Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 128.34 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации12.05.2014
Размер128.34 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Информатика > Программа
Москаленко Нина Владимировна

БОУ ДОД «Экспериментальная детская музыкальная школа»

Детские созвучия…

В основе методики лежит программа раннего музыкального развития детей Сергея и Екатерины Железновых «Музыка с мамой». Из программы в данной методике используются некоторые организационные моменты в структуре урока и часть музыкального материала.

Данная методическая разработка имеет иной, в отличие от системы Железновых, подход в организации групповых занятий с детьми 4-5 лет. Занятия проводятся на базе БОУ ДОД в классе для групповых уроков. Характер занятий - общеразвивающий. Главные участники деятельности - дети. Роль преподавателя - направлять и корректировать действия детей в соответствии с готовым сценарием и индивидуальным темпом продвижения по нему. Роль родителей – наблюдать работу в классе и корректировать действия детей дома.

Ядром методики является положение о том, что детский коллектив - самостоятельная ячейка общества. Каждый ребенок должен научиться сосуществовать внутри ячейки, выполняя любой вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями. Дети данного возраста (4-5 лет) стремятся проявить себя в обществе самостоятельно, поэтому активной помощи взрослых здесь не требуется. Преподаватель - «сценарист», родитель - наблюдатель. В соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, на занятии возможна активная роль родителя, где родитель становится прямым участником сценария наравне с ребенком, а не подталкивает или заставляет ребенка что- либо делать против его воли.

На занятиях создается музыкально - игровая развивающая среда, способствующая обогащению сенсомоторного эмоционально - творческого опыта детей, что положительно влияет на их общее, музыкальное и социальное развитие.

Методика обеспечивается практическим материалом (аудио диски, музыкальные и шумовые инструменты, авторские наглядные пособия), доступным как в школе, так и дома.

Цели методики:

Способствовать общему умственному, физическому (постановка дыхания), социальному и эстетическому (слушание музыки) развитию детей 4-5 лет средствами музыкально - игровой деятельности.

Способствовать правильному развитию речи детей данного возраста (логоритмические упражнения).

Способствовать развитию вокальных навыков в соответствии с индивидуальными особенностями голоса каждого ребенка.

Способствовать развитию музыкального слуха детей.

Способствовать первоначальному освоению клавиатуры фортепиано.

Задачи методики:

Развить коммуникативные навыки общения детей в группе через музыкально-игровую деятельность.

Достичь доверительных отношений между детьми и преподавателем, при которых дети не боятся отвечать.

Научить детей первоначальным приемам звуковедения в пении.

Сформировать правильные дикционные и артикуляционные речевые навыки в соответствии с возрастом.

Накопить исполнительский репертуар легких фортепианных пьес.

Принципы методики:

В основе методики лежат современные требования к образовательным программам.

Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребенка в процессе музыкально - игровой деятельности.

В ней заложен принцип развивающей и оздоровительной работы с детьми.

Методика способствует общей адаптации детей к групповым школьным занятиям.

Домашних заданий нет. По желанию родителей возможны творческие домашние работы (рисунок к тексту и т.д.).

Содержание методики ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка.

Методика оснащена практическими материалами для групповых занятий.

Музыкальная деятельность сочетается с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребенка в процессе занятий.

Содержание методики:

- «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные),

- пальчиковая гимнастика,

- игры-потешки,

- игры с предметами,

- игры с подражательными движениями,

- развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр),

- слушание музыки,

- игра на шумовых и звуковысотных инструментах,

- знакомство с теорией музыки (авторская методика Белецкого С.В.) и клавиатурой фортепиано.

Оборудование:

- мебель (доска для записей, магнитная доска, детские стулья и столы, шкаф для инвентаря),

- музыкальные инструменты и оборудование (музыкальный центр, фортепиано, компьютер),

- на всю группу: бубенчики 2 видов, маракасы, деревянные ложки, музыкальные молоточки, клавесы (деревянные палочки), металлофоны, ксилофоны, синтезаторы,

- на часть группы: треугольник, коробочка, барабаны (2 - 3 разного размера),

- игровое оборудование (куклы, сюжетные игрушки),

- сюжетные картинки.

Комплектация групп

Количество детей в группе - не более шести. Возрастная разница между детьми не должна превышать 6 месяцев. Количество занятий- 2 раза в неделю. Продолжительность урока составляет 20-35 минут (с переменой 5 минут в середине занятия).

Для успешной работы лучше иметь по расписанию две группы подряд, чтобы можно было их, при необходимости (например, в связи с болезнью детей) объединить в одну.

Содержание занятий

Каждое занятие начинается с приветственных песенок, которые не меняются на протяжении всего учебного года. Эти игры помогают ребенку войти в коллектив, создают положительный эмоциональный фон.

После приветственных песенок проводятся игры-разминки. Они способствуют активизации внимания, развивают чувство ритма, выдержку, навыки общения.

Благодаря пальчиковым и жестовым играм у ребенка развивается мелкая моторика, речь, формируется концентрация внимания и выдержка. Для детей 4-5 лет пальчиковые и жестовые игры - это песенный репертуар, который дети с удовольствием разучивают на занятиях и исполняют дома.

Раздел «Ритмика» включает: игры с предметами, игры с подражательными движениями, игры на взаимодействие, ритмику по авторской системе Белецкой Л.И. Предложенные игры и упражнения развивают навыки ориентировки в пространстве, дают возможность для активного движения, взаимодействия, учат детей согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, способствуют развитию самостоятельности, развивают музыкальные способности.

Для знакомства детей с нотной грамотой и развития слуха на занятиях используются музыкальные инструменты: синтезаторы, металлофоны, ксилофоны, а также специальные авторские пособия.

Музыкально-двигательный показ с пением активизирует внимание детей, доставляет им массу положительных эмоций, способствует развитию слуха, речи, голоса. Одна и та же песенка повторяется несколько раз, сопровождаясь инсценировками, подражательными ритмичными жестами, игрой на музыкальных инструментах.

Использование на занятии сказок способствует развитию творческих способностей детей, активизирует воображение, развивает навыки общения и взаимодействия.

Организационные и методические принципы проведения занятий:

Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ОУ. Также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы. Пример №1 и №2.

Желательно периодически менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», чтобы способствовать закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживать интерес детей к многократному повторению игрового задания.

Выбранные игры педагог проводит в течение времени их разучивания (4 - 6 занятий), а затем - постепенно заменяет новыми.

Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.

Разучивание новой игры:
- следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры; если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, незнакомые детям, расскажите о них, используя игрушки и картинки;
- проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста - в удобном темпе и с необходимыми остановками;
- когда игра разучена детьми - проводите её под «минус» (музыку без пения солистки); преподаватель активно участвует в игре вместе с детьми;
- старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями.

Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть - всё выполняет взрослый.

При повторении песен - игр дома не следует всё время активно помогать ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка - совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.

Родительское участие на уроке признается как дополнительное, в позиции наблюдателя. Дома - совместная деятельность, где ребенок - учитель, а взрослый - ученик или творческая совместная работа.

Детям трудно сидеть на месте, и основой музыкальной деятельности является движение.

В работе используются фонограммы песен и игр, так как без них педагог не имеет возможности участвовать в играх и танцах, активно помогать детям, играя при этом на музыкальном инструменте. Родители, благодаря фонограммам, получают возможность развивать детей дома.

Критерием для создания звуковых материалов и заданий является их традиционность, а также интерес и удовольствие детей.

Музыкальный материал – яркий и образный, основанный на лучших классических и современных произведениях.

Раннее знакомство с музыкальной клавиатурой и игра самых лёгких песенок с подпеванием всё же признаётся хотя и нетрадиционным, но полезным и интересным делом для детей раннего возраста.

Несколько слов о развитии.

В настоящее время идея раннего музыкального развития получила широкое распространение как в России, так и за рубежом. В интернете можно найти обилие различных методик по раннему освоению клавишных инструментов, по пению и слушанию музыки. Чаще всего данные методики предполагают наличие большой материальной базы (специальное помещение, специальные электронные программы, музыкальные инструменты и многое другое). Данная методическая разработка предполагает минимальные финансовые вложения, доступные в БОУ и дома.

Музыка всегда (наряду с движением, речью и игровым оборудованием) являлась необходимым условием общего развития ребенка. В методике музыка всегда сочетается с движением. На музыкально - ритмических занятиях музыка является и «целью», и «средством», определяя темп и ритм движений, чередование фраз и разделов. Музыка подсказывает детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становится понятней и интересней для ребенка именно в движении, задолго до того, как они смогли бы понять разговоры о музыке или начать обучаться игре на музыкальных инструментах.

Подвижные, пальчиковые и ролевые игры, звукоподражания и игра на детских шумовых инструментах, гимнастика под музыку и пение - необходимый вид деятельности для детей раннего возраста. В таких играх с другими детьми и взрослыми ребенок использует и развивает многие свои способности, в частности:

- улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка,

- развивается музыкальный слух, ритм, и музыкальная память,

- формируются навыки вербального и невербального общения,

- ребенок учится принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромиссы, он развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе,

- развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Музыкально - ритмическая деятельность, по мнению специалистов, имеет ещё и особую важность благодаря формированию ускоренного обмена информацией между левым и правым полушариями. Процессы восприятия, распознавания, мышления, принятия решений возможны только благодаря взаимодействию двух полушарий, каждое из которых имеет свою специализацию.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

речь

музыка, ритм, шумы, ритм и интонации речи

распознавание букв, слов, элементов целого

зрительное восприятие предмета в целом

осознаваемые движения комбинации движений

автоматизированные движения

запоминание слов и фраз

запоминание музыки, картин, запахов

логическое мышление

интуиция

В конце прошлого века учёные установили, что занятия музыкой в детстве положительно влияют на формирование физиологических и анатомических структур мозга и, прежде всего, на обмен информацией между полушариями.

Многолетние исследования зарубежных психологов показали, что дети, занимающиеся музыкой, опережают сверстников в интеллектуальном, социальном, и психомоторном развитии.

Исследователями также отмечено заметное влияние музыкально - ритмических игр на формирование у детей хороших способностей к восприятию информации и способности концентрировать внимание.

А музыкально - ритмические игры являются эффективным средством для социальной адаптации ребенка, укрепления положительного эмоционального контакта между взрослым и ребенком, а также прекрасной подготовкой для дальнейшего обучения.

ПРИМЕР №1



Раздел

Название игры

1

Приветствие

«Ну-ка, все встали в круг»

2

Разминка

«Ручки вверх» (с молоточками)

3

Жестовая игра

«Наши ручки» (вот так)

4

Пальчиковая игра

«Башня», «Пирожки»

5

Песенка-шумелка

Колокольчики

6

Игра с перемещением

«Королевский марш»

7

Показ игрушек, развитие речи, пение

«Мошка» (ай), «Жук» (жу)

8

Прощание

«Всем домой пора»

ПРИМЕР №2



Раздел

Название игры

1

Приветствие

«Ну-ка, все встали в круг»

2

Разминка

«Пора начинать»

3

Разминка с инструментами

С бубнами

4

Игра

«Листочки»

5

Развитие слуха, нотная грамота

С использованием карточек и альбомов детей (сборник «Бим-бом»)

6

Игра с подражательными движениями

«Дождик»

7

Распевание и пение

1.дыхательные упражнения
2.распевание
3.попевки 4.«Дождик», «Котенок»

8

Освоение клавиатуры

«Серый кот»: показ по альбомам, пение+игра.

9

Прощание

«Всем домой пора»

Список литературы:

  1. Белецкая Л. И. «Основы музыкального времени» : образовательная программа. / Л. И. Белецкая. – Омск : ООО «РЭМИС», 2003. – 26 с.

  2. Белецкий С. В. «Азбука музыки» : образовательная программа. / С. В. Белецкий. –Омск : ЭДМШ, 2001. – 54 с.

  3. Белецкий С. В. «Азбука музыки» : игровое пособие в 3-х выпусках [Текст] / С. В. Белецкий. – Омск : ЭДМШ, 1994.

  4. Белецкий С. В. «Основы чтения нотного письма» : программа одногодичного курса, поурочные планы и методические рекомендации. / С. В. Белецкий. – Омск : ООО «РЭМИС», 2003. – 40 с.

  5. Белецкий С. В. «Песенки-попевки». Мелодические формулы терминов и понятий языка музыки : учебно-игровое пособие для родителя-учителя [Текст] / С. В. Белецкий. – Омск : ЭДМШ, 1996. – 28 с.

  6. Бонфельд М. Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление: опыт системного исследования музыкального искусства [Текст] / М. Ш. Бонфельд. – СПб. : Композитор, 2006. – 648 с.

  7. Дерягина Л. Б. «Игры, чистоговорки, песенки, потешки» : книга с заданиями для детей 0-3 лет. / Дерягина Л. Б. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с.: ил. – (Серия «Первые шаги»). – 32 с.

  8. Долгушин С. Л. Синестетический метод и его роль в креативном подходе к процессу музыкальной деятельности ребенка [Текст] / С. Л. Долгушин // Новые технологии в музыкальном образовании : материалы всерос. науч.-практ. конф., Омск, март 2000 г. / Ом. гос. ун-т. – Омск, 2000. – С. 57 – 65.

  9. Ермакова И. А. «Поговори со мной, мама!» : книга для речевого развития ребенка от 0 до 3 лет. / Ермакова И. А. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. – 32 с.: ил. – (Серия «Первые шаги»). – 31 с.

  10. Железнова Е. «Бим-бом» : альбом для обучения пению и игре на клавишных инструментах. / Е. Железнова. – Москва. : Издательский Дом Катанского, 2006. – 48 с.

  11. Кузнецов В. «Проблемы и пути развития музыкального слуха в свете освоения современной музыки» : методическое пособие для преподавателей ДШИ и средних специальных учебных заведений культуры и искусства. / В.В. Кузнецов – Омск.: ООО «РЭМИС», 2003. – 28 с.

  12. Поплянова Е. «Жили – были Трали - вали» : книга для музыкальных работников детских садов и школ… / Е.М. Поплянова – Челябинск.: «УРАЛ LTD», 1997. – 128 с.

  13. Томашева А.А. Основы музыкального восприятия : программа по слушанию музыки для 1 года обучения в ДШИ. / А.А. Томашева – Омск.: ООО «РЭМИС», 2003. – 44 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск