Скачать 119.79 Kb.
|
Дидактическая игра на уроках иностранного языка как форма активизации познавательной деятельности обучающихся (технологическая карта урока) Исполнитель: Романов Сергей Викторович Учитель английского языка МБОУ СОШ № 99
В настоящее время основным принципом работы современного педагога является не только целенаправленное воздействие на каждого обучаемого, его личностные установки, но и оптимизация совместной деятельности учащихся. Большую помощь в этом оказывают учебно-дидактические игры. Они активизируют учебный процесс и имеют преимущества по сравнению с традиционной формой проведения занятий. Использование игровых технологий на уроках иностранного языка является также важным фактором, мотивирующим учащихся к изучению иностранных языков. Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Учебно-познавательная мотивация школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у школьника возникла стойкая внутренняя мотивация "хочу учиться хорошо", надо, чтобы каждый говорил себе: "Я смогу! Я добьюсь!" На практике формирование мотивов учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Изучение иностранных языков следует начинать с раннего детства с 5-8 лет, когда система родного языка хорошо усвоена, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте еще мало речевых штампов, легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Способность обучающегося раннего возраста «впитывать как губка» явления окружающего мира, в частности, языковые явления, помогает более эффективно познавать этот мир и изучать иностранные языки, нежели учащегося зрелого возраста. Обучающие возможности игры на иностранном языке отмечали многие известные педагоги: Л.В. Выготский и Д.Б. Эльконин. Великий русский педагог Ушинский, считал, что при правильной организации учебного процесса обучение детей иностранному языку должно начинаться с дошкольного возраста. Ушинский считал, что путь развития речи ребенка строится на развитии детского мышления, а оно в свою очередь, опирается на конкретные зрительные образы, на наглядность. Приоритетной деятельностью у учащихся раннего возраста является игровая деятельность. Именно игра является лучшим стимулом к обучению, поддерживающим интерес у учащихся. Называя игру "арифметикой социальных отношений", Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. В занимательной игровой форме можно отработать и повторить учебный материал, значительно пополнить активный словарный запас, получить и закрепить навыки правильного написания слов. Легче запомнить то, что поддаётся интересу, а интересным бывает то, что не вызывает скуки. Игра является огромным стимулом в достижении успеха там, где порой оказываются неэффективными традиционные упражнения. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность. Урок может стать незабываемым путешествием в мир иностранного языка, дать возможность не только сильным, но и слабым учащимся проявить свой творческий потенциал. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются, порой, более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения – "оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми". [Выготский Л.С. 1991; – с.400] Даже самый незначительный успех является огромным шагом на пути познания. Рассмотрим использование игровых технологий на примере одного урока, таблица которого представлена выше. Как видно из таблицы, тема урока – «Потерянная тележка» из цикла «Еда». Ключевой целью урока является формирование навыков говорения (построение вопросительных и утвердительных предложений с конструкцией «there was/ there were»). Урок состоит из восьми этапов, наличие и последовательность каждого из которых является неотъемлемой частью учебного процесса и важнейшим фактором успешного достижения цели. В качестве фонетической разминки учащимся было предложено произнести слова со звуком ∂. Данный звук отсутствует в родном русском языке и является особенностью английского языка. Правильное произношение слов с данным звуком способствует правильному пониманию слов, а также знакомит учащихся с англо-говорящей культурой. В качестве речевой разминки учащимся было предложено с опорой на картинки описать продуктовые тележки. Перед учащимися возникает необходимость вспомнить английские слова, относящиеся к теме «Еда». В ходе урока учащимся необходимо будет вступить в диалог друг с другом. Для составления диалога и подготовке к ролевой игре учащимся следует оперировать главными предложениями-клише, помогающими запрашивать информацию о пропавшей тележке и описывать содержимое пропавшей тележки. Данные предложения продемонстрированы в аутентичном диалоге, который учащимся и предлагается прослушать. В ходе прослушивания разговора учащиеся в роли следователя (участкового полиции) дописывают необходимую информацию о пропавшей тележке, и устанавливают пропавшую тележку. На следующий день, благодаря оперативной работе учащихся (следователей) в газете печатается статья о пропавшей тележке. Учащимся-читателям предлагается ознакомиться с информацией о пропавшей тележке в статье и найти ответ на вопрос, почему пропала тележка. Наряду с этим у учащихся формируется грамматический навык построения утвердительных предложений с конструкцией «there was/ there were», а также закрепляются знания разницы в употреблении форм глагола «to be» в прошедшем времени. Развивать навыки построения вопросительных предложений с конструкцией «there was/ there were» помогает игра «Мозаика», в которой учащимся в командах предлагается расставить слова в правильном порядке, чтобы получилось вопросительное предложение. Как и любая командная игра, «Мозаика» способствует возникновению у учащихся «командного духа», умения работать сообща, принимать коллективное решение, основываясь на недавно приобретённых знаниях с одной стороны, а с другой стороны помогает учащимся аргументировано отстаивать свою точку зрения, выбирая именно данный порядок слов в вопросительном предложении. Использование игр на уроках иностранного языка имеет большое значение и для приобретения новых умений и навыков, и для развития мотивационно-потребностной сферы учащегося, и также способствует формированию дружного коллектива в классе и, конечно же, воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть "одной командой", постоянно поддерживая друг друга. [Бим И. Л. 1989; – №1 – с. 21; Прохорова, Л.М. 1996; – с.21] Мотивированным к игровой деятельности, учащимся предлагается ролевая игра, в которой учащиеся делятся на две команды: команда следователей и команда покупателей. Каждый учащийся-покупатель выбирает себе продуктовую тележку и вступает в диалог с учащимся-следователем. Учащемуся-следователю важно провести более подробный допрос учащегося-покупателя, для того, чтобы выявить пропавшую тележку. В ходе игры учащиеся могут меняться ролями, что повышает ещё больший интерес учащихся к игровой деятельности. Во время игры учителю необходимо постоянно создавать мотивацию успеха у учащихся, чтобы поддерживать интерес к игровой деятельности и уверенность в правильности выбранного решения. В заключительной части урока учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, учителем выставляются оценки за урок и объясняется домашнее задание. Библиографический список 1. Бим И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. – 1989. – №1 – с. 21 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991 – с.400 3. Деревянко Н.Н. Английский язык : Английский язык нового тысячелетия/ New Millenium English: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н. Н. Деревянко, С. В. Жаворонкова, Л. Г. Карпова, Т. Р. Колоскова, Н. Б. Пономарева, Л. Н. Струкова. – 2-е издание. – Обнинск: Титул, 2012. – 176с. 4. Деревянко Н.Н. Английский язык : Английский язык нового тысячелетия/ New Millenium English: Книга для учителя/ Н. Н. Деревянко, С. В. Жаворонкова, Л. Г. Карпова, Т. Р. Колоскова, Н. Б. Пономарева, Л. Н. Струкова. – Обнинск: Титул, 2012. – 204 с. 5. Прохорова Л.М. Воспитание младшего школьника [Текст] // Развиваем творческую активность школьников / Л.М. Прохорова – 1996 №5, май – с.21 – 27. 6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.1 [Текст] // Сост. С.Ф. Егоров. / К.Д. Ушинский – М.: Педагогика, 1998 – с.640 |