Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 159.74 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.05.2014
Размер159.74 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Информатика > Закон



«Методическая шкатулка 2009»





Автор: учитель информатики и ИКТ

Долгобородова Виктория Геннадьевна

МОУ СОШ № 16 г.Балашов

Саратовская область

Тел : 8 84545 23068 (домашний)

8 84545 93621 (рабочий)

Е-mail: school16bal@mail.ru

Vika161170@yandex.ru



Цели урока:

1.Образовательные: познакомить учащихся с законами логики; совершенствовать, развивать и углублять знания и умения по теме «Логические основы построения компьютера»; проконтролировать степень усвоения учебного материала. сформулировать правила преобразования логических выражений; научить учащихся приводить логическое выражение к нормальной форме; способствовать развитию у учащихся логического мышления.

2.Воспитательные: формировать общеучебные навыки (высказывать суждение в виде алгоритма мыслей; вести дискуссию, имея независимое суждение; выделять причинно-следственные связи при анализе; эстетические: оформление записей в рабочей тетради); стимулировать познавательную деятельность учащихся.

3.Развивающие: развивать внимание, память, речь, мыслительную деятельность учащихся, умения анализировать, обобщать и наблюдать, сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Опорные понятия: законы алгебры, преобразование (упрощений) выражений алгебры.

Новые понятия: законы логики; преобразование (упрощение) выражений в логике.

Задачи учителя: сформировать у учащихся умение определять в сложной формуле действие различных законов; сформировать у учащихся умение применять законы булевой алгебры для упрощения логических выражений.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

-правила преобразования логических выражений и законов логики.

Учащиеся должны уметь:

- приводить логические выражения к нормальной форме;

- уметь решать логические задачи , сформулированные на обычном языке.

Тип урока: урок формирования знаний.

Средства обучения: медиапроектор, интерактивная доска, компьютер, презентационный материал, мел, тест для проверки домашнего задания, бланк - законы логики.

План урока: (урок рассчитан на 2 часа)

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей урока

  3. Проверка домашнего задания

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление изученного

  6. Итоги урока

  7. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Постановка целей урока

    1. Существуют ли законы логики? Каковы они?

    2. Как из сложного выражения получить простое?

    3. Как получить правду, если кто-то все время лжет?

  3. Проверка домашнего задания

Учитель: прежде, чем приступить к новой теме повторим пройденное на прошлом уроке.

(Домашнее задание проверяется с использование интерактивной доски.)

Раздается тест (приложение 1), состоящий из 10 вопросов, ученики отвечают самостоятельно, затем ученикам предлагается поменяться своими работами,

Учитель вызывает к доске одного ученика и предлагает выбрать правильные ответы с помощью презентации (слайды 2 – 11) 11 слайд (на интерактивной доске использовать шторку (Сервис/Тень)), все остальные проверяют работы своих соседей по парте. (ученики ставят за каждый правильный ответ 1 балл и подсчитывают сумму, критерии оценивания работ. ( заранее написать на доске)

10, 9 - правильных ответов-«5»

8 - правильных ответа-«4»

6, 7 - правильных ответа-«3»

Все остальные работы не оцениваются.

Учитель: Передайте работы, начиная с последних парт. Поднимите руки те, у кого

оценка «5». Поднимите руки те, чьи работы остались без отметки.

Поставить оценку учащемуся у доски…………………………


  1. Изложение нового материала:

При изложении нового материала использовать слайд 12 - презентации «Законы булевой алгебры и упрощение логических выражений».

Важно подвести ребят к самостоятельному выводу о необходимости преобразований и упрощений выражений. Если логическое выражение содержит большое число операций, то составлять для него таблицу истинности сложно, в таких случаях формулы приводят к нормальной форме, т.е. в формуле отсутствуют знаки эквивалентности, импликации, двойного отрицания. Для приведения формулы к нормальной форме используют законы логики и правила логических преобразований.

Законы записаны на слайде, вывести на экран (распечатать по одному экземпляру на парту), и по мере записи на доске, ученики пишут в тетрадь.

  • Независимость от перестановки мест (коммутативность)

    • A v B = B v A

    • A ^ B = B ^ A

  • Независимость от порядка выполнения однотипных

действий (ассоциативность)

    • (A v B) v С = A v (B v С)

    • (A ^ B) ^ С= A ^ (B ^ С)

  • Распределительный закон относительно логического

умножения и сложения (дистрибутивность)

    • Распределение относительно логического умножения:

v В) ^ C = (A ^ C) v^ C) Вспомним правила раскрытия скобок в алгебре, ведь недаром операции конъюнкции и дизъюнкции называют логическим умножением и сложением. И наоборот:

(A & B) v (В & C) = В & (А v C) Похоже на вынесение общего множителя за скобки в алгебре. Распределительный закон относительно логического умножения полностью повторяет аналогичный закон алгебры.

    • Распределение относительно сложения:


  • А

    В

    С

    B ^ C

    A v B ^ C

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    0

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    0

    1

    1

    0

    1

    0

    1

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    А

    В

    С

    (A v B)

    (A v C)

    (A v B) ^ (A v C)

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    1

    0

    1

    0

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    0

    1

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    0

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1
    A v B ^ C = (A v B) ^ (A v C) А вот такого в обычной алгебре нет! Поэтому следует проверить закон при помощи построения таблиц истинности для правой и левой частей и последующего сравнения результатов. (вызвать к доске 2 учеников для построения таблиц, на доске)




Далее мы рассмотрим группу законов, у которых нет аналогов в алгебре, но они легко воспринимаются учащимися из-за своей наглядности.

  • Отсутствие степеней и коэффициентов (идемпотентность)

    • А v А = А

    • А ^ А = А Если высказывание А ложно (0), то результат 0 v 0, а также 0 ^ 0 – ложь; если высказывание А истинно (1), то результат 1 v 1, а также 1 ^ 1 - истина

  • Двойное отрицание (инволюция)

    • ¬ (¬ А) = А Ученикам предлагается заполнить таблицу истинности и сравнить 1 и 3 столбцы



А

¬ А

¬ (¬ А)

0

1

0

1

0

1



  • Действия с абсолютно-истинными и абсолютно-ложными высказываниями.

Абсолютно-истинное высказывание – высказывание, которое имеет значение ИСТИНА при любых значениях входящих в него простых высказываний. Такие высказывания обозначаются константой «истина» или 1. (пример: теорема Пифагора)

Абсолютно-ложное высказывание – высказывание, которое имеет значение ЛОЖЬ при любых значениях входящих в него простых высказываний. Такие высказывания обозначаются константой «ложь» или 0.

    • А v 1 =1 (всегда истина)

    • А ^1 = А

    • А v 0 = А

    • А ^ 0 = 0 (всегда ложь)

  • Закон исключенного третьего

    • А v ¬ А = 1 (всегда истина) В этом выражении что-то одно всегда истина, поэтому результат логического сложения – истина (открыть учебник на странице 353 и прочитать 1 правило - подсказки )



  • Закон противоречия

    • А ^ ¬ А = 0 (всегда ложь) В этом выражении что-то одно (либо А, либо ¬ А) ложно, поэтому результат логического умножения – ложь (открыть учебник на странице 353 и прочитать 2 правило - подсказки )

Далее рассмотрим группу законов, которые необходимо проверить. Проверку произведем путем построения таблиц истинности для правой и левой части законно и последующего их сравнения.

  • Законы де Моргана

    • ¬ (А ^ В) = ¬ А v ¬ В

Проверим правомерность применения закона с помощью таблицы истинности

А

¬ А

В

¬ В

^ В)0

¬ (А ^ В)

¬ А v ¬ В

0

1

0

1

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

0

1

0

0




    • ¬ (А v В) = ¬ А ^ ¬ В

А

В

¬ (А v В)

¬ А ^ ¬ В

0

0

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

0



  • Поглощение

    • А v А ^ В = А

    • А ^ v В) = А




  • Поглощение отрицания

    • А v ( ¬ А ^ В) = А v В

    • А ^ ( ¬ А v В) = А ^ В

Доказать свойства поглощения и поглощения отрицания можно путем упрощения на основе свойств дистрибутивности. (Доказательство оставить для домашней работы)




Доказательство свойств
Импликации и эквивалентности иногда нет среди логических операций, а при решении задач они требуются. Существуют формулы замены данных операций с использованием только операций отрицания, дизъюнкции и конъюнкции. Так, вместо операции импликации можно использовать следующее тождественное выражение:

A  B = A V B

Для замены операции эквивалентности существует два выражения:

A  B = (A  B) V (A  B)

A  B = (A V B)  (A V B)


  1. Закрепление изученного: упрощение логических выражений

В этой части урока учитель показывает, на примере как упрощаются выражения: и объясняет, что для успешного упрощения нужна практика. Чем больше примеров будет решено, тем вероятнее, что ученик увидит возможные варианты упрощения в конкретном выражении. Может возникнуть вопрос зачем упрощать? Здесь важно напомнить, что при доказательстве некоторых законов строились таблицы истинности для правой и левой частей закона, а затем они сравнивались, но есть и другие способы доказательств.

  1. Привести правую часть равенства к левой, или наоборот;

  2. Привести обе части равенства к единому выражению

Эти действия называются преобразованием. Если в результате преобразования уменьшилось количество операций, то говорят об упрощении. И преобразования и упрощения осуществляются на основе разобранных на уроке законов логики.

Пример: (Для наглядности можно заменить операции логического сложения и умножения знаками «+» и «*»)

(А v ¬ В ) ^ (¬ А v В) = (А + ¬ В) * (¬ А + В)

В общей сложности в этом примере 5 операций (2 отрицание, 2 сложение, 1 умножение)

Последовательно выполним действия:

  1. Раскрываем скобки по распределительному закону:

А ^ (¬ А) v А ^ В v (¬ В) ^ (¬ А) v (¬ В) ^ В;

  1. Заменяем А ^ (¬ А) на 0 по закону противоречия;

  2. Заменяем (¬ В) ^ В на 0 по закону противоречия;

  3. Заменяем (¬ В) ^ (¬ А) на ¬ (А v В) по закону

  4. де Моргана и получаем выражение, содержащее

  5. 4 простые операции, для которых учащиеся

  6. должны знать таблицы истинности наизусть

  7. (конъюнкция, дизъюнкция, инверсия)

А ^ В v ¬ (А v В)
Далее к доске вызываются учащиеся для

преобразований с применением различных законов логики:

¬ (¬ А v В) v ¬ (¬ А v С);

¬ (А ^ ¬ В). (решение примеров осуществляется с помощью интерактивной доски);

А ^ В v В v С


Решим задачу:

Задача: Синоптик объявляет прогноз погоды на завтра и утверждает следующее:
1. Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.
2. Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.
3. Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра
Так какая же погода будет завтра?

Решение:

1. Выделим высказывания и запишем их через переменные:

А – «Ветра нет»

В – «Пасмурно»

С – «Дождь»

2. Запишем логические функции (сложные высказывания)

а) «Если не будет ветра, то будет пасмурная погода без дождя.»

А à В & С
б)» Если будет дождь, то будет пасмурно и без ветра.»

С à В & А
в) «Если будет пасмурная погода, то будет дождь и не будет ветра»
В à С & А



  1. Рефлексия

* Что было легко, а что трудно?
* Что было интересно, а что не затронуло?

* Что нового для себя вы узнали, чему научились?

* Какие компетенции Вы приобрели?



  1. Домашнее задание. (слайд 13)

  1. Читать стр. 353, 354, тема 23.4

  2. Письменно стр. 366, вопрос 7

  3. Письменно доказать свойства поглощения и поглощения отрицания путем упрощения на основе свойств дистрибутивности.



Литература

  • Н.В. Макарова «Информатика и ИКТ» 8-9 класс

  • Макарова Н.В. «Информатика и ИКТ» методическое пособие для учителей 3 часть «Техническое обеспечение информационных технологий» Питер 2008 год.

  • О.Л. Соколова «Универсальные поурочные разработки по информатике 10 класс» (в помощь школьному учителю) издательство «ВАКО» 2006 год.

  • И.А Иванова Информатика 10 класс. Саратов: «Лицей», 2006 год


П
8. Мальчик Вася был рассеянным и всегда терял ключи. Только поставят родители новый замок, как находился старый ключ (под ковриком, в портфеле, в кармане). Придумайте «суперзамок» для Васи, чтобы дверь не мог открыть посторонний человек, а Вася наверняка? Объясните ответ.



9. Сопоставьте операции





10.

Расставить в правильном порядке выполнение логических операций: (рядом поставьте правильные номера)

  1. Инверсия

  2. Дизъюнкция

  3. Конъюнкция

  4. Импликация

  5. Эквивалентность

  6. Операция в скобках



риложение 1


Тест:

  1. Чем является предложение «Дети любят

игрушки» с точки зрения алгебры логики?



  1. Инверсия – это?



  1. Логическое сложение – это?



  1. Логическое умножение?



  1. Логическое следование (Импликация)

обозначается словами или знаком?



  1. Операция обозначенная словами В ТОГДА

И ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА А называется?



  1. Один зажиточный человек боялся грабителей

и заказал замок, который открывался двумя

ключами одновременно. С какой логической

операцией можно сравнить процесс открывания?




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск