Рабочая программа по информатике для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике разработана на основе авторской программы курса информатики и информационных технологий для 3 класса средней общеобразовательной школы Матвеевой Н.В.
Программа рассчитана на 34 часа. Программой предусмотрено проведение:
контрольных практических работ – 4
проверочных работ (10-15 минут) – по отдельным блокам
практические работы (10-15 минут) – на каждом уроке
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
3. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 3 класс, Матвеева Н.В. и др.
4. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ: Методическое пособие. 3 класс. - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ в 3 классе с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей. Представлены разработки уроков по 28 темам. Приведены рекомендации по использованию комплекта плакатов по информатике для начальной школы и по работе с электронным приложением для 3 класса, которое размещено на сайте методической службы издательства http://metodist.lbz.ru/files/Matveeva_3.exe (311 Мб)
5. Электронный образовательный ресурс (бета-версия) к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика и ИКТ», 3 класс, 2008 г.
6. Сиcтема виртуальных лабораторий по информатике «Задачник 2-6».
Предполагает линейное изучение теоретического материала в соответствии со структурой учебника и согласно требованиями стандарта. Задания в рабочих тетрадях могут выполняться учащимися частично на уроках, частично как домашнее задание. Компьютер рекомендуется использовать на каждом уроке: во время обсуждения нового материала и при фронтальной работе учащихся.
Для проведения компьютерного практикума предлагается использовать ЭОР из состава электронного сопровождения УМК. С целью получения учащимися начальных пользовательских навыков рекомендуется организовать индивидуальную работу учащихся на компьютере в текстовом редакторе, в графическом редакторе, в электронных таблицах.
Цели обучения информатике в 3 классе:
1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.
7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
развиваются общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой и пр.);
формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
В содержательном плане данный курс создавался как основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с минимума содержания образовательной области «Информатика».
Содержание курса строилось на основе трех основных идей:
Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Учебно-тематический план
Знакомство с информацией – 6 часов. Человек и информация. Источники и приемники информации. Искусственные и естественные источники информации. Носители информации.
Действия с информацией – 9 часов. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.
Объект и его характеристика – 9 часов. Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Элементный состав объекта. Действия объекта.
Обмен информацией и обмен данными – 10 часов. Информационный объект и смысл. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Число и программный калькулятор. Таблицы и электронные таблицы.
Требования к подготовке учащихся:
понимать:
что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
что человек, природа, книги могут быть источниками ин. формации;
что человек может быть и источником информации, и при. емником информации;
знать:
что данные — это закодированная информация;
что тексты и изображения — это информационные объекты;
что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
правила работы с компьютером и технику безопасности; уметь:
представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных, используя оглавление, указатели, каталоги, справочники, записные книжки, Интернет;
называть и описывать различные помощники человека при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
пользоваться средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск
программы); запускать простейшие широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редактор, тренажеры и тесты; создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Календарно-тематический план – 3 класс № п/п
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Формы и методы обучения
| Повторение, актуализация
| Основные понятия
| Практикум
| Контроль знаний
| Домашнее задание
| Примечание
| Знакомство с информацией – 6 часов
| 1
|
| Человек и информация
| знакомство с новым материалом
| беседа
|
| органы чувств человека, виды информации
|
|
| §1.РТ №1б, 2,5,7
|
| 2
|
| Источники и приемники информации
| комбинированный
| словесный, практическая
| органы чувств человека, виды информации
| зрительная звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая информация. Источники и приемники.
| Знакомство с клавиатурой. Группы клавиш
| фронтальный опрос
| §2, РТ №1а, 2, 4
|
| 3
|
| Искусственные и естественные источники информации
| комбинированный
| словесный, практическая
| зрительная звуковая, обонятельная, осязательная, вкусовая информация. Источники и приемники
| естественные и искусственные источники информации, компьютер
| Знакомство с клавиатурой. Группы клавиш
| тест
| §3, РТ №6б, 7
|
| 4
|
| Носители информации
| комбинированный
| словесный, практическая
| естественные и искусственные источники информации, компьютер
| носители информации, виды, магнитные и лазерные носители
| Работа с манипулятором мышь
| тест
| §4, РТ № 1б, 4, 8
|
| 5
|
| Что мы знаем о компьютере
| комбинированный
| словесный, практическая
| носители информации, виды, магнитные и лазерные носители
| устройство компьютера
| Знакомство с компьютером
| тест
| §5, РТ №4
|
| 6
|
| Работа со словарем, контрольная, тестирование
| урок применения знаний и умений
| контроль
| устройство компьютера, назначение
|
|
| контрольная работа
| стр. 32
|
| Действия с информацией – 9 часов
| 7
|
| Немного истории
| эвристическая беседа
| беседа
| устройство компьютера
| наблюдения, сохранение информации
| §6 (1, 2, 3) Знакомство с клавиатурой
| фронтальный опрос
| §6, РТ № 4, 5
|
| 8
|
| Сбор информации
| комбинированный
| словесный, практическая
| сбор информации – действие с информацией
| сбор информации – действие с информацией
| §7 (1, 4, 8, 10) Клавиатурный тренажер
| тест
| §7, РТ № 2, 3.
|
| 9
|
| Представление информации
| комбинированный
| словесный, практическая
|
| представление информации, текст, графика, числа, рисунки, схемы
| §8 (3, 6) Клавиатурный тренажер
| тест
| §8, РТ № 1, 2, 4, 5
|
| 10
|
| Кодирование информации
| комбинированный
| словесный, практическая
| представление информации, текст, графика, числа, рисунки, схемы
| данные, кодирование, двоичная система
| §9 (1, 2,) Тренажер мыши
| тест
| §9, РТ №3, 4
|
| 11
|
| Декодирование информации
| комбинированный
| словесный, практическая
| шифр Цезаря, декодирование
| декодирование информации, числовой код
| §10 (1, 3) Тренажер мыши
| тест
| §10, РТ № 2, 4, 5)
|
| 12
|
| Хранение информации
| комбинированный
| словесный, практическая
|
| хранение информации: носители
| §11 (1, 3) Клавиатурный тренажер
| тест
| §11, РТ №2
|
| 13
|
| Обработка информации
| комбинированный
| словесный, практическая
|
| обработка информации: изменение формы представления
| §12 (6,9, 13) Клавиатурный тренажер
| тест
| §12, РТ № 1, 2, 3, 4, 7
|
| 14
|
| Работа со словарем
| комбинированный
| словесный, практическая
| обработка информации: изменение формы представления
| сбор, представление, кодирование и декодирование, хранение, обработка
| Клавиатурный тренажер
| фронтальный опрос
| стр. 75, № 8, 10, 11, 12, 14
|
| 15
|
| Контрольная работа, тестирование
| урок применения знаний и умений
| контроль
|
|
|
| контрольная работа
|
|
| Объект и его характеристика – 9 часов
| 16
|
| Объект
| эвристическая беседа
| беседа
| сбор, представление, кодирование и декодирование, хранение, обработка
| объект, виды объектов
| §13 (1,3,5,8)
| фронтальный опрос
| §13, РТ № 2, 4,6,7
|
| 17
|
| Имя объекта
| комбинированный
| словесный, практическая
| виды объектов
| имя объекта: общее и конкретное
| §14 (2, 4, 5, 6, 10б) работа в текстовом редакторе
| тест
| §14, РТ № 1, 3, 7, 8, 9, 10а
|
| 18
|
| Свойства объекта
| комбинированный
| словесный, практическая
| совокупность свойств объекта
| свойства объекта, характеристики объекта
| §15 (1, 4, 6, 7а, 9) работа в текстовом редакторе
| тест
| §15, РТ № 2, 3, 5, 7б, 8
|
| 19
|
| Общие и отличительные свойства
| комбинированный
| словесный, практическая
| отбор свойств объекта для конкретного случая
| общие, отличительные свойства объекта
| § 16 (1, 3, 2а,в,д, 5, 7) работа в графическом редакторе
| тест
| § 16, РТ № 2б, г, 4, 6
|
| 20
|
| Существенные свойства и принятие решения
| комбинированный
| словесный, практическая
| отбор свойств объекта для конкретного случая
| важные свойства объекта - существенные
| § 17 (2, 4,5,6) работа в текстовом и графическом редакторе
| тест
| §17, РТ № 1, 3, 7, 8, 9
|
| 21
|
| Элементный состав объекта
| эвристическая беседа
| беседа
| важные свойства объекта - существенные
| элементный состав объекта, части объекта
| § 18 (4, 8,10) работа в графическом редакторе
| тест
| § 18, РТ № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9
|
| 22
|
| Действия объекта
| комбинированный
| словесный, практическая
| примеры действий объектов
| действие объекта, последовательность шагов в действии
| §19 (3,4,5,6) работа в графическом редакторе
| тест
| §19, РТ № 1, 2, 7-10
|
| 23
|
| Отношения между объектами, работа со словарей
| комбинированный
| словесный, практическая
| действие объекта, последовательность шагов в действии
| отношение объектов
| §20 (1,2,3,6а,г, 8, 9а,б) работа в графическом редакторе
| фронтальный опрос
| §20, РТ № 4, 5,6б,в
|
| 24
|
| Контрольная, тестирование
| урок применения знаний и умений
| контроль
| больше, меньше, целое - часть
|
|
| контрольная работа
| стр. 75
|
| Обмен информацией и обмен данными – 10 часов
| 25
|
| Информационный объект и смысл
| эвристическая беседа
| беседа
|
| информационный объект (текст, рисунок, схема)
| §21 (1, 2,4,)
работа в графическом редакторе
| тест
| §21, РТ № 3, 5-7
|
| 26
|
| Документ как информационный объект
| комбинированный
| словесный, практическая
| создание информационного объекта
| понятие документа, документальные данные
| §22 (4,5,8)
работа в графическом редакторе
| фронтальный опрос
| §22, РТ № 1, 2, 3, 6, 7
|
| 27
|
| Электронный документ и файл
| комбинированный
| словесный, практическая
| электронные носители информации
| электронный документ, файл, внутренняя и внешняя память компьютера
| §23 (1,3,5)
работа с проводником
| тест
| §23, РТ № 1, 4, 6, 7, 8
|
| 28
|
| Текст и текстовый редактор
| комбинированный
| словесный, практическая
| правила работы на компьютере
| текст, элементы текста, текстовый редактор
| §24 (1,2,3,6) работа в текстовом редакторе
| тест
| §24, РТ № 4, 5
|
| 29
|
| Изображение и графический редактор
| комбинированный
| словесный, практическая
| запуск программы графического редактора
| изображение, виды, графический редактор, элементы
| §25(1,3,6,7,8) работа в графическом редакторе
| фронтальный опрос
| §25, РТ № 2, 4, 5
|
| 30
|
| Схема и карта
| комбинированный
| словесный, практическая
|
| схема, карта - графические объекты
| §26(1,3,4,6) работа в графическом редакторе
| тест
| §26, РТ № 2, 5, 7)
|
| 31
|
| Число и программный калькулятор
| комбинированный
| словесный, практическая
| запуск Калькулятора
| число, обозначение свойств объекта числовыми данными
| §27(1,3,4,5а) работа с приложением «Калькулятор»
| тест
| §27, РТ № 2, 5б, 6, 7, 8
|
| 32
|
| Таблица и электронные таблицы
| комбинированный
| словесный, практическая
| число, обозначение свойств объекта числовыми данными
| таблица, элементы таблицы
| работа в текстовом редакторе и в электронных таблицах
| тест
| §28, РТ № 2, 4, 7, 8, 9
|
| 33
|
| Повторение темы «Информационный объект и компьютер»
| комбинированный
| словесный, практическая
| правила работы в электронной таблице
|
| работа в электронных таблицах
| фронтальный опрос
| повт. § 21-28
|
| 34
|
| Годовая контрольная, тестирование
| урок применения знаний и умений
| контроль
|
|
|
| контрольная работа
|
|
| Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» для 4 классовПояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» в 4 классе разработана в соответствии с образовательной программой школы и составлена на основе авторской программы по «Информатике» для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Москва, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 год. При составлении программы был использованы Учебник «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009, 2010, Методическое пособие для учителя. «Информатика и ИКТ» 4 класс, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Н.А.Нурова М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
«Программы для общеобразовательных учреждений 2-11 классы» составитель М.Н. Бородин, Москва, Бином. Лаборатория знаний.
В соответствии с Образовательной программой школы на 2011 – 2012 учебный год информатика изучается во 4 классе 1 час в неделю, всего 34 часов в год. Планируется в I четверти - 9 часов, во II - 7, в III - 10, в IV -8 Цель курса в 4 классе: формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;
знакомство с базовой системой понятий информатики;
развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;
освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;
овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.
Изучение учебного материала курса информатики направлено на: развитие умений младшего школьника ориентироваться в информационных потока окружающего мира;
овладение практическими способами работы с информацией: ее поиском, анализом, преобразованием, передачей, хранением, использованием в учебной деятельности и повседневной жизни для достижения поставленных целей;
формирование начальной компьютерной грамотности и элементов информационной культуры;
развитие умений, позволяющих продуктивно обмениваться информацией с людьми и машинами, осуществлять коммуникации с помощью имеющихся технических средств (телефон, магнитофон, компьютер, телевизор и др.);
формирование творческой активности учащихся и самостоятельности в процессе обучения.
Основные содержательные линии Информация в окружающем мире. Информация в жизни человека. Примеры информационных объектов: текстовых, числовых, графических, звуковых. Источники информации (книги, пресса, радио, телевидение, Интернет1., устное сообщение). Этические нормы работы с информацией. Работа с информацией: передача, поиск, преобразование, хранение (в том числе на компьютере). Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию). Построение простейших логических выражений с использованием связок: «и», «для всех», «или» «не». Команда, исполнитель команд, алгоритм. Примеры простейших алгоритмов (в том числе компьютерных). Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Принцип отбора содержания связан с преемственностью целей образования на различных уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ (4 тематические контрольные работы и 1 итоговая контрольная работа в год). Материалы контроля представлены в «Тетради для контрольных работ для 4 класса». Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ. Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Учебник «Информатика» 4 класс, Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010,2011
Рабочая тетрадь в 2 частях «Информатика» 4 класс, Н. В. Матвеева, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, Е. Н.Челак, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010, 2011
Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 – 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Электронное пособие. CD-диск, содержащие учебные и развивающие задания к курсу.
При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. • грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения; • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта; • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения; • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п. Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка: «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей; «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки: «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий; «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. |