Скачать 55.13 Kb.
|
Использование ИКТ на уроках в начальной школе Сысоева Алевтина Викторовна МБОУ СОШ №1 с.Аскино МР Аскинский район РБ, e-mail: sav68@bk.ru Наш век – век высоких компьютерных технологий. Современные дети живут в мире электронной культуры. В связи с этим меняется роль учителя в информационной культуре. Он должен координировать работу ученика в информационном потоке. Самому учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Одной из основных задач для меня является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, поощряют стремления ученика к поиску своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль. Основными умениями, которыми должен овладеть учитель являются: – технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; – методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; – технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе. ИКТ существенно помогают мне в работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. Применение ИКТ на уроках: – усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; – позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала; – повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация); – расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности; – обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Кроме того, презентация дает возможность учителю самостоятельно подобрать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Cтараюсь использовать презентации на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: – в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию; – при повторении пройденного материала, для быстрой проверки знаний учащихся; – на этапе объяснения нового используются изображения, видеофрагменты. При подготовке к уроку, учитель должен соблюдать определенные требования к материалу, который будет использован на уроке. Презентация должна содержать материал, который только с помощью ИКТ может быть эффективно представлен учителем. Не должно быть большого количества текстов. Фон презентации должен быть спокойным. Шрифт подбираться соразмерный плотности текста. Слайды должны носить, прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Нельзя применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников. Кроме общих требований есть еще и специальные требования – требования к содержанию, структуре и техническому исполнению презентации или электронного урока или учебника: – достаточный объем материала, соответствие ФГОС, актуальность, новизна и оригинальность; – практическая содержательность, системность, целостность. При создании электронного урока необходимо соблюдать четкость логики изложения теоретического материала с использованием всех цепочек рассуждений с помощью схем; четкость постановки задач, подробное комментирование примеров выполнения заданий, использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе (проблемные ситуации, исследование, игра, решение кроссвордов и т.д.). Среди наиболее популярных Интернет-ресурсов, которые стараюсь использовать при подготовке к урокам следующие: http://vip.km.ru, http://www.edu.ru, http://www.internet-school.ru, http://www.fio.ru, http://www.school.edu.ru, http://www.prosv.ru. Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования. Педагогу в настоящее время необходимо научиться пользоваться компьютерной техникой, так же, как он использует сегодня авторучку или мел для работы на уроке, владеть информационными технологиями и умело применять полученные знания и навыки для совершенствования методики урока. Для учителя компьютер – это необходимость. Список литературы: 1. 1. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34. 2. Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. – 224. 3.Емельянова Т. В Информационные образовательные технологии в школе. — URL: http// festival.1september.ru. |