МЕТОДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА Краткая характеристика урока: Название урока: «Virtual Tourism» («Виртуальный туризм»)
Предмет: английский язык.
Дата проведения урока: 15 марта 2008 г.
Продолжительность урока: 2 академ. час. (45+45 мин.).
Учитель: Корчажкина Ольга Максимовна.
Класс: 5 (4 урока ИЯ в неделю).
Количество учащихся, присутствовавших на уроке: 13 чел.
Учебное заведение: Центр образования № 1678 «Восточное Дегунино», СОУО ДО г. Москвы.
Учебное пособие: Майкл Харрис, Дэвид Моуэр, Анна Шикоржинска, “Challenges”, уровень Elementary, изд. «Pearson Longman», 2007 г.
Тип урока:
по предметному содержанию – урок-виртуальное путешествие;
по тематике – путешествие по Великобритании и Ирландии;
по коммуникативной направленности – комбинированный речевой урок (урок по формированию комплексных навыков речевой деятельности на ИЯ: чтения, аудирования и устной речи);
по когнитивной составляющей – развитие навыков аналитического мышления и умений поисковой деятельности.
Место урока в цикле уроков: завершающий урок цикла «2 Neighbours».
_________________________________________________________________ Методическая карта урока: Методическая проблема урока:
Формирование комплексных навыков РД у учащихся уровня Elementary является одной из самых сложны задач как для учащихся, так и для учителя ИЯ. Поэтому построение подобных уроков должно опираться на следующие дидактические положения:
предъявление многочисленных и разнообразных примеров, заданий и упражнений;
контекстуализацию предъявляемого учебного материала;
рассмотрение сложных явлений в системе, взаимодействии части и целого;
опору на глубины личности ученика (персонификация);
воздействие на эмоциональную сферу (то, что поражает – лучше усваивается);
формирование избирательного внимания и целенаправленных интеллектуальных усилий;
интерактивное взаимодействие с учебным материалом.
Наиболее полноценная реализация данных положений возможна только с использованием на уроке информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). С этой целью учителем О.М. Корчажкиной и учащейся 11 класса Д.Е.Степановой созданы три электронных интерактивных ресурса (с помощью MS-приложения PowerPoint с элементами программирования на языке VBA.). Цель урока: формирование и развитие комплексной иноязычной коммуникативной
компетенции учащихся.
Задачи урока:
обучающие (практическое овладение языковым и речевым материалом урока):
1) формирование базовых знаний по теме «Путешествия и достопримечательности»;
2) развитие произносительных навыков (географически названия);
3) закрепление и использование языковых возможностей глагольных форм Present Simple и Present Continuous при осуществлении РД в заданном коммуникативном контексте;
4) развитие навыков работы с аутентичным текстом (изучение контекстно-зависимых лексических единиц, изучение англо-русских лексических эквивалентов, выделение основной идеи текста, проверка детального понимания текста с помощью ответов на вопросы);
5) развитие навыков аудирования в форме работы с аудио и видеосюжетами;
6) формирование навыков диалогической речи в ситуациях общения с использованием изученного языкового и речевого материала;
7) интегрированные навыки работы с интерактивными электронными материалами на компьютере;
познавательные (развитие познавательной активности учащихся):
1) развитие познавательных компетенций через поисково-исследовательскую языковую деятельность;
2) освоение способов аутентичного поведения в коммуникативных ситуациях;
развивающие (развитие творческой и личностной активности учащихся):
1) развитие языковой догадки, речевой памяти, проблемного мышления, сосредоточенного внимания;
2) овладение рациональными приемами и способами формирования базовых коммуникативных компетенций через стратегии когнитивно-деятельностного подхода;
3) овладение навыками рефлексии и самооценки, стремление к самосовершенствованию;
воспитательные (приобретение положительного опыта совместной работы в парах и группах):
1) формирование чувства товарищеской взаимопомощи, взаимовыручки;
2) формирование отношений толерантности;
3) формирование чувства ответственности за результат работы. Методическая концепция урока (стратегия или подход): Реализация составляющих когнитивно-деятельностного подхода к процессу активного усвоения нового материала (сочетание сознательных психологических механизмов с деятельностными стратегиями). Метод обучения, используемый на уроке (тактическая модель): сознательно-практический метод, опирающийся на осознанное усвоение языковых и речевых единиц, необходимых для общения в ходе осуществления речевой практики. Методические принципы урока (отражают специфику обучения ИЯ):
принцип коммуникативности (овладение ИЯ как средством общения);
принцип функциональности (усвоение языковых единиц в связи с их функциями в речи);
принцип ситуативно-тематической представленности учебного материала (представление аутентичного учебного материала в виде ситуации общения по теме «Достопримечательности Великобритании и Ирландии»);
принцип комплексности (взаимосвязанное обучение аспектам языка и видам речевой деятельности);
принцип концентризма (цикличность в освоении языковых и речевых единиц).
Методическое содержание урока «Виртуальный туризм» сведено в табл. 1. Учебный материал урока:
На уроке осуществлялась работа со следующим учебным материалом:
упр. 1, 2, 3 и 5 из рабочей тетради к учебному пособию М. Харриса, Д. Моуэра, А. Шикоржинской “Challenges 2”, изд. «Pearson Longman», 2007 г., с. 18-19 (см. документ «6_Приложение4_CallengesWB_p18-19.doc» из папки «Мет материалы»);
интерактивные электронные упражнения и слайд-лекция в виде мультимедийных разработок к уроку, составленные учителем О.М. Корчажкиной и учащейся 11 класса Д.Е.Степановой по аутентичным источникам (файлы ресурсов «1Virtual Tourism.pps», «2London.pps» и «3Quiz.pps» в папке «ЭОР»);
географические карты: мира, России, Великобритании и Ирландии.
Таблица 1.
Методическое содержание урока «Виртуальный туризм»
№ этапа урока
| Название этапа урока
| Цель этапа урока
| Основные задачи этапа
| Содержание этапа урока
| 1-й этап
| Организацион-ный этап.
| Организация со-средоточенного
внимания уча-щихся на теме урока и видах деятельности.
| 1. Создание благо-приятного психо-логического кли-мата урока.
2. Настрой на сов-местную деятель-ность.
| а) приветствие;
б) объявление темы и плана урока.
| 2-й этап
| Вводный этап «Подготовка к путешествию»
| Формирование
положительной мотивации уча-
щихся.
| 1. Актуализация
прошлого опыта
учащихся связан-ного с темой урока. 2. Развитие навыков поисковой деятель-ности и произноси-тельных навыков (географиические названия).
3. Извлечение вы-борочной информа-ции из видеосюже-тов.
| а) беседа на понимание темы урока;
б) отработка произно-шения географических названий;
в) работа с географи-ческими картами в хо-де коллективной поис-ковой деятельности.
г) беседа на тему «Где ты побывал?»;
д) просмотр видеосю-жетов об англоязычных странах и их столицах;
е) соотнесение видео и текстовой информации.
| 3-й этап
| Когнитивный этап «Вирту-альное путе-шествие по Лондону»
| Формирование навыка комп-лексного пони-мания и воспри-ятия «живого» иноязычного текста по социо-культурной те-матике.
| 1. Усвоение социо-культурной инфор-мации через визуа-льно-текстовый ряд.
2. Формирование навыка ведения записей заданной информации во время «живой» лекции на ИЯ.
3. Развитие навыка применения полу-ченной информа-ции для выполне-ния различных типов коммуника-тивных заданий.
| а) введение нового социокультурного материала в виде слайд-лекции «Путе-шествие по Лондону»;
б) ведение записей во время слайд-лекции;
в) обсуждение социо-культурных и социо-лингвистических реа-лий, связанных с дос-топримечательностями Лондона в виде ответов на концептуальные вопросы;
г) проведение компь-ютерной викторины о Лондоне.
| 4-й этап
(основ-ной)
| Комбинированный когнитив-но-коммуника-тивный этап «Что такое “виртуальный туризм”?»
| Формирование и развитие комп-лексных навы-ков РД на ИЯ.
| 1. Формирование навыков чтения с извлечением основ-ной информации.
2. Развитие лекси-ко-грамматических навыков (употре-бление глагольных форм Present Simple и Present Continuos, усвоение активной лексики).
| а) поиск русско-анг-лийских соответствий;
б) подбор заголовка к тексту;
в) поиск слов в тексте по толкованиям;
г) выполнение интер-активных подстановоч-ных лексико-грамма-тических упражнений;
| 5-й этап
| Комбинирован-ный коммуни-кативный этап «От виртуаль-ности – в реа-льность»
| Формирование навыков анализа речевых функ-ций на базе текс-тов для чтения, аудирования, просмотра ви-деофрагмента.
| 1. Развитие навыков аудирования с из-влечением разно-уровневой инфор-мации.
2. Подготовка в вы-ходу в реальную коммуникацию через персонифика-цию и коммуника-тивный контекст.
3. Развитие навыков речевого общения.
| а) просмотр видео-сюжета и выполнение подстановочного уп-ражнения на извлече-ние заданной информа-ции;
б) выполнение задания на аудирование с из-влечением детальной информации;
в) беседа по тексту для аудирования в виде ответов на вопросы;
г) анализ текста как источника материала для диалогической речи;
д) анализ аутентичнос-ти ответов на вопросы;
е) речевая практика по заданной коммуника-тивной ситуации.
| 6-ой этап
| Заключитель-ный этап.
| Рефлексия проделанной работы.
| Качественная и кол-ичественная оценка достижений уча-щихся на уроке.
| а) домашнее задание: подготовка диалога.
б) выставление отме-ток;
в) подведение итогов урока.
|
Приемы и технологии, используемые на уроке:
фронтальная беседа;
дискуссия;
индивидуальная работа на компьютере;
парная работа по выполнению упражнений и заданий;
поисковая деятельность;
Технические и вспомогательные средства:
1) автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя, включающее
компьютер;
мультимедийный проектор;
настенный экран;
2) компьютеры учащихся;
3) дидактические материалы «экскурсионный листок» и интерактивные электронные материалы в MS PowerPoint с элементами VBA;
4) традиционные вспомогательные средства: ТСО1. __________________________________________________
Организационная карта урока: Роли учителя на уроке:
организатор учебной деятельности, навигатор;
консультант;
наставник;
партнер;
собеседник;
контролер правильности выполнения заданий и упражнений.
Формы взаимодействия учащихся:
индивидуальная;
парная;
коллективная.
Формы когнитивной деятельности учащихся:
гипотеза,
осознание,
поиск и решение проблем,
синтез,
анализ,
сравнение,
сопоставление,
классификация,
обобщение,
рефлексия.
Формы коммуникативной деятельности учащихся:
чтение;
аудирование и просмотр видеосюжетов;
познавательная работа с географическими картами;
письмо (заполнение «экскурсионного листка»);
монологическое высказывание (рассуждение, предположение, описание),
диалог.
Формы взаимодействия учителя и учащихся на уроке:
фронтальная беседа,
дискуссия,
консультация,
совместная поисковая деятельность.
_____________________________________________________________________________ Результативность урока (самоанализ) Результаты самоанализа урока позволяют сделать вывод, что предложенный учебный материал в целом хорошо усвоен подавляющим большинством учащихся, которые продемонстрировали высокий уровень мотивации, проявляя активность и заинтересованность в ходе выполнения заданий. Оценки учащихся: «отлично» – 7 чел., «хорошо» – 4 чел., «удовлетворительно» – 2 чел.
Цель урока – формирование и развитие комплексной иноязычной коммуникативной компетенции учащихся – в целом достигнута и поставленные задачи решены достаточно эффективно, а именно:
с обучающей точки зрения – на данном уроке происходит формирование и развитие комплексных иноязычных навыков учащихся в рецептивных и продуктивных видах РД, а также навыки работы с интерактивными электронными ресурсами на ПК;
с познавательной точки зрения – учащиеся учатся работать с различными источниками информации на ИЯ: географическими картами, текстами, видео и аудиоинформацией;
с развивающей точки зрения – когнитивно-деятельностный подход, позволяет учащимся активизировать, развивать и совершенствовать свои поисковые навыки и творческие способности;
с воспитательной точки зрения – приобретение учащимися навыков работы в паре и коллективе является залогом их личностного роста.
|