Скачать 105.46 Kb.
|
Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе Опубликовано 03.11.2011 - Хрущёва Ольга Олеговна Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Использование в учебно-воспитательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:
При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:
Организация уроков с компьютерной поддержкой. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики. Предварительные знания и умения по информатике. Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе. К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Типы уроков с использованием ИКТ. Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека, стимулирует познавательную активность. Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:
Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей начальной школы предполагают 3 формы обучения:
Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна ещё и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей. Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики. Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, математической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач. При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Практическая реализация способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ. Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний. В своей работе я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, провожу уроки с использованием интерактивной доски. При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Я подбираю презентации к разным урокам, по разным темам, нахожу в Интернете, делаю сама. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими: 1. Создание "проблемных ситуаций" в процессе изложения учебного материала. 2. Виды занятия: - рассказ, - беседа, - электронные и печатные материалы. 3. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест – опрос. 4. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом. Продуктивность таких уроков очень высокая. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. В своей работе использую компьютер как: - индивидуальное средство обучения; - средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенногооценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке; - интерактивную доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении. В начальных классах на уроках математики провожу тестирование по целому ряду тем: - «Табличное и внетабличное сложение и вычитание», - «Вычислительные навыки», - «Скорость счета», - «Табличное и внетабличное умножение и деление». - «Приемы устных вычислений», - «Решение текстовых задач». При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств. Список используемых источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе. «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе» Согласно «Образовательному стандарту начального общего образования по информатике и информационным технологиям» ученики должны:•Получить знания, составляющие основу информационной культуры•Уметь использовать компьютерную технику для работы с информацией•Ориентироваться в информации разного вида, соблюдать этические нормы работы с информацией Использование мультимедиа технологий на уроках в начальной школе. В статье раскрываются возможности использования мультимедийных презентаций на различных этапах современного урока, рассматриваются гигиенические требования к созданию презентаций. Использование ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе В статье освещается важность и необходимость применения ИКТ-технологий на уроках и внеклассных занятиях в начальной школе Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”. Статья по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" Применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Ссылка на страницу: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ |