Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новонадыровская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено
Директор Новонады- Зам. директора на заседании МО
ровской СОШ по УВР Протокол № ___ от
________Миназов И.М. ________ Газизова Г.А. «___»_________ 2012 г.
«___»_________ 2012 г. «___»_________ 2012 г.
Рабочая программа
по технологии
IV класс
Гарифуллиной Анисы Галимулловны
учитель II кв. категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №_1__ от
«___»____________2012 г.
2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Технология» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г.) В федеральном базисном учебном плане на изучение «Технологии» отводится 2 часа в неделю с III по IV класс. Всего – 136 часов. Из них 20 % - резерв свободного учебного времени.
В основе методики преподавания курса лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Содержание программы «Технология» представлено в виде следующих разделов.
Раздел «Работа с бумагой» ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми знаниями и умениями и способами работы с бумагой, на художественно-творческую деятельность через познание технологических и художественных свойств бумаги; предполагает овладение опытом практической деятельности по созданию полезных и красивых изделий из бумаги на основе освоения традиционной и современной технологии художественной обработки бумаги, применения средств художественной выразительности в декоративно-прикладных работах (силуэт, композиция, форма и пропорции, объем, пространство).
Содержание раздела «Работа с текстильными материалами» нацелено на познание технологических, эстетических свойств, способов обработки ткани; предполагает овладение младшими школьниками опытом трудовой деятельности на материале традиционных художественных ремесел: ручного узорного ткачества, ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки, знакомит с доступной учащимся начальной школы технологией выполнения элементов традиционного костюмного комплекса.
Разделы «Работа с глиной (пластилином)» и «Работа с природными материалами» нацелены на ознакомление учащихся со свойствами, приемами обработки и декорирования изделий из пластических и природных материалов. Овладение опытом практической деятельности осуществляется в процессе создания художественных изделий по мотивам традиционных школ народного мастерства из бересты, соломки, глины и др. на основе творческих принципов народного искусства (повтор, вариации, импровизация).
Отличительные особенности курса:
- раскрываются доступные пониманию учащихся исконные общерусские художественно-культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства;
- активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путём раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью;
- учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом» на примерах произведений художников и народных мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона и отечества – путь к познанию искусства любых эпох и народов.
В настоящее время в современном обществе стремительно растёт количество информации и, вследствие этого, жизненной необходимостью для каждого человека становится важным умение получать, перерабатывать и хранить её. Поэтому информатика играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному. Раздел «Практика работы на компьютере» предусматривает обучение младших школьников использованию компьютерных программ как средств учебного назначения, позволяя расширить ряд информационных источников.
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» вводится в 3 - 4 классах в качестве учебного модуля предмета «Труд» образовательной области «Технология».
Содержание модуля соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования предмета «Технология» (Приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089 «0б утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего и среднего (полного) общего образования». Данный учебный модуль направлен на подготовку учеников к жизни и деятельности в информационном пространстве и владению информационной культурой.
Основной целью обучения информатике в начальной школе является формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.
Главной задачей учебного модуля «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» является овладение учащимися умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предлагаемая программа по предмету «Технология» ориентируется на реализацию следующих целей:
овладение начальными трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда, полезных для человека и общества; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера;
освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; формирование первоначальных представлений о мире профессий;
воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Содержание данной программы отражает и вопросы гражданского образования:
содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с изобразительным искусством с учётом многообразия его видов (народное искусство, живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство) и архитектуры;
способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
способствовать формированию образного мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.
Обучение учебному предмету способствует формированию общеучебных умений, навыков и способов деятельности, а именно: умению выделять признаки и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач; планировать и организовывать свою деятельность и др. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).
Новизна и отличие данной рабочей программы заключается в следующем: увеличено количество часов на изучение всех разделов программы, что связано с увеличением недельной нагрузки.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки, истории и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром и математикой (геометрические фигуры и объёмы).
Основная форма организации учебного процесса – это уроки, в том числе уроки-конкурсы, уроки-вернисажи. Наряду с основной формой организации учебного процесса программа предполагает проведение экскурсий, посещение выставок в школе искусств; использование видеоматериалов о художественных музеях и картинных галереях, использование ИКТ (презентаций).
