Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации15.05.2014
Размер80.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Образ демонического героя

в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»
Цель урока: расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон».
Задачи:

Обучающие:

1. познакомить обучающихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова;

Развивающие:

1. продолжить развитие навыков анализа поэтического текста, умения воспринимать, истолковывать, интерпретировать литературный текст;

2. продолжить развитие монологической и диалогической речь обучающихся, навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой;

Воспитывающие:

1. продолжить формирование «человека культуры» через знакомство обучающихся с классикой мировой культуры;

2. продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы: беседа, использование художественного слова, использование иллюстраций, мультимедийной презентации
Формы: групповая, фронтальная
Оборудование: Портрет М. Лермонтова, репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», текст поэмы «Демон»; аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий», мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.
Межпредметные связи: мировая художественная культура
Компетенции, формирующиеся у обучающихся в ходе урока: коммуникативная (устная коммуникация/публичное выступление), информационная (извлечение информации, обработка информации)
План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы урока, цели.

  3. Анализ произведения.

  4. Работа с репродукциями картин.

  5. Общие выводы по уроку.

  6. Выставление и обоснование оценок.

  7. Домашнее задание.


Ход урока:
I . Организационный момент.

II . Вступительное слово преподавателя.

В мировом искусстве есть образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова – образе Демона. Анализируя поэму, слушая друг друга, мы должны будем составить портрет демонического героя в поэме Лермонтова, также внимательно рассмотреть репродукции картин М. Врубеля, соотнести Демона Лермонтова и Врубеля. Цель нашего урока: расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, попытаться понять образ главного героя поэмы «Демон»

Запишем тему нашего урока в тетрадях: «Образ демонического героя в творчестве М.Ю. Лермонтова».
. Анализ произведения.

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»?

Студенты отвечают.

– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?

Студенты отвечают на вопросы (опережающее домашнее задание)

Студенты отвечают: Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, возгордившемся своим могуществом и взбунтовавшемся против Бога. Демоны – падшие ангелы, которые служат сатане. Согласно Святому Писанию, они обладают силой, но ограничены Богом в своих действиях.

Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий». В древнегреческой мифологии: демон – дух, который может обладать как положительными, так и отрицательными качествами.

Давайте обратимся к истории создания и публикации поэмы «Демон» (смотрят видеофрагмент)

- Что мы узнали из просмотренного видеофрагмента? Сколько лет работал М.Ю. Лермонтов над поэмой? Менялось ли содержание поэмы?

Студенты отвечают

– Вашим домашним заданием было прочитать поэму М.Ю. Лермонтова «Демон» и принести ее с собой на урок. Давайте обратимся к содержанию поэмы.

Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.

Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?

Студенты отвечают: Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

– Каким вы увидели Демона в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Назовите основные черты. И пока каждый из вас устно характеризует Демона, остальные записывают его характеристику в таблицу.


Положительные черты

Отрицательные черты












































– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Студенты отвечают.

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Беседа по вопросам.

– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)

– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Чтение эпизода гибели жениха Тамары)

– Каков же Демон во 2 части поэмы?

– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?

– Что значит для Тамары уход в монастырь?

– Что чувствует Демон там?

Анализ эпизода клятвы Демона.

Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. (Ученик выразительно читает отрывок с клятвой) Какие интонации вы слышите? Выпишите ключевые слова.

(«Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, новый ангел в блеске новом, раб твой, кого никто не любит)

– Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?

Студенты отвечают: Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

Как мы с вами видели, в поэме происходит противостояние Демона и Бога. В чем его смысл?

– Какую роль в поэме играет Ангел?

– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.

Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей. От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает в «сердце, полном гордыни» ненависть. Очевидно, что в любви Демона происходит фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

– Кто побеждает в этом поединке?

– Можно ли сказать, что Демон повержен?

– Почему поцелуй Демона оказался смертельным для Тамары? Почему её душа отправляется в рай? В чём внутренний конфликт героя?

Промежуточные выводы.

Слово преподавателя.

Мотив демонизма, демонической личности был характерен для творчества Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными, играющий «демоническую» роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.
IV . Работа с репродукциями картин.

1. «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной .

2. «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля подходит к образу Лермонтова, почему?


V . Выводы.

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова и живописи Врубеля. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!
Выставление и обоснование оценок.
VI . Домашнее задание (на выбор).

А) Напишите сочинение на тему: «В чём внутренний конфликт Демона?»

Б) Рассмотрите репродукции и сделайте письменный анализ, ответив на вопрос: «Какой из «Демонов» М. Врубеля наиболее полно воплощает лермонтовский образ и почему?»

В) Нарисуйте свою иллюстрацию к поэме «Демон», подберите к ней строки из произведения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск