Скачать 91.85 Kb.
|
Отчет по теме самообразования учителя информатики МОУ СОШ № 1 ЖЕЛЕЗНОВОЙ Маргариты Радомировны На протяжении последних лет моя личная методическая тема самообразования звучит следующим образом: «Метод проектов, как технология формирования ключевых компетенций учащихся при изучении информатики и информационно-коммуникационных технологий». Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда и многое другое. Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому периодически на уроках я использую метод создания творческих проектов. Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Российская Педагогическая Энциклопедия дает такое определение проекта: “Учебный проект - это совместное “учитель-ученик” продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе и конечная оценка результата и деятельности (рефлексия)”. Особенно интенсивно мысль начинает работать, когда собственная жизнь и нужда, интерес требуют разрешения данного вопроса и побуждают искать решение. Действительно, при создании проекта ученики сталкиваются с проблемными ситуациями, явно или смутно осознаваемыми. Во время работы над проектом, в подборе материала активно используется наблюдение, выдвигаются гипотезы, идет экспериментальная их проверка, развивается интерес, разрешается проблемность ситуации. Результаты выполненных проектов должны получаться "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Готовый проект защищается на конференциях или зачетных уроках. Актуальность данной технологии особенно возрастает в современной школе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, их метапредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий, среди них значительное место занимает компетенция поиска информации с использованием глобальной Сети. Методика применения ресурсов сети Интернет на уроке основана на возможности использовать следующие методические приемы: исследование сайтов по интересующей тематике; изучение текстового материала и поисковых инструментов online; сохранение выбранных файлов. Обучение с помощью ресурсов Сети неизбежно приводит к выходу за рамки урока и предмета. Особенности образовательного процесса:
Целевые ориентации Создание условий, при которых учащиеся:
По формам организации:
По срокам выполнения:
По результату выполнения проекта выделяется два аспекта:
Представленный урок посвящен победе русского народа над фашизмом. 65 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива. Потому что до сих пор ещё не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу. Когда говорят о патриотическом воспитании, то часто употребляются такие словосочетания: “военно-патриотическое воспитание”, “героико-патриотическое воспитание”. А почему не “семейно-патриотическое”? Не “эколого-патриотическое”? Слово “патриотизм” не нуждается в подобных добавлениях. “Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу”. Если учесть многогранность, емкость слов “отечество”, “родина”, “народ”, то получается, что все, что окружает человека с младых лет и до последнего его жизненного часа – все это его Отечество, его Родина, его народ. И еще хотелось бы обратить внимание на слово “воспитание”. Научная педагогика трактует “воспитание” как процесс “систематического воздействия, формирования характера, каких-либо качеств”. В своем уроке-проекте я попыталась объединить обучение основам информационной культуры и патриотическое воспитание средствами современных информационных технологий. Выбор темы урока обусловлен потребностью в создании тематического цифрового объекта в рамках проведения единого урока (дня), посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945, в образовательных учреждениях государств – участников содружества независимых государств. Данное мероприятие имеет важнейшее общественно-политическое значение, в том числе с точки зрения воспитательной работы среди молодежи и должно стать заметным элементом празднования 65-летия Великой Победы. Работа над проектом наш небольшой вклад в общее дело. Созданный цифровой объект (любительский фильм) планируется показать на общешкольном классном часе 8 мая 2010 г. Долгосрочный проект по теме: «ДОРОГИ СЛАВЫ» выглядит на последнем этапе как монтаж в единое целое выполненных индивидуальных работ пар учащихся и демонстрация полученного фильма. Представлю подробнее все этапы:
Этап первый – постановка задачи - уточняю информацию, обсуждаем задание, принимаем общее решение по теме, формируются творческие группы (пары). Этап второй - планирование – анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в группе, разработка заданий для творческих групп (подобрать материал из энциклопедий, словарей, учебников), отбор литературы. Здесь осуществляется первое знакомство с программой Windows Movie Maker. Изучение ее основных функций и возможностей. Создается пилотный проект на основе заготовленных фотографий на произвольную тему. Отрабатываются навыки создания слайд-фильма. Домашнее задание: создать слайд-фильм по личным фотографиям.
Третий этап - принятие решения – сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. Я консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность. Четвертый этап - выполнение проекта. Работа учащихся над проектом. Осуществляется поиск информации в сети интернет. Идет накопление текстового материала, фотографий по теме. Подбор музыки для оформления своей части фильма. Посещается библиотека, делается сканирование нужных фотографий. Консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность Здесь осуществляется накопление информационного материала и сопоставление его с суммой собственных знаний, полученных на уроках истории, обществознания, литературы. Происходит осмысление информации, фильтрация, первичная работа с текстом и музыкой. Домашнее задание: работа над текстом, дикцией. До следующего урока 30 апреля эта работа продолжается в индивидуальном порядке. Проводятся беседы с определенными учителями (Белова Л. П. (историк), Горская С.С. (учитель русского языка и литературы), Колесник А. В. (историк), Гамидова Л. М. (зам по ВР), Федураева Н.П. (зав. библиотекой)) и работниками музея (Фесенко А, Малов А.). Производится съемка недостающих фотографий. Просматривается школьный архив фотографий.
Четвертый этап - выполнение проекта. Работа учащихся над проектом. Работа над текстом, над дикцией. Запись аудио фрагментов. Накладка аудио файлов на музыку. Уточнение деталей. Консультирую, координирую работу учащихся, стимулирую их деятельность.
Этап пятый - оценка результатов – оценка выполнения проекта: поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин, недостатков. Обсуждают полученные результаты, исправляют недочеты, формулируют выводы. Монтаж по группам своего фрагмента фильма. Сборка частей в единое целое. Наблюдаю за деятельностью учащихся, принимаю участие в обсуждении. Шестой этап - презентация – защита проекта. Докладывают о результатах совместной работы. Демонстрация готового фильма. Рефлексия. Дополнительная информация. Распределение групп учащихся по темам: Творческая группа № 1: Корольков Артём, Левченко Александр. « Семилетняя война в Восточной Пруссии. 1756-1762 гг.»
Творческая группа № 2: Котельникова Валерия, Викулова Светлана, Алексеенко Екатерина. « Наполеоновские войны в Восточной Пруссии. 1806-1813 гг.»
Творческая группа № 3: Меликов Руслан, Козленков Евгений. « I Мировая война на территории Восточной Пруссии. 1914-1918 гг.»
Творческая группа № 4: Лихошва Карина, Михалёва Ирина, Коржова Алина. « Великая Отечественная война на территории Восточной Пруссии. 1941-1945 гг.»
Заключение: Страницы о ветеранах Великой Отечественной войны, курируемых МОУ СОШ № 1; Памятники русским воинам I Мировой и Великой Отечественной войн в Калининградской области; Парад Победы в городе Гусеве. |