План работы библиотеки БОУ «Комьянская средняя общеобразовательная школа»
на 2012-2013 учебный год.
I Задачи библиотеки:
1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.
2. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых информационных технологий.
4. Обеспечение всего контингента учащихся и педагогов учебниками.
5. Проведение разнообразной массовой работы с читателями с целью положительного воздействия на личность ребенка, развитие его духовных и нравственных ценностей.
6. Активизация работы по пропаганде краеведческой литературы.
7. Работа в тесном контакте с педагогами. Оказание помощи в представлении информации для проведения предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий, совместная работа по составлению заказа на учебники, УМК.
II Основные функции библиотеки:
Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концепции школы и в школьной программе.
Информационная - предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата, носителя.
Культурная - организовывать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействующие эмоциональному развитию учащихся.
Воспитательная - библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей
III Общие сведения о библиотеке:
- Количество читателей - 120 , из них учащихся – 101
- Объем библиотечного фонда на 1 09.12 – 4451 экз.
- Объем учебного фонда – 3456 экз.
IV Работа с библиотечным фондом.
1. Изучение состава фонда и анализ его использования.
2. Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.
3. Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда.
4. Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.
5. Оформление подписки на периодику, контроль доставки.
6. Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.
7. Учет библиотечного фонда.
8. Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.
9. Выявление и списание ветхих, морально-устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам ( в том числе оформление актов и изъятие карточек из каталогов).
10. Выдача документов пользователям библиотеки.
11. Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК.
12. Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов).
13. Проверка правильности расстановки фонда.
14. Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.
15.Работа по сохранности фонда:
- организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;
- систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
- обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;
- организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;
- обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.
16. Оформление накладных и их своевременная сдача в бухгалтерию
17. Инвентаризация.
18. Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек).
V Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.
Справочно-библиографическая работа.
1. Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий).
2. Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.
VI Воспитательная работа.
1. Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2. Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы:
- беседы
- литературные часы
- литературные игры
- викторины
- литературно-музыкальные композиции
- библиотечные уроки и т.д.
3. Популяризация лучших документов библиотечными формами работы.
4. Создание актива библиотеки и работа с ним:
- проведение благотворительных акций по сбору книг для школьной библиотеки «Подари книгу для библиотеки»;
- проведение рейдов по проверке состояния школьных учебников;
- награждение лучших читателей школьной библиотеки.
5. Совместная работа с сельской библиотекой.
6. Информационная работа:
а) Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
- совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;
-обзоры новых поступлений;
-подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
-оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету;
-помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;
-помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.
б) Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся:
- на абонементе,
-по предварительному заказу через МБА,
-подбор литературы для написания рефератов, докладов и т.д.
- помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям,
- проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий,
-информирование родителей о пользовании библиотекой их детьми,
- индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся начальной школы,
-выступление на родительских собраниях с информацией о новых поступлениях в фонд библиотеки.
VII Повышение квалификации.
1. Работа по самообразованию:
- освоение информации из профессиональных изданий;
- использование опыта лучших школьных библиотекарей;
- посещение семинаров, участие в курсах повышения квалификации, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.
2. Регулярное повышение квалификации.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
4. Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки.
IX Основные направления работы:
1. Познай себя (формирование гражданского отношения к самому себе).
2. Мир вокруг нас» (экологическое образование).
3. «Если хочешь быть здоров».
4. «Есть только миг». (Литературная гостиная).
5. Моя семья.
6. «Не могу я без Севера» (краеведение)
7. «Маленькая страна» (я и школа)
8. «Вологодские писатели – детям».
Приоритетное направление – литературное краеведение.
СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЯМИ
сентябрь
№ п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| Маленькая страна»
Посвящение в читатели
| Экскурсия в библиотеку «За мной, друзья мои, за мной!»
| Беседа-викторина
| 1класс
| 2
| Раскрытие книжного фонда
| «Как хорошо уметь читать».
| Книжная выставка
|
| 3
| Раскрытие книжного фонда
| «Зарождение российской государственности»
| Книжная выставка
|
| 5
| Раскрытие книжного фонда
| «1812 год – великая эпоха в жизни России»
| Книжная выставка
|
| 7
| Знаменательные даты
| «Недаром помнит вся Россия»
| Устный журнал
| 3- 5 кл.
| 8
| «Не могу я без Севера».
| «Мой Север милый…»
(75-лет О. Фокиной)
| Литературная гостиная
| 9 кл.
| 9
| Мир вокруг нас
| «Уж небо осенью дышало»…
| Информационная выставка
|
| О К Т Я Б Р Ь
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| Мир вокруг нас.
| «Покормите птиц зимой».
| Экологическая викторина
| 3 – 4 кл.
| 2
| Библиотечно-библиографические знания
| Структура книги и ее художественное оформление
| Библиотечный урок
| 2-4 класс
| 3
| Раскрытие книжного фонда
| «Профессия учитель
| Книжная выставка
|
| 4
| Знаменательные даты
| «Красною кистью рябина зажглась» ( 120-лет М. Цветаевой)
| Литературная гостиная
| 9,11 кл.
| 5
| «Не могу я без Севера»…
| «Тихая моя Родина»
(80-летие В. Белова)
| Обзор книг писателя
| 6-7 кл.
| 6
| Раскрытие книжного фонда
| «Душа бессмертна» (80-летие В. Белова)
| Книжная выставка
|
| 7
| «Есть только миг».
| « Поэты ходят пятками по лезвию ножа»… (памяти Владимира Высоцкого).
