Скачать 32.5 Kb.
|
Цели урока: познакомить детей с понятиями «множество», «элемент множества», «подмножество»; научить определять число элементов множества; учить определять принадлежность элементов заданному множеству (подмножеству); развивать умение работать на компьютере. Оборудование: программно-методический комплекс «Мир информатики». (3 класс) Ход урока. 1) ОРГМОМЕНТ. - На вопрос «Как это делается?» можно ответить с помощью… (алгоритма) - Чтобы ответить на вопросы «Что это такое? Кто это такой?» нужно уметь… (описывать состав предметов и существ, их возможные действия и отличительные признаки). 2) ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. - Но существуют и другие вопросы, на которые нужно уметь отвечать. Например, человек, робот или инопланетянин, для которого вы составили алгоритм действия или описание предмета , не сможет понять: почему не нужно собирать ядовитые грибы, и как понять, что гриб ядовитый; почему один и тот же предмет можно назвать и «деревом», и «растением», одно и то же существо – и сыном, и внуком, и правнуком; почему иногда утверждение «погода хорошая» оказывается правильным, а иногда – нет… - Чтобы научиться отвечать на такие трудные вопросы, нужно изучать не только информатику, но и математику. В ней изучаются не только правила вычислений, но правила рассуждений. Раздел математики, где изучаются эти правила, называется «логика». Для начала вам предстоит познакомиться с множествами, высказываниями и графами. - Итак, что же такое «множество», «элементы множества», «подмножество»? 3) «ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ». Работа в группе: - Распределите картинки в группы по какому-либо признаку. - Расскажите, какие группы у вас получились. (Звери, птицы, травы, деревья, посуда, мебель, обувь и др.) - В жизни часто приходится рассматривать совокупности некоторых объектов как единое целое: армия, флот, класс, бригада, вид животных, коллекция и т.д. В математике, когда какие-нибудь объекты собираются вместе, называют множества. Можно говорить о множестве книг в библиотеке, множестве зрителей в кинотеатре, множестве хищных животных, но нельзя сказать «стадо чашек» или «бригада коров». Раскрывая смысл термина «множество», один из создателей теории множеств, немецкий учёный Георг Кантор, писал: «Множество есть многое, мыслимое нами как единое». Работа в паре: Как назвать, одним словом? а) Как называется множество овец? б) Как называют множество лошадей? в) Как называют множество пчёл, летящих вместе? г) Как называют множество кораблей, плывущих вместе? д) Как называют множество футболистов, собравшихся вместе для игры? Придумать множества, о которых можно сказать: хор, оркестр, бригада, класс, коллекция, библиотека. Предметы или существа, входящие в множества, называют элементами этого множества. Например, ласточка – элемент множества птиц, берёза – элемент множества деревьев. - Приведите свои примеры элементов множеств. В математике словом «множество» обозначают необязательно большую группу предметов. - Сколько, например, элементов в множестве: - учеников в нашем классе? - пальцев на одной руке у человека? - голов у человека? - хвостов у человека? Как видите, множество может включать совсем немного элементов и даже быть пустым – не иметь ни одного элемента. 4)ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Работа по учебнику. - Выполнение зад. №1 и №2. - Игра «Пирамида множеств»: назвать множества в которых : - 0 элементов - 1 элемент - 2 элемента и т.д. 5) ЗНАКОМСТВО С ПОДМНОЖЕСТВОМ. Часть множества называется подмножеством. - Выполнение заданий №3 и №4. - Игра «Какие бывают?»: учитель называет множество, а дети – его возможные подмножества. 6) ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Самостоятельное выполнение зад.№6 и №8 с последующей проверкой. 7) РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ. Раздел: «Отношения между множествами». 8) ИТОГИ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (зад.№5, №8) |