Скачать 78.18 Kb.
|
Коровецкая Ирина григорьевна Учитель английского языка Муниципального образовательного учреждения гимназия №2 Красноармейского района г. Волгограда * * * «Использование комьютерных ресурсов на уроке английского языка как средство формирования иноязычной компетенции» Использование компьютерных ресурсов на уроке английского языка как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции Основная цель изучения иностранного языка – формирование коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция в современном ее понимании предусматривает формирование способности к межкультурному взаимодействию. В наше время именно эта цель является наиболее востребованной любыми категориями учащихся, изучающих иностранный язык. Компьютер, обладающий широкими возможностями и ресурсами, является одним из средств реализации этой цели. Одна из важнейших задач учителя иностранного языка- вовлечение школьников в диалог культур, введение в современное информационное пространство. Люди должны учится понимать друг друга, воспитывать в себе толерантность, что позволит выработать оптимальный стереотип взаимоотношений с представителями других культур. Сферы применения компьютера в учебном процессе огромны. Сначала я остановлюсь на методическом аспекте применения ресурсов и услуг Интернета в учебном процессе. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, не выходя из дома, т.е. он создает языковую среду. Существует три области, в которых Интернет может вывести на обучение иностранным языкам на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете. С дидактической точки зрения преимущества Интернета перед традиционными средствами обучения заключается прежде всего в доступности и актуальности аутентичных материалов, а так же в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации. Учитель использует Интернет как источник информации. Готовясь к очередному уроку, планируя цепочку уроков по теме, считаю важным иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным. Например: - для включения материалов сети в содержание урока (при обязательном интегрировании их в программу обучения); -для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом. Особенно интересно использовать материалы Интернета при работе над проектом. Учитель может подобрать различную, подчас даже противоречивую информацию в сети по той или иной проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. Предлагая подобные материалы учащимся в малых группах, ставлю задачу: отобрать подходящую информацию для обсуждения, согласиться с ней, принять к сведению в работе над проектом, либо напротив, оспорить ее, разумеется, аргументировано, для чего также необходимы факты, информация. Так, на заключительном уроке по теме « Политическая система в Великобритании» в 11 классе после защиты учащимися своих проектов развернулись «политические дебаты» о роли Палаты Лордов в Британском Парламенте. Дискуссия была увлекательной и аргументированной. Учащиеся 7 класса при изучении темы «Россия» работали над проектами «Политические лидеры России разных времен». Много важной информации узнали о Дмитрии Донском, Иване Грозном, Петре Первом, Екатерине II. Так же учащимся 7 класса показалась увлекательной работа над проектом «Праздники в России и в странах изучаемого языка», защита данных проектов была представлена в форме компьютерных презентаций. Учащимся 5 классов еще сложно ориентироваться в сети Интернет, тем более работать над проектом, используя сеть, но у них и нет такой необходимости, так как достаточно других доступных им средств информации. Но и они владеют навыками работы с компьютером и учатся делать презентации. Так обучающиеся 5 класса защищали проекты по теме «Путешествие», говорили о преимуществах и недостатках того или иного вида транспорта, представляли компьютерные презентации по теме «Моя семья, каким я был, когда я был маленьким». Разумеется, одной из целей учителя в данном случае является закрепление и контроль пройденного материала, который, как правило, проходит успешно, так как это очень интересная работа, и она нравится детям. Дети увлекаются в творческую деятельность, приобретают умение работать с иноязычной информацией, осваивают приемы ее компьютерной обработки. К сожалению, не у всех детей есть возможность использовать Интернет, поэтому здесь требуется индивидуальный подход. Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс (при условии соответствующей дидактической интерпретации), более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке: -формировать, развивать и совершенствовать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; -формировать, развивать и cовершенствовать умения монологического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети; - пополнять словарный запас обучающихся; - формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только текстов учебника, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого. Нахожу интересным использовать возможности компьютера при предъявлении нового грамматического материала. Намного эффективнее идет восприятие скучного материала, если учитель не стоит у привычной доски с кусочком мела, а красочные, порой, веселые объяснения и правила выведены на экран через проектор. Тут же предлагаю одно или два упражнения для закрепления предъявленного материала. Еще одна возможность использования компьютера в обучении иностранному языку- компьютерные программы. Компьютерные программы играют значительную роль в реализации индивидуализации обучения, которая является одним из важнейших компонентов самостоятельной работы учащихся. Каждая программа содержит определенное количество шагов и кадров, которые позволяют неоднократно возвращаться к учебному материалу из любой точки программы. Есть программы, которые построены в форме диалога с учащимся, причем машина действительно беседует с ним, поощряя или комментируя его ответы. Есть программы, где включен таймер, благодаря которому ученик в конце занятия знает, сколько времени ему потребовалось для выполнения того или иного задания. Считаю это немаловажным фактором, так как, по затраченному времени можно судить об успешности своих результатов. В своей работе использую программы разных уровней. С учащимися 10-11 классов работаю с программой «TOEFL TEST Рекордный результат», которая готовит выпускников к успешному прохождению тестов разной сложности, включая TOEFL TEST. С учениками среднего звена берем тренинговые программы по грамматике, где задания представлены по темам, некоторые из них в игровой форме. Таким образом, использование возможностей компьютерных технологий на уроке является одним из средств повышения эффективности обучения иностранному языку.
|