Скачать 128.34 Kb.
|
Москаленко Нина Владимировна БОУ ДОД «Экспериментальная детская музыкальная школа» Детские созвучия… В основе методики лежит программа раннего музыкального развития детей Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой». Из программы в данной методике используются некоторые организационные моменты в структуре урока и часть музыкального материала. Данная методическая разработка имеет иной, в отличие от системы Железновых, подход в организации групповых занятий с детьми 4-5 лет. Занятия проводятся на базе БОУ ДОД в классе для групповых уроков. Характер занятий - общеразвивающий. Главные участники деятельности - дети. Роль преподавателя - направлять и корректировать действия детей в соответствии с готовым сценарием и индивидуальным темпом продвижения по нему. Роль родителей – наблюдать работу в классе и корректировать действия детей дома. Ядром методики является положение о том, что детский коллектив - самостоятельная ячейка общества. Каждый ребенок должен научиться сосуществовать внутри ячейки, выполняя любой вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Дети данного возраста (4-5 лет) стремятся проявить себя в обществе самостоятельно, поэтому активной помощи взрослых здесь не требуется. Преподаватель - «сценарист», родитель - наблюдатель. В соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, на занятии возможна активная роль родителя, где родитель становится прямым участником сценария наравне с ребенком, а не подталкивает или заставляет ребенка что- либо делать против его воли. На занятиях создается музыкально - игровая развивающая среда, способствующая обогащению сенсомоторного эмоционально - творческого опыта детей, что положительно влияет на их общее, музыкальное и социальное развитие. Методика обеспечивается практическим материалом (аудио диски, музыкальные и шумовые инструменты, авторские наглядные пособия), доступным как в школе, так и дома. Цели методики: Способствовать общему умственному, физическому (постановка дыхания), социальному и эстетическому (слушание музыки) развитию детей 4-5 лет средствами музыкально - игровой деятельности. Способствовать правильному развитию речи детей данного возраста (логоритмические упражнения). Способствовать развитию вокальных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями голоса каждого ребенка. Способствовать развитию музыкального слуха детей. Способствовать первоначальному освоению клавиатуры фортепиано. Задачи методики: Развить коммуникативные навыки общения детей в группе через музыкально-игровую деятельность. Достичь доверительных отношений между детьми и преподавателем, при которых дети не боятся отвечать. Научить детей первоначальным приемам звуковедения в пении. Сформировать правильные дикционные и артикуляционные речевые навыки в соответствии с возрастом. Накопить исполнительский репертуар легких фортепианных пьес. Принципы методики: В основе методики лежат современные требования к образовательным программам. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе музыкально - игровой деятельности. В ней заложен принцип развивающей и оздоровительной работы с детьми. Методика способствует общей адаптации детей к групповым школьным занятиям. Домашних заданий нет. По желанию родителей возможны творческие домашние работы (рисунок к тексту и т.д.). Содержание методики ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Методика оснащена практическими материалами для групповых занятий. Музыкальная деятельность сочетается с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе занятий. Содержание методики: - «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные), - пальчиковая гимнастика, - игры-потешки, - игры с предметами, - игры с подражательными движениями, - развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр), - слушание музыки, - игра на шумовых и звуковысотных инструментах, - знакомство с теорией музыки (авторская методика Белецкого С.В.) и клавиатурой фортепиано. Оборудование: - мебель (доска для записей, магнитная доска, детские стулья и столы, шкаф для инвентаря), - музыкальные инструменты и оборудование (музыкальный центр, фортепиано, компьютер), - на всю группу: бубенчики 2 видов, маракасы, деревянные ложки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки), металлофоны, ксилофоны, синтезаторы, - на часть группы: треугольник, коробочка, барабаны (2 - 3 разного размера), - игровое оборудование (куклы, сюжетные игрушки), - сюжетные картинки. Комплектация групп Количество детей в группе - не более шести. Возрастная разница между детьми не должна превышать 6 месяцев. Количество занятий- 2 раза в неделю. Продолжительность урока составляет 20-35 минут (с переменой 5 минут в середине занятия). Для успешной работы лучше иметь по расписанию две группы подряд, чтобы можно было их, при необходимости (например, в связи с болезнью детей) объединить в одну. Содержание занятий Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон. После приветственных песенок проводятся игры-разминки. Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения. Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребенка развивается мелкая моторика, речь, формируется концентрация внимания и выдержка. Для детей 4-5 лет пальчиковые и жестовые игры - это песенный репертуар, который дети с удовольствием разучивают на занятиях и исполняют дома. Раздел «Ритмика» включает: игры с предметами, игры с подражательными движениями, игры на взаимодействие, ритмику по авторской системе Белецкой Л.И. Предложенные игры и упражнения развивают навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для активного движения, взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, способствуют развитию самостоятельности, развивают музыкальные способности. Для знакомства детей с нотной грамотой и развития слуха на занятиях используются музыкальные инструменты: синтезаторы, металлофоны, ксилофоны, а также специальные авторские пособия. Музыкально-двигательный показ с пением активизирует внимание детей, доставляет им массу положительных эмоций, способствует развитию слуха, речи, голоса. Одна и та же песенка повторяется несколько раз, сопровождаясь инсценировками, подражательными ритмичными жестами, игрой на музыкальных инструментах. Использование на занятии сказок способствует развитию творческих способностей детей, активизирует воображение, развивает навыки общения и взаимодействия. Организационные и методические принципы проведения занятий: Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ОУ. Также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы. Пример №1 и №2. Желательно периодически менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», чтобы способствовать закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживать интерес детей к многократному повторению игрового задания. Выбранные игры педагог проводит в течение времени их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяет новыми. Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением. Разучивание новой игры: - следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры; если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, незнакомые детям, расскажите о них, используя игрушки и картинки; - проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками; - когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки); преподаватель активно участвует в игре вместе с детьми; - старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями. Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый. При повторении песен - игр дома не следует всё время активно помогать ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает. Родительское участие на уроке признается как дополнительное, в позиции наблюдателя. Дома - совместная деятельность, где ребенок - учитель, а взрослый - ученик или творческая совместная работа. Детям трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности является движение. В работе используются фонограммы песен и игр, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители, благодаря фонограммам, получают возможность развивать детей дома. Критерием для создания звуковых материалов и заданий является их традиционность, а также интерес и удовольствие детей. Музыкальный материал – яркий и образный, основанный на лучших классических и современных произведениях. Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для детей раннего возраста. Несколько слов о развитии. В настоящее время идея раннего музыкального развития получила широкое распространение как в России, так и за рубежом. В интернете можно найти обилие различных методик по раннему освоению клавишных инструментов, по пению и слушанию музыки. Чаще всего данные методики предполагают наличие большой материальной базы (специальное помещение, специальные электронные программы, музыкальные инструменты и многое другое). Данная методическая разработка предполагает минимальные финансовые вложения, доступные в БОУ и дома. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием) являлась необходимым условием общего развития ребенка. В методике музыка всегда сочетается с движением. На музыкально - ритмических занятиях музыка является и «целью», и «средством», определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов. Музыка подсказывает детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении, задолго до того, как они смогли бы понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах. Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для детей раннего возраста. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает многие свои способности, в частности: - улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка, - развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память, - формируются навыки вербального и невербального общения, - ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе, - развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.
В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями. Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии. Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание. А музыкально - ритмические игры являются эффективным средством для социальной адаптации ребенка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и ребенком, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения. ПРИМЕР №1
ПРИМЕР №2
Список литературы:
|