| Литературная гостиная.
| 6,9 кл.
| 8
| «Вологодские писатели – детям».
| «Жил - был поэт» (знакомство с творчеством Олега Кванина)
| Библиотечный урок
| 2 кл.
|
Н О Я Б Р Ь
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| Библиотечно-библиографические знания
| «Путешествие в страну каталогов»
| Библиотечный урок
| 5класс
| 2
| Раскрытие книжного фонда
| «Открывая неизвестные страницы»
| Книжная выставка
|
| 3
| Познай себя
| «Почему этот возраст называют опасным» (проблемы несовершеннолетних в современной художественной литературе).
| Обзор книг
| Обзор книг
| 4
| Моя семья
| «О самой лучшей и родной».
| Урок доброты
| 5 кл.
| 5
| Знаменательные даты
| «Читатель мой особенного рода» (125-летие С. Я. Маршака)
| Путешествие по книгам писателя
| 1-4 кл.
| 6
| «Если хочешь быть здоров».
| «Береги своё здоровье»
| Беседа-игра
| 1 кл.
| Д Е К А Б Р Ь
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| Раскрытие библиотечного фонда
| «Россия сегодня»
| Книжная выставка
|
| 2
| Познай себя
| День прав человека
| Беседа
| 3-4кл
| 3
| «Вологодские писатели – детям»
| «О деревне, о людях, о всякой живности»… ( по рассказам Василия Белова)
| Библиотечный урок
| 2 кл.
| 4
| Библиотечно-библиографические знания
| Книги, которые отвечают на все вопросы» (энциклопедии)
| Библиотечный урок
| 5-6 классы
| 5
| Знаменательные даты
| «Почитаем – поиграем»
(75 лет Э. Успенскому)
| Беседа-игра
| 1-4 кл.
| 6
| «Маленькая страна»
| «Новогодние чудеса»
| Викторина
| 5кл.
| 7
| Раскрытие библиотечного фонда
| «В ожидании праздника»
(Новый год)
| «Шипящая» выставка о праздновании Нового года: «Год Змеи».
|
| Я Н В А Р Ь
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| «Маленькая страна».
| «Хоровод зимних праздников»
| Беседа-игра
| 2-3 классы
| 2
| «Если хочешь быть здоров»
| «Выбор есть!» (профилактика вредных привычек)
| Беседа-игра
| 7-9 кл.
| 3
| «Не могу я без Севера».
| «Мы родины себе не выбираем» (вспоминаем Кванина)
| Литературная гостиная
| 6-7 классы
| 4
| Библиотечно-библиографические
знания
| «Периодика в школьной жизни»
| Библиотечный урок
|
| 5
| Познай себя
| «В мире профессий»
| Книжная выставка
|
| Ф Е В Р А Л Ь
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| «Маленькая страна».
| Твой учебник
| Рейд проверки
| 1-11кл.
| 2
| Библиотечно-библиографические
знания
| Мой любимый Интернет
| Библиотечный урок
| 8-9 кл.
| 3
| Календарные даты
| «Служили наши деды, служили и отцы».
(День защитника Отечества)
| Книжная выставка
|
| 4
| Мир вокруг нас.
| «Этот чудный лесной мир» (по книге И. Соколова-Микитова)
| Библиотечный урок
| 1 кл.
| 5
| «Вологодские писатели – детям».
| «Эти добрые стихи» (Творчество Татьяны Петуховой)
| Библиотечный урок
| 2 кл.
| М А Р Т
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| Календарные даты
| «Славим женщину-мать» (Международный женский день)
| Книжная выставка
|
| 2
| Библиотечно-библиографические знания
| Справочные издания: назначение, структура, использование
| Библиотечный урок
| 4-8 кл.
| 3
| Знаменательные даты
| «И это всё о нём»
(100-летие С. Михалкова)
| Литературный час
|
| 4
| Мир вокруг нас.
| «Вслед за капелькой воды»
(Всемирный День воды)
| Познавательная игра
| 1-2 кл.
| 5
| «Не могу я без Севера»
| «Спешите делать добрые дела»
(100-лет А. Яшину)
| Литературная гостиная
| 6 кл.
| апрель
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| Познай себя
| «Всё, что мы умеем сами» (книжки-самоделки, рисунки, стихи)
| Конкурс творческих способностей
|
| 2
| «Маленькая страна».
| «Наши верные друзья – книги»
(неделя детской книги)
| Конкурс любителей чтения
| 2-5кл.
| 3
| «Если хочешь быть здоров».
| «Выбери здоровый образ жизни!»
| Книжная выставка
|
| 4
| Мир вокруг нас.
| Заочная экскурсию в Чагринскую рощу.
| Познавательный час
| 3 кл.
| 5
| Познай себя
| «Шагая дорогой детства»
| Книжная выставка
|
| 6
| Библиотечно-библиографические знания
| «Летнее чтение. Учись вести читательский дневник»
| Библиотечный урок
| 2-4кл.
| М А Й
№
п/п
| Направление
работы
| Название мероприятия
| Форма
работы
| класс
| 1
| Раскрытие библиотечного фонда
| «День Победы… так он был от нас далёк».
| Книжная выставка
|
| 2
| Знаменательные даты
| «Вспомним всех поимённо»
| Библиотечный урок
| 6-7 кл.
| 3
| Маленькая страна
| Защита читательского формуляра
| Подведение итогов чтения
| 2-11кл.
| 4
| Познай себя
| «Вместе с книгой мы растем»
| Беседа-игра
| 1кл.
| |