компьютер, компьютерная презентация, иллюстрация о зиме,
карта отслеживания эффективности урока.
Ход мастерской.
І. Индуктор. Мотивационный этап.
Учитель: На прошлом уроке, ребята, мы с вами побывали в гостях у зимушки – зимы. А сегодня побываем в гостях у ее сказочных героев. И я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую. Скажите, у вас дома есть копилки?
Ответы учащихся.
Учитель: А что вы в них копите?
Ответы учащихся.
Учитель: Сегодня вашими копилками на уроке будут тетради и
мы должны их наполнить, как вы думаете, - чем? (словами и мыслями)
А в конце урока, пользуясь содержанием своей копилки, вы должны
написать небольшие тексты. Итак, нам предстоит опустить в копилку
первое слово. А чтобы найти его, ответьте на вопрос:
Проецируются на экран слова (слайд 1).
Ты слышал? Кто-то тихо к нам пришел,
Прокрался в сад и след оставил,
В узор оград туманов свет оправил… Кто же это?
II. Создание творческого продукта.
Самоконструкция. Работа в парах.
Учитель: Ребята, какие у вас возникают ассоциации, предположения? Возможно, вам поможет иллюстрация с экрана (слайд 2) . Запишите их на листочке.
Запись слов на листочке. Слайд 3.
Учитель: Какое из этих слов больше ассоциируется с волшебством?
Ответы учащихся.
Учитель: Ребята, попробуйте сформулировать тему нашей мастерской?
Ответы учащихся.
Учитель: Итак, ребята тема нашей мастерской – «Фея Зимы». Вспомните, в каких произведениях на уроках литературы вы встречались с феями? Кто же такие феи? Чем они занимаются?
Ответы учащихся.
Учитель: Ребята, распространите придуманные вами слова – ассоциации определениями или другими изобразительно – выразительными средствами, чтобы получились красивые словосочетания и запишите их на своем листочке.
Учащиеся выполняют работу.
Социоконструкция. Работа в группах.
Учитель: А сейчас, ребята, попробуйте дать определение слову «фея».
Кто же такие феи? Запишите в тетради определение.
Учащиеся работают в группах.
III.Социализация. Группы представляют свои работы.
IV. Промежуточная рефлексия. Самокоррекция.
V. Новая информация и ее обработка.
Учитель: Посмотрите на экран. Прочитайте отрывок и подумайте, из какой сказки эта героиня?
На экран проецируется отрывок из сказки Андерсена « Снежная королева». (Слайд 6.)
Учитель: Как вы думаете, можно ли Снежную королеву назвать феей? Почему?
Учащиеся обсуждают в группах. Происходит разрыв во мнениях учащихся.
Учитель: Посмотрите, ребята, как описал Снежную королеву Андерсен. А сейчас вы поработаете с текстом. Вам нужно обратить внимание на микротемы, характеризующие внешность королевы. Найдите в тексте изобразительно – выразительные средства. Сделайте записи на своем листочке. (Работа учащихся в группах.)
Микротемы:
- происхождение…
- внешность…
- одежда…
- художественно-выразительные средства языка. (Слайд 7)
Учитель: Героиня Андерсена – воплощение зла, хотя внешне прекрасна, как фея. А у нас в гостях новая героиня – Фея Зимы – героиня балета Прокофьева «Золушка». В музыкальной сказке она не единственная, а одна из четверых, которые, по замыслу композитора, олицетворяют живое поэтическое дыхание природы. Прослушайте фрагмент из балета. Какие мысли и чувства он у вас вызвал? Опишите свое состояние. Мы проведем сейчас с вами речевой тренинг. (Слайд 8)
Представьте себе крошечную комнату. Ветхая лестница ведет наверх. Там у полуоткрытого окна стоит маленькая печальная фигурка. Это Золушка. Она смотрит в сад и видит такую картину…
Учитель: Вам, ребята, используя предложенное начало, предстоит восстановить текст этой картины. К какому стилю мы отнесем данный текст?
Выполнение учащимися работы.
VI. Афиширование учащимися работ.
VII.Создание нового варианта версий.
Учитель: А сейчас, ребята, представьте себе Фею Зимы. Вам нужно будет, используя свою шкатулку знаний, накопленный за урок материал, опыт, составленное начало написать рассказ с описанием внешности Феи Зимы по плану.
Музыка.
Появление Феи Зимы.
Портрет.
Уход Феи Зимы. (Слайд 9)
Крошечная комната. Ветхая лестница ведет наверх. Там у полуоткрытого окна стоит маленькая печальная фигурка. Это Золушка. Она смотрит в окно.
В саду стоит поразительная тишина. Сад словно ждет чего – то. И вдруг…(звучит фрагмент из балета С. Прокофьева «Золушка»).
Учащиеся могут не придерживаться плана, а составить свой рассказ с описанием внешности Феи Зимы.
Учащиеся выполняют работу.
Работа с одаренными детьми. Подумайте, с какими словами могла бы обратиться Фея Зимы к вам. Напишите от ее имени письмо к вам.
Создание учащимися своего текста.
VIII. Афиширование учащимися своих работ.
ІХ. Рефлексия. Заполнение учащимися карты отслеживания эффективности урока и своего участия в нем.
Твое отношение к уроку (подчеркнуть)
А) Отличный, интересный, захватывающий.
Б) Хороший, содержательный, заставляющий работать.
В) Нормальный, обычный.
Г) Скучный урок, работа без интереса.
Д) Бесполезный, совсем не интересный.
Вспомни (как можно точнее) название темы урока.
Какая цель стояла перед тобой на уроке.
Чему новому ты научился на уроке:
Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?
X. Домашнее задание: задания по выбору. Составить рассказ о своем любимом литературном герое, включив в него описание внешности или выполнить упражнение 372 по учебнику. |