Подведение итогов по курсу «Технология» проводится по результатам практической деятельности школьников.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения технологии ученик должен
знать/понимать:
название, назначение ручных инструментов для обработки разных материалов (бумага, картон, глина, пластилин, ткань и т.д.) и правила пользования ими;
приёмы разметки (шаблоном, линейкой, циркулем);
виды соединений разных материалов (разъёмные, неразъёмные);
особенности вышивки разных регионов России;
традиционное искусство лоскутного шитья, набойки, ткачества;
понятия «рельеф», «барельеф», «контррельеф», «круглая многофигурная композиция»;
виды природных материалов, используемых в плетении;
что такое полное имя файла;
правила безопасного труда и личной гигиены при обработке различных материалов (в том числе с компьютером).
уметь:
анализировать произведения искусства, выражая своё эмоционально-эстетическое отношение к их содержанию и художественной форме;
решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза;
комбинировать различные приёмы работы с бумагой для достижения выразительного образа художественной вещи;
выполнять разные виды швов по мотивам народной вышивки;
использовать простейшие выкройки для изготовления изделий;
выполнять рельефные и объёмные многофигурные композиции из пластилина,
изготавливать изделия из природных материалов в технике плетения на основе простейших приёмов технологии в народном творчестве;
производить операции с файлами и папками: создавать, удалять, копировать, перемещать;
набирать текст на клавиатуре;
сохранять набранные тексты, открывать ранее сохраненные текстовые документы и редактировать их;
копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв;
вставлять изображения в печатную публикацию;
создавать схемы, таблицы и включать их в печатную публикацию;
создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации, включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы;
искать, находить и сохранять изображения и тексты, найденные с помощью поисковых систем.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т.д.);
самостоятельной творческой деятельности;
обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства;
соблюдения правил личной гигиены и использование безопасных приемов работы с матери пользоваться доступными художественными средствами и материалами; средствами информационных и коммуникационных технологий;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы;
решение учебных и практических задач с применением возможностей компьютера;
поиска информации с использованием простейших запросов;
изменения и создания простых информационных объектов на компьютере.
Учебно-тематический план
№ п/п
| Тема
| Кол-во часов
| В том числе
| уроки теории
| практика
| 1.
| Работа с бумагой.
| 13
| 1
| 12
| 2.
| Работа с тканью.
| 22
| 3
| 19
| 3.
| Работа с пластичными материалами.
| 5
| -
| 5
| 4.
| Работа с природными материалами.
| 8
| 2
| 6
| 5.
| Работа с разными материалами.
| 6
| -
| 6
| 6.
| Практика работы на компьютере.
| 14
| 3
| 11
| Итого:
| 68
| 9
| 59
| Сәгатьләр саны:
Барысы- 68 сәг., атнага-2 сәг.
Планлаштыру түбәндәге нигездә төзелде: «Сборник нормативных документов» Начальная школа. Дрофа. Москва 2004.
Дәреслекләр:В.Д Симоненко. «Технология» Учебник для 4 класса.Маленький мастер.
Москва «АСТ-Пресс школа» 2007.
А.В.Горячев «Информатика и ИКТ» Учебник для учащихся 4 класса. Москва «Баласс» 2008. Календарь-тематик план
№
| Тема
| Дәрес
тибы
| Контроль төре
| Укучы нәрсә белергә тиеш
|
Өй эше
| Сәг
саны
| Вакыты
| тиеш
| кергән
|
|
| I
| чирек
|
|
|
|
|
|
1
|
1
| Куркынычсызлык кагыйдәләре.Техник модельләштерү. “Конструктордан” транспорт төзү
| катнаш
| Мөст эш
| Куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәү
|
|
1
| 1.09
|
| 2
| 2
| Папкалар,каталоглар
| катнаш
| агымдагы
| Папкалар төзи белү
|
| 1
| 5.09
|
| 3
| 3
| Экскурсия-дәрес. Табигый материаллар җыю.
| экскурсия
| Мөст эш
| Табигый материалларны җыеп киптерә белү
|
| 1
| 8.09
|
| 4
| 4
|
Файлның тулы исеме
| катнаш
| агымдагы
| Файлның исемен язу
|
| 1
| 12.09
|
| 5
6
| 5
6
| Табигый материаллар һәм пластилин белән композиция төзү.
| катнаш
| Мөст эш
| Эш урынын әзерли һә җыештыру
|
| 2
| 15.09 19.09
|
| 7
8
| 7
8
| Файл һәм папкалар белән операция
| катнаш
| агымдагы
| Компьютерның куллану өлкәсен белү
|
| 2
| 22.09 26.09
|
| 9
| 9
| Мәктәп бакчасында эш. Чәчәк орлыклары җыю.
| Практик эш
| Мөст эш
| Чәчәк орлыкларын аеру
|
| 1
| 29.09
|
| 10
| 10
|
Компьютерда язу
| катнаш
| агымдагы
| Компьютерда яза белү
|
| 1
| 3.10
|
| 11
12
| 11
12
| Салам белән эш. Аппликация”күбәләк”
| катнаш
| Мөст.эш
| Үрнәк буенча эшләү
|
| 2
| 6.10 10.10
|
| 13
14
| 13
14
| Компьтерда хат.Хат язу тәртибе.
| катнаш
| агымдагы
| Хат язу тәртибен белү
|
| 2
| 13.10 17.10
|
| 15
16
| 15
16
| Картоннан күләмле әйберләр. (тартма)
| катнаш
| Мөст.эш
| Схема буенча бөкли белү
|
| 2
| 20.10 24.10
|
| 17
18
| 17
18
| Текст язу.Текстны бизәү.
| катнаш
| агымдагы
| Текст яза белү
|
| 2
| 27.10 31.10
|
|
|
|
| II
| чирек
|
|
| 1
|
|
| 19
20
| 1
2
| Куркынычсызлык кагыйдәләре.
Тукыма белән эш. Йомшак уенчык”Елан”
| катнаш
| Мөст.эш
| Куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәү.
Тукыма белән эшләү тәртибен белү
|
| 2
| 3.114.11
|
| 21
22
| 3
4
| Басма публикацияләр.Басма публикацияләр өчен программалар.
| катнаш
| агымдагы
| Программалар сайлый белү
|
| 2
| 17.11 21.11
|
| 23
| 5
| Техник модельләштерү.”Контруктор” детальләреннән техника җыю.
| катнаш
| агымдагы
| Детальләрне дөрес тоташтыру
|
| 1
| 24.11
|
| 24
| 6
| Компьютерда белемнәрен тикшерү
| катнаш
| агымдагы
| Алган белемнәрне куллана белү
|
| 1
| 28.11
|
| 25
| 7
| Картон белән эш. Стаканчик.
| катнаш
| Мөст.эш
| Үрнәк бенча бөкли белү
|
| 1
| 1.12
|
| 26
| 8
| Электрон публикацияләр
| катнаш
| агымдагы
| Кирәкле программаларны белү
|
| 1
| 5.12
|
| 27
| 9
| Кәгазь белән эш. Браслет үрү.(клейсыз тоташтыру)
| катнаш
| Мөст эш
| Тотштыру юлларын белү
|
| 1
| 8.12
|
| 28
| 10
| Информацияләр эзләү
| катнаш
| агымдагы
| Электрон публикацияләрдән информацияләр эзләү
|
| 1
| 12.12
|
| 29
| 11
| Тукыма белән эш. Салфетка чигү.(тамбурный шов)
| катнаш
| Мөст.эш
| Чигү алымнарын белү
|
| 1
| 15.12
|
| 30
| 12
| Компьютер буенча алган белемнәрен тикшерү
| Контроль дәрес
| Мөст.эш
| Алган белемнәрен прктикада куллану
|
| 1
| 19.12
|
| 31
| 13
| Полуфабрикатлар белән эш. Шырпы тартмаларыннан фигура ясау
| катнаш
| Мөст.эш
| Тоташтыру юлларын белү
|
| 1
| 22.12
|
| 32
33
| 14
15
| Уенчык ясау алгоритмы.Түгәрәкләрдән күләмле уенчык-шар.
| катнаш
| Мөст.эш
| Бөкләү юлларын белү
|
| 2
| 26.12 16.01
|
| 34
| 16
| Тукыма белән эш.
| катнаш
| Мөст эш.
| Эш тәртибен белү
|
| 1
| 19.01
|
|
|
|
| III
| чирек
|
|
|
|
|
| 35
36
| 1
2
| Куркынычсызлык кагыйдәләре.
Тукыма белән эш. Йомшак уенчык “Бака”
| катнаш
| Мөст.эш
| Куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәү.
Тукыманың үзлекләрен белү
|
| 2
| 23.01 26.01
|
| 37
38
| 3
4
| Энә кадагыч ясау.
| катнаш
| Мөст эш
| Эскиз буенча эшли белү
|
| 2
| 30.01 2.02
|
| 39
| 5
| Кәгазь, картон белән эш. Карточка кую өчен рам ясау.
| катнаш
| Мөст.эш
| Кәгазь һәм картонның үзлекләренбелү
|
| 1
| 6.02
|
| 40
| 6
| Техник модельләштерү
| катнаш
| Мөст.эш
| Конструктордан гади машиналар ясау
|
| 1
| 9.02
|
| 41
| 7
| Ямау салу, төймә тагу (әниләргә ярдәм). Үз-үзеңне карау.
| катнаш
| Мөст.эш
| Үз кием-салымыңны тәртиптә тота белү.
|
| 1
| 13.02
|
| 42
43
| 8
9
| Схема уку.Схема буенча өй җиһазлары.
| катнаш
| Мөст.эш
| Схеманы укый белү.
|
| 2
| 16.02 20.02
|
| 44
45
| 10
11
| Кәгазь, картон белән эш. Схема укып, өй җиһазлары ясау.
| катнаш
| Мөст .эш
| өй җиһазларын саклый белү
|
| 2
| 23.0227.02
|
| 46
47
48
49
| 12
13
14
15
| Папье-маше белән танышу.
Пластилиннан фигура әвәләү
| катнаш
| Мөст. эш
| Папье-маше ның үзлекләрен белү
|
| 4
| 2.03 6.03 9.03 13/03
|
| 50
| 16
| Мозаика белән эш. Детальләрне дөрес тоташтыру.
| катнаш
| Мөст.эш
| Детальләрне дөрес тоташтыра белү.
|
| 1
| 16.03
|
| 51
| 17
| Картон белән эш.
| катнаш
| Мөст.эш
| Картонны дөрес бөкли белү
|
| 1
| 20.03
|
| 52
| 18
| Төрле материал белән эш. Ясалма тиредән пояс. Тирене дөрес ябыштыру.
| катнаш
| Мөст эш
| Тиренең үзлекләрен белү.
|
| 1
| 23.03
|
| 53
54
| 19
20
| Поролон белән эш.Аның үзлекләре.Паролонга форма бирү.Уенчыклар ясау.
| катнаш
| Мөст.эш
| Эскиз буенча форманы кисү
|
| 2
| 3.04 6..04
|
|
|
|
| IV
| чирек
|
|
|
|
|
| 55
56
| 1
2
| Картоннан хәрәкәтле уенчыклар ясау.(клоун)
| катнаш
| Мөст.эш
| Хәрәкәтле уенчыклар ясау тәртибен белү
|
| 2
| 10.0413.04
|
| 57
58
| 3
4
| Полуфабрикатлар белән эш.Детальләрне җепкә төзү.
| катнаш
| Мөст эш
| Төсләрне дөрес сайлый белү
|
| 2
| 17.04 20.04
|
| 59
60
| 5
6
| Тукыма белән эш. Бияләй тегү.
| катнаш
| Мөст эш
| Бияләй тегү тәртибен белү
|
| 2
| 24.04 27.04
|
| 61
62
| 7
8
| Бәйләү энәләре.Күзәнәк җыю.Уң һәм сул.
| катнаш
| Мөст.эш
| Күзәнәк җыярга өйрәнү.
|
| 2
| 1.05 4..05
|
| 63
| 9
| Техник модельләштерү.
| катнаш
| Мөст. эш
| Кран ясау тәртибен белү.
|
| 1
| 8..05
|
| 64
| 10
| Картонны төсле кәгазь белән бизәү
| катнаш
| Мөст.эш
| Шаблон буенча ясый белү
|
| 1
| 15.05
|
| 65
| 11
| Төрле материаллар белән эш.( кәгазь, проволока)
| катнаш
| Мөст.эш
| Үрнәк буенча эшли белү.
|
| 1
| 18.05
|
| 66
| 12
| Пенопласт белән чәчәк ясау.
| катнаш
| Мөст.эш
| Пенопластның үзлекләрен белү.
|
| 1
| 22.05
|
| 67
68
| 13
14
| Куркынычсызлык кагыйдәләре.
Бакчада эш. Күпьеллык чәчәкләрне йомшарту, су сибү. Берьеллык чәчәкләр чәчү, су сибү.
| катнаш
| Бакчада эш.
| Куркынычсызлык кагыйдәләрен үтәү.
Чәчәкләрне тану һәм аларны эшкәртә белү.
|
| 2
| 25.05 29.05
|
